Арнольд, Роберт-Франц
- 1 year ago
- 0
- 0
Роберт Франц ( нем. Robert Franz , настоящее имя Роберт Франц Юлиус Кнаут , нем. Robert Franz Julius Knauth ; 28 июня 1815 года , Галле — 24 октября 1892 года , там же) — немецкий композитор , дирижёр и органист .
В детские годы пел в школьном хоре, но не получил возможности учиться музыке из-за противодействия родителей и лишь в 1835 — 1837 гг. получил возможность отправиться для изучения композиции в Дессау к Фридриху Шнайдеру . Вернувшись в родной город, частным образом изучал творчество Баха и Генделя . В 1841 году получил должность органиста в церкви Святого Ульриха в Галле, в 1842 — 1867 гг. был дирижёром Певческой академии Галле, которая с 1907 года носит его имя. В 1843 году была издана первая тетрадь романсов Франца, оценённая Шуманом и Листом . С 1859 года был музикдиректором Университета Галле , в 1861 году получил в нём звание почётного доктора философии . В 1868 году оставил все посты из-за поразившей его глухоты . В том же году ему была назначена пенсия за большие заслуги в пропаганде произведений Баха. В 1872 году при содействии нескольких лиц, в том числе Листа и Иоахима , было организовано концертное турне , все сборы с которого (30000 таллеров) были переданы Францу .
Существенную часть сочинений Франца составляют песни (около 350) на слова Г. Гейне , Н. Ленау , Й. Эйхендорф , Э Мёрике , В. Остервальда. Франц — один из лучших мастеров немецкой лирической песни середины XIX века, его называли «Шубертом полифонии». Его песни роднят к вокальным сочинениям Шумана импровизационность, своеобразие гармонического языка, интимность. но, в отличие от песен Шумана, в песнях Франца ограничен чувственный диапазон. По словам самого композитора, его песни «…должны нести покой и умиротворение». Франц оказал влияние на песенное творчество Брамса и Вольфа .
Лучшие песни — «Колыбельная», «Лотос», «О взгляни, я на лугу», им присущи изысканность и поэтичность. В творчестве Франц сочетал романтические традиции Шумана с музыкой Баха. Среди его других произведений — около 30 произведений для хора , в том числе Литургия для смешанного хора и Кyriе для 4-голосного хора a cappella и солистов , и «117-й псалм » («Хвалите господа, все народы») для хора a cappella. Обрабатывая и модернизируя партитуры Баха (в том числе — «Страсти по Матфею», «Магнификат») и Генделя (например, «Мессия»), Франц стремился сделать их более доступными для исполнения обычными вокально-инструментальными составами. Некоторые критики считали, что Франц искажает подлинник сочинений, перерабатывая их.