Кипро-генуэзская война
- 1 year ago
- 0
- 0
Генуэзская конференция ( англ. Genoa Conference , итал. Conferenza di Genova , фр. Accords de Gênes , нем. Konferenz von Genua ) — международная встреча по экономическим и финансовым вопросам в Генуе ( Италия ) 10 апреля — 19 мая 1922 года при участии представителей 29 государств и 5 британских доминионов . Конференция имела большое значение для правительства РСФСР , которое не имело тогда международного признания.
Председателем делегации РСФСР был назначен Владимир Ленин , заместителем — Георгий Чичерин , который в Генуе, куда Ленин не выезжал, пользовался всеми правами председателя.
В состав делегации также входили: Леонид Красин , Максим Литвинов , Вацлав Воровский , Ян Рудзутак , Адольф Иоффе , Христиан Раковский , Нариман Нариманов , Буду Мдивани , Александр Бекзадян , Александр Шляпников , Файзулла Ходжаев , Тимофей Сапронов , Николай Янсон . Делегация представляла не только РСФСР, но также и все прочие советские республики: Азербайджанскую, Армянскую, Белорусскую, Бухарскую, Грузинскую, Украинскую, Хорезмскую, а также интересы Дальневосточной республики. Протокол от 22 февраля 1922 года передал РСФСР все права представительства этих восьми республик на Генуэзской конференции . В этом протоколе было указано, что хотя республики независимы, но их связывают с РСФСР «неразрывные братские и союзные связи» .
США, отказавшиеся участвовать в работе конференции, были представлены на ней наблюдателем — послом в Италии .
Из делегатов западных государств наиболее активную роль играли Дэвид Ллойд Джордж , Джордж Керзон (Великобритания), Йозеф Вирт , Вальтер Ратенау (Германия), Луиджи Факта (Италия), Луи Барту , (Франция).
Официальной целью конференции было изыскание мер "к экономическому восстановлению Центральной и Восточной Европы". Но главным вопросом, стоявшим на конференции, был, по существу, вопрос об отношениях между РСФСР и капиталистическим миром после провала попыток свержения советской власти путем военной интервенции.
Специальный комитет экспертов, работавший в Лондоне с 20 по 28 марта 1922 , подготовил проект резолюции, в которой от Советской России требовалось признать все долги, финансовые обязательства предыдущих правительств России, принять на себя ответственность за все убытки от действий как советского, так и предшествующих ему правительств или местных властей. От Советской России потребовали уплаты 18,5 миллиарда золотых рублей довоенных и военных долгов, то есть фактически западные страны рассчитывали использовать экономические ресурсы Советской России для решения своих послевоенных экономических проблем.
Советская делегация отвергла эти требования и, в свою очередь, выдвинула контрпретензии о возмещении Советскому государству убытков, причиненных иностранной интервенцией и блокадой в размере 39 миллиардов золотых рублей.
Вместе с тем, желая найти почву для соглашения и восстановления экономических связей с западными государствами, советская делегация на Генуэзской конференции 20 апреля 1922 года заявила, что Советское правительство готово признать довоенные долги и преимущественное право за бывшими собственниками получать в концессию или аренду ранее принадлежавшее им имущество при условии признания Советского государства де-юре, оказания ему финансовой помощи и аннулирования военных долгов и процентов по ним.
О том, в какую сумму большевики оценили национализированный иностранный капитал можно судить по служебной записке Г. В. Чичерина от 2 марта 1922 года: «До начала революции в России числилось 327 предприятия с иностранным капиталом, с общим акционерным капиталом приблизительно в 1.300.000.000 рублей. Главная масса иностранного капитала 989.800.000 р. инвестирована в горной, горнозаводской и металлообрабатывающей промышленности, 152.300.000 р. вложено в электротехническую промышленность. Если исключить Польшу, Литву, Латвию и Эстонию, предприятий с иностранным капиталом на долю России придется 263 с основным капиталом около 1.168.000.000 рублей. Бельгийско-французских капиталов вложено 622 миллиона рублей, германских — 378 миллионов рублей, английских — 226 миллионов рублей. Как видите, ничего безбрежного нет» .
Российская делегация внесла предложение о всеобщем разоружении.
Советская сторона настаивала на участии в конференции Черногории , включённой после Первой мировой войны в состав Югославии, где тогда велось партизанское движение против югославских властей . Кроме того, советская сторона требовала включения в повестку конференции вопроса о прекращении помощи белой эмиграции .
Вопросы, поднимавшиеся на конференции, разрешены не были; часть из них была перенесена на Гаагскую конференцию 1922 года .
В ходе Генуэзской конференции советскому правительству удалось заключить Рапалльский договор с Германией.
Участие большевиков в конференции вызвало негодование в среде русской эмиграции. Проходившее в ноябре 1921 года Заграничное Собрание Русских Церквей (известное в литературе как Первый Всезарубежный Собор Русской Православной Церкви за рубежом ) приняло в декабре специальное Обращение к конференции, написанное митрополитом Антонием (Храповицким) , где отрицалась законность советской власти представлять народ России .