(409) Аспасия
- 1 year ago
- 0
- 0
Аспа́сия или Аспа́зия ( др.-греч. Ἀσπασία , дословно «ласковая»; родилась около 470 года до н. э., Милет — умерла, по одной из версий, после 400 года до н. э.) — древнегреческая гетера , возлюбленная Перикла , с которой связывают становление Афин как культурного центра Эллады.
О раннем периоде жизни Аспасии почти ничего не известно. Аспасия родилась около 470 года до н. э. в Милете в аристократической семье, стала гетерой, примерно в 440-х годах до н. э. переехала в Афины, где сблизилась с влиятельным политиком Периклом. До смерти последнего в 429 году до н. э. она была его спутницей (историки пишут о подобии брака, близком к конкубинату ). Не позже 440 года до н. э. Аспасия родила сына — Перикла Младшего , который впоследствии благодаря влиянию отца получил афинское гражданство. Мнения античных авторов и современных исследователей о природе отношений между Периклом и Аспасией разделились: одни говорят о страстной любви (это мнение большинства), другие — о расчёте и о том, что Аспасия была нужна Периклу в первую очередь как политический советник. Афиняне приписывали гетере большое влияние и считали её ответственной за многие решения Перикла: звучали даже обвинения в том, что из-за Аспасии были развязаны Самосская и Пелопоннесская войны. После смерти Перикла Аспасия стала женой незнатного политика Лисикла , но уже в 428 году до н. э. овдовела. После этого она не упоминается в источниках. Возможно, Аспасия ещё была жива в 400 году до н. э., когда происходит действие диалога Платона « Менексен ».
При жизни Перикла Аспасии удалось создать в своём доме светский салон , в котором собирались наиболее известные интеллектуалы Эллады: скульптор Фидий , философы Анаксагор и Сократ , историк Геродот и другие. Благодаря сократической литературе (прежде всего Платону) сформировался образ женщины-мудреца. Существуют мнения, что именно Аспасия впервые использовала метод дискуссии Сократа , что этот философ был её учеником.
Аспасия упоминается в ряде аттических комедий , о ней рассказывает биограф Перикла Плутарх . Образ Аспасии, красивой женщины-интеллектуалки в окружении мужчин, обрёл популярность в эпоху Нового времени (в том числе в связи с распространением идей феминизма ). Возлюбленная Перикла стала персонажем ряда произведений художественной литературы, опер и картин.
Аспасия родилась в Милете , крупном греческом городе в Ионии на восточном побережье Эгейского моря , в семье местного аристократа Аксиоха . В источниках фигурируют два альтернативных места рождения — Мегара (у Афинея со ссылкой на Гераклида Понтийского ) и Кария (в схолии к Аристиду Милетскому ); однако в обоих случаях, по-видимому произошла ошибка. Афиней или Гераклид могли неверно понять данные своих источников , а схолиаст мог спутать возлюбленную Перикла с наложницей Кира Младшего . Последнюю, согласно изложенной у Плутарха легенде, изначально звали Мильто , но Кир дал ей имя Аспасии, достигшей «известности и славы» . Возможно, две женщины носили это имя независимо друг от друга: оно означало «ласковая» и могло быть популярным в среде гетер .
Аспасия появилась на свет не раньше 470 года до н. э. О раннем этапе её жизни неизвестно практически ничего: остаётся неясным, каким образом Аспасия оказалась в Афинах и как познакомилась с Периклом. По одной из гипотез, знакомство состоялось благодаря соотечественнику Аспасии философу и знаменитому градостроителю Гипподаму , который был другом Перикла . Согласно другому предположению, сестра Аспасии (возможно, старшая) стала женой афинского аристократа Алкивиада , жившего в Милете после своего остракизма (благодаря этому браку в ономастиконе Саламиниев могли появиться имена Аксиох и Аспасий ). Возвращаясь домой по истечении срока изгнания, Алкивиад мог взять сестру жены с собой . Начало связи Аспасии с Периклом историки датируют 440-ми годами до н. э. Верхнюю границу помогает определить дата принятого по предложению Перикла закона, согласно которому для получения афинского гражданства нужны были и отец-гражданин, и мать-гражданка (451/450 год до н. э.). Исключение могло быть сделано только для родителей из разных полисов, между которыми существовала эпигамия , но между Афинами и Милетом таких отношений не было; считается, что Перикл не стал бы предлагать такой закон в то время, когда Аспасия уже была его возлюбленной. При определении нижней границы антиковеды основываются на предполагаемой дате рождения Перикла Младшего (самое позднее — 440 год до н. э.) и на сообщении Плутарха о том, что Аспасия стала виновницей Самосской войны , начавшейся в 441/440 году до н. э.
