Interested Article - Кинематограф Албании

Кинематограф Албании ( алб. Kinemaja Shqiptare ) — отрасль культуры и экономики Албании, занимающаяся производством и демонстрацией фильмов зрителям.

Ранний период (1911—1944)

Первые албанские фильмы были документальными лентами, снятыми иностранными кинооператорами, первый такой фильм был посвящён (алб.) 1908 года, который утвердил албанский алфавит .

Первые публичные демонстрации кинофильмов в Албании состоялись в 1911—1912 годах в Шкодере и Корче , где демонстрировались исключительно иностранные фильмы, одним из них была чёрная комедия «Благонадёжный Пэдди» — история загробной жизни человека, который был не в состоянии присутствовать на собственных похоронах. После первой мировой войны в городах Албании — Влёре , Тиране , Берате и других стали строиться кинотеатры и развиваться частный кинопрокат. До 1940-х годов производство собственных фильмов в Албании отсутствовало.

Коммунистический период (1945—1992)

Обложка для DVD фильма « Великий воин Албании Скандербег »

В 1945 году коммунистическое правительство Албании основало Албанский институт кинематографии, который в 1952 году был реорганизован в киностудию «Новая Албания» (с начала 1990-х — (алб.) ). До конца 1940-х годов в стране выпускались только хроникальные ленты , с начала 1950-х стало развиваться документальное кино, вышли такие фильмы как «Свет над Албанией», «Фестиваль народной песни», «Албания, цвети» (вместе с СССР), «Славный путь». В 1954 году, совместно с советскими кинематографистами, был снят первый албанский художественный фильм « Великий воин Албании Скандербег » (режиссёр — С.Юткевич ), который вошёл в число призёров Каннского кинофестиваля 1954 года (номинация — «Особое упоминание») . Другие известные албанские фильмы 1950-х — «Её сыновья» ( алб. Fëmijët e saj , 1957, режиссёр Х.Хакани) и « Тана » (1958, режиссёр Криштач Дамо ). « Тана » — любовная мелодрама, известна как первый албанский фильм, в котором есть сцены поцелуев. В 1960 году совместно с болгарскими кинематографистами был снят научно-популярный фильм «Песнь Розафы» (режиссёры — И.Пандо, Ю.Арнаудов).

В 1960-х годах в Албании выпускались в основном фильмы на тему Второй мировой войны и борьбы с итальянскими и немецкими оккупантами и носили в основном пропагандистский характер. Самые известные кинорежиссёры того периода — Димитер Анагности, Виктор Гжика, Гёзим Эребара и Пиро Милкани.

В 1970-х годах в силу изоляционистской политики режима Э.Ходжи произошло резкое сокращение количества зарубежных фильмов в албанском прокате, а собственное кинопроизводство составляло 5-6 картин в год, к концу 1970-х оно дошло до 8-10 картин в год, а в 1980-е — до 14 фильмов в год. К 1990 году в Албании было произведено в общей сложности около 200 фильмов.

Среди фильмов 1970-х годов известность получили комедии «Капитан» (1972, режиссёры Фехми Хошафи и Мухарем Фейджо) и «Бени ходит сам» (1975, режиссёр Джанфис Кеко ). Наиболее известными кинорежиссёрами 1970-х были Рикард Лярья, Саймир Кумбаро, Ибрагим Мучай, Криштак Митро и Эсат Мислю. Этот период также отмечен началом производства телевизионных фильмов, таких как «Дорога к грамоте» режиссёра В.Прифти (1978). В 1980-е годы вышли на экраны такие фильмы как «Лицом к лицу» , режиссёры (англ.) и Пиро Милкани (1979); Тёплые руки ( алб. Dora e ngrohtë ), режиссёр К.Чашку (1983), Эпоха великих зорь ( алб. Agimet е stinës SE madhe ), режиссёр А.Минга (1981), Давнее время ( алб. Kohe е largët ), режиссёр С.Печани (1983) и Струна для скрипки ( алб. Tela për violinë ), режиссёр Б.Капексю (1987).

В 1970-80-х годах было снято также 20-40 документальных фильмов пропагандистского характера, в это время появилась также албанская мультипликация , в частности мультфильм «Зана и Мири» режиссёров В.Дробонику и Т.Васо (1975); в год выпускалось около 16 мультфильмов. К концу 1980-х годов в Албании было более 450 кинотеатров, но большая часть оборудования в них морально и физически устарела.

Посткоммунистический период (с 1992)

В 1990-х, переход к демократической форме государственного устройства привёл к большим изменениям в албанском кинематографе. Киностудия «Новая Албания» распалась на ряд мелких частных студий, где фильмы снимали албанские режиссёры, а также иностранные, совместно с новым Национальным центром кинематографии ( алб. Qendra Kombëtare е Kinematografisë ). У албанских зрителей заметна ностальгия по старым албанским фильмам, пропагандистские аспекты которых воспринимаются скорее с юмором, чем с гневом.

Среди албанских фильмов последних лет наибольшей популярностью пользуются такие ленты как « Полковник Бункер » ( алб. Kolonel Bunker ) , «Слоганы» ( алб. Parullat ), «Тирана, нулевой год» ( алб. Tirana viti 0 ) и другие.

В конце 1990-х в Албании построен ряд современных кинотеатров (как, например, «Миллениум» в Тиране), где демонстрируются в основном западные (преимущественно американские) фильмы .

В 2010 году в Москве на XXXII Международном кинофестивале германо-албанский фильм «Албанец» получил спецприз жюри «за честную и трогательную форму», а исполнитель главной роли — «Серебряного Георгия» за лучшую мужскую роль. Герой фильма — гастарбайтер, после того, как от него забеременела односельчанка, он вынужден уехать на заработки в Германию, чтобы жениться на любимой, и, пережив массу приключений, в том числе и криминального характера, возвращается на родину .

Примечания

  1. . Дата обращения: 20 марта 2014. 20 марта 2014 года.
  2. . Дата обращения: 20 марта 2014. 2 марта 2014 года.
  3. . Дата обращения: 20 марта 2014. 20 марта 2014 года.
  4. . Дата обращения: 20 марта 2014. 21 марта 2014 года. 32-й Московский международный кинофестиваль

Литература

  • Abdurrahim Myftiu, Albanian Cinema.Guide of Albanian History and Cultural Heritage. Tirana, 2000
  • Françoise Audé, article, Positif , numéro327, p.73.
  • Anne-Marie Autissier, «Le Cinéma albanais : état des lieux et perspectives», Le Bulletin de l’IDATE numéro41, 1990, p.47-50.
  • Collectif, Le Cinéma albanais , Paris, Groupe de travail de l’Université de Vincennes-Paris VIII, 1975, 58 p.
  • Gérard Girard, «Le cinéma albanais», Écran , numéro48, p.73.
  • Guy Hennebelle, «Les méfaits de l’angélisme socialiste», Écran , numéro58, p.5.
  • François Quénin, article, Cinéma , numéro|435, p.6.
  • André Serceau, «Cinéma-mensonge : Staline pas mort», Écran , numéro80, p.7.

Ссылки

Источник —

Same as Кинематограф Албании