В 1822 году окончил
Миланскую консерваторию
по классу композиции. В 1825—1834 годах работал в театре «
Ла Скала
», где были поставлены такие его балеты, как «Осада Кале» (
1827
), «Агамемнон» (
1828
), «Аделаида Французская» (
1829
), «Макбет» (
1830
).
С 1834 по 1843 год работал в Париже, с 1843 по 1850 год — в Лондоне, в качестве композитора балетной музыки при
Королевском театре в Хеймаркете
. Здесь были поставлены такие его балеты, как «Аврора», «
Ундина
» (впоследствии ставившаяся как «
»; оба —
1843
), «
Эсмеральда
» (по роману
Виктора Гюго
«
Собор Парижской богоматери
»), «Маркитантка» (оба —
1844
), «Розида, или Сиракузские рудокопы» (
1845
), «
» (
1846
), «Метаморфозы» (
1850
). В этот же период ряд его балетов был поставлен в Париже, а некоторые — в других городах, в том числе в Санкт-Петербурге.
В
1864
году в сотрудничестве с Сен-Леоном Пуни создал первый балет на русскую национальную тему — «
Конёк-Горбунок
» по сказке
П. П. Ершова
, где использовал популярные русские мелодии.
Цезарь Цезаревич Пуни (по семейной традиции старших сыновей на протяжении ряда поколений нарекали именем Цезарь) жил в одной из белорусских губерний, служил на железной дороге; у него с женой Констанцией Людвиговной было двое сыновей и восемь дочерей, одна из которых, Леонтина (Леонтида?) Цезаревна, стала балериной Мариинского театра, ещё до Октябрьской революции вышла замуж за графа
М. В. Скарятина
, исследователя древних цивилизаций, египтолога и каббалиста, и уехала в Париж. Старший сын Цезаря и Констанции — Цезарь Цезаревич Пуни (1868–1951) — учился в Императорской медико-хирургической академии в Санкт-Петербурге, однако, будучи на 4-м курсе, за участие в нелегальном студенческом кружке был выслан в
Малмыжский уезд
Вятской губернии
. Вскоре ему разрешили переехать в
Вятку
, где он и остался, работал стоматологом.
В 1897 году женился на Александре Дмитриевне Шеломенцевой, у них было пятеро детей, из которых старший —
Авксентий Цезаревич Пуни
(1898—1985), советский психолог, один из основоположников спортивной психологии в СССР, доктор педагогических наук, профессор.
Альберт Цезаревич Пуни (в православии — Андрей, потому некоторые из его детей зарегистрированы как Альбертовичи, а другие как Андреевичи) был виолончелистом
Мариинского театра
. В 1910-е годы владел дачей в
Куоккале
.
Его дети:
художник-авангардист
Иван Альбертович Пуни
, родившийся на семейной даче в Куоккале, в 1920 году эмигрировал во Францию;
Юлия (Джульетта) Андреевна Пуни (1903? — ?) вместе с младшей сестрой Ольгой выступали (рояль, пение, виолончель) на традиционных
репинских
«средах» в усадьбе художника «Пенаты» в Куоккале, сохранился портрет Юлии — рисунок
И. Е. Репина
, датированный 7.09.1913
; по воспоминаниям
Д. С. Лихачёва
, Репин создал также акварельный портрет Марии Альбертовны (уехала во Францию еще до революции), который впоследствии подарил её отцу.
Гектор (Виктор) Цезаревич Пуни (умер в 1889 году) был учеником итальянского
флейтиста
-виртуоза, композитора
Цезаря (Чезаре) Чиарди
, одного из основоположников профессионального обучения игре на флейте в России, и служил солистом-флейтистом в оркестре Большого театра. Его сын:
Александр Викторович Ширяев
, артист балета, танцевавший в балетах своего деда, а также возобновивший некоторые из них (совместно с
Мариусом Петипа
) на сцене Мариинского театра, балетмейстер, педагог, соавтор первого учебника по характерному танцу, пионер кино и мультипликации.
Борисоглебский М. В.
(сост.). Материалы по истории русского балета, т. 1. — М., 1938.
Guest I.
The romantic ballet in England. — London, 1934.
Edgecombe, R. S.
Cesare Pugni, Marius Petipa, and 19th Century Ballet Music
//
Musical Times
, Summer 2006.
Petipa, Marius.
The Diaries of Marius Petipa
. Trans. and Ed. Lynn Garafola //
Studies in Dance History
— 3.1 (Spring 1992).
Guest, I. F.
Cesare Pugni: A Plea For Justice //
Dance Research
, 1993, Vol. 1, no. 1, pp. 30—38.
Примечания
Козлов-Струтинский С. Г.
Бывшее Выборгское римско-католическое кладбище в Санкт-Петербурге и церковь во имя Посещения Пресв. Девой Марией св. Елисаветы. // Материалы к истории римско-католического прихода во имя Посещения Пресв. Девой Марией св. Елисаветы и к истории католического кладбища Выборгской стороны в Санкт-Петербурге: Сб. — Гатчина: СЦДБ, 2010. — С. 23.
↑
(неопр.)
.
xn--e1agkgcdeg.xn--p1ai
. Дата обращения: 28 апреля 2022.
(неопр.)
.
lib.sportedu.ru
. Дата обращения: 27 апреля 2022.
22 сентября 2016 года.
(неопр.)
.
www.citywalls.ru
. Дата обращения: 27 апреля 2022.
Илья Репин. Каталог выставки в Третьяковской галерее. — М., 2019. — С. 503.