К моменту встречи с Периклом Аспасия была гетерой . Гетеризм возник в Элладе как результат сложного симбиоза религиозных таинств- мистерий и потребностей видных аристократов и политиков в особых формах досуга. По одной версии, гетеры были элитными проститутками , по другой — просто вели свободный и независимый образ жизни. При этом они почитались как жрицы женских богинь ( Афродиты , Кибелы или Реи ), были вовлечены в проведение религиозных таинств, обладали неприкосновенностью. От других женщин гетеры отличались особыми красотой и умом, в общественных местах они появлялись, как правило, роскошно одетые и на колесницах. Знакомство и общение с ними было престижным, свидетельствовало о высоком социальном статусе мужчины .
Об Аспасии Плутарх пишет, что она, «идя по стопам одной старинной ионянки, некоей Фаргелии, заводила связи с мужчинами только самого высокого ранга» . В какой-то момент Аспасия стала возлюбленной Перикла — представителя высшей аристократии, одного из самых влиятельных политиков Афин. О природе этой связи античные авторы и современные исследователи пишут по-разному. Тот же Плутарх приводит, основываясь на разных источниках, два взаимоисключающих тезиса : «очевидно, что привязанность Перикла к Аспасии была основана скорее на страстной любви» и «по некоторым известиям, Перикл пленился ею [Аспасией] как умной женщиной, понимавшей толк в государственных делах» . В историографии более распространена «романтическая» версия, подкреплённая данными о том, что Перикл ради Аспасии «прогнал из дома» жену, мать двоих его сыновей. По другой версии развод Перикла с первой женой произошёл по обоюдному согласию. Он даже устроил личную жизнь бывшей супруги выдав замуж за другого . Относительно взаимоотношений Перикла с Аспасией в историографии существует мнение о взаимном расчёте. Это обосновывают тем, что Перикл не пытался добиться гражданства для единственного сына от Аспасии, пока не потерял старших отпрысков, а Аспасия сразу после его смерти стала женой другого . К тому же развод Перикла с первой женой мог иметь политические причины: политик, по-видимому, хотел дистанцироваться от рода Алкмеонидов, к которому принадлежала его супруга .
Перикл и Аспасия жили вместе (об этом сообщает, в частности, Гераклид Понтийский ), но отношения между ними вряд ли носили характер официального брака. Обычно историки используют термин др.-греч. παλλακή (наиболее близкий современный аналог — конкубинат ) . Благодаря своим уму, красоте и образованности Аспасия смогла создать светский салон (в историографии его называют подобием французских салонов XVI—XIX веков). По словам Плутарха, « Сократ иногда ходил к ней со своими знакомыми, и ученики его приводили к ней своих жен, чтобы послушать ее рассуждения… Многие в Афинах искали её общества ради её ораторского таланта» . В доме Аспасии встречались наиболее выдающиеся деятели Эллады того времени: кроме Перикла и Сократа, это были трагик Еврипид , историк Геродот , скульптор Фидий , философы Анаксагор , Зенон , Протагор , прорицатель Лампон и другие представители афинской интеллигенции .
Аспасию считали ответственной за многие решения Перикла. Так, последнего обвиняли в том, что он добился объявления войны Самосу в ответ на просьбу своей возлюбленной (Самос тогда воевал с Милетом и одерживал победы) . По словам Клеарха из Сол , Перикл и войну со Спартой начал из-за Аспасии . В конце 430-х годов до н. э. многих людей из окружения Перикла привлекли к суду, чтобы бросить на политика тень; в их числе оказалась и Аспасия, которой инкриминировали «нечестие» и содержание притона. В роли обвинителя выступил комедиограф Гермипп , а защитником-простатом стал сам Перикл (женщина, ещё и не обладавшая гражданскими правами , не могла выступать в афинском суде). По свидетельству Плутарха, который ссылается на Эсхина из Сфетта , Перикл «вымолил ей [Аспасии] пощаду, очень много слёз пролив за неё во время разбирательства дела» . Афиней со ссылкой на Антисфена пишет, что, защищая свою возлюбленную, Перикл «пролил больше слёз, чем тогда, когда опасность угрожала его собственной жизни и имуществу» . Впрочем, историки не исключают, что вся эта история — позднеантичная выдумка . Согласно ещё одной гипотезе, данные о реальном процессе могли смешаться с обвинениями в адрес Аспасии, высказанными в комедиях (в частности, в пьесах Гермиппа) .
После смерти Перикла в 429 году до н. э. Аспасия вышла замуж за Лисикла . Плутарх со ссылкой на Эсхина пишет, что «Лисикл, торговец скотом, человек ничтожный сам по себе и низкого происхождения, стал первым человеком в Афинах, потому что жил с Аспасией после смерти Перикла». Исследователи по-разному относятся к этому сообщению: одни признают его достоверность, другие считают вымыслом. Немецкий историк К. Ю. Белох предположил, что Перикл перед смертью поручил Лисиклу заботу об Аспасии . Исследователи М. Генри и отмечают, что в Древних Афинах женщина не могла жить без законного господина ( др.-греч. κύριος ), а Перикл Младший в 429 году до н. э. был ещё слишком мал, чтобы взять на себя такие обязанности по отношению к матери; поэтому Аспасии оставалось или уехать из города, или найти себе нового покровителя. Соответственно появление в её жизни Лисикла неудивительно .
В 428 году до н. э. Лисикл погиб во время похода в Карию. Надёжных данных о дальнейшей судьбе Аспасии в сохранившихся источниках нет . В 400 году до н. э. происходит действие диалога Платона « Менексен », в котором Сократ говорит, что «не далее как вчера» виделся с Аспасией . В платоновских произведениях часто встречаются анахронизмы , но это упоминание всё же может означать, что Аспасия была ещё жива в 400 году до н. э. В таком случае она пережила своего сына, казнённого после суда над стратегами в 406 году до н. э. .
От Перикла Аспасия родила сына, Перикла Младшего . В 429 году до н. э., потеряв во время эпидемии чумы обоих законных сыновей ( Ксантиппа и Парала ), Перикл добился от Народного собрания признания сына Аспасии полноправным гражданином Афин . Тот в дальнейшем выбирался на почётные должности, в 406 году до н. э. был одним из командующих в битве при Аргинусских островах , но потом его сместили и казнили .
В браке с Лисиклом Аспасия родила сына Пориста .
Аспасия относится к числу немногих женщин V века до н. э., о которых сохранилась хоть какая-то информация. Этим она во многом обязана своей близостью к Периклу. При жизни Аспасию упоминали в древних аттических комедиях , сохранившиеся полностью или частично; несколько позже о ней писали в сократической литературе . Все последующие античные известия об Аспасии восходят к этим двум группам источников .
Древняя аттическая комедия представляет собой особый жанр литературы, отличие которого — нацеленность на обсуждение злободневных вопросов, включая критику современных политиков, поэтов и других чем-либо примечательных личностей. Для этого жанра не существовало границ в том, что касалось правдоподобности сюжета и допустимой критики . Аспасия стала для первых комедиографов удобным объектом высмеивания как чужеземка, чьё поведение отличалось от общепринятого для женщин в патриархальном обществе Древних Афин, как внешне привлекательная спутница «первого гражданина», имевшая неоправданно большое влияние на государственные дела . Её высмеивали в контексте классической истории о мужчине, который бросил жену и детей ради женщины лёгкого поведения, а также упрекали в чрезмерной роскоши .
Если Перикла в комедиях называли «величайшим тираном», «порождением Смуты и Кроноса », высмеивали особенности его внешности, то Аспасию называли «новой Омфалой , Деянирой , Герой » . Первым, кто высмеял Аспасию, был Кратин , назвавший её в комедии «Хироны» распутной наложницей: «Геру Распутство рождает ему, наложницу с взглядом бесстыдным. / Имя Аспасия ей». Благодаря комедии Аристофана « Ахарняне » до современников дошёл анекдот, согласно которому разрыв Афин с Мегарой , послуживший одним из поводов к Пелопоннесской войне , был непосредственно связан с Аспасией :
Но вот в Мегарах, после игр и выпивки,
Симефу-девку молодёжь похитила.
Тогда мегарцы, горем распалённые,
Похитили двух девок у Аспасии.
И тут война всегреческая вспыхнула,
Три потаскушки были ей причиною.
И вот Перикл, как олимпиец , молнии
И громы мечет, потрясая Грецию.
Евполид в комедии «Демы» (412 год до н. э.) вернул на сцену великих политиков прошлого. Один из них, Перикл, спрашивает, жив ли его (незаконнорожденный сын), и получает ответ: « Да, был бы мужем он давно, / Но срам страшит его: блуднице он родня » .
Благодаря сократической литературе сформировался образ женщины-мудреца и философа Аспасии. Сократ , по всей видимости, входил в научно-философский кружок интеллектуалов, собиравшихся в доме Аспасии, и его ученики, в первую очередь Платон и Ксенофонт , создали целый жанр литературной прозы. В их диалогах Сократ — один из главных действующих персонажей. В « Менексене » этот философ называет себя учеником Аспасии, от которой он, по его словам, «мог заслужить … побои, если бы проявил забывчивость». Сократ утверждает, что Аспасия «неплохо разбиралась в риторике и вдобавок обучила многих хороших ораторов, среди них — выдающегося оратора эллинов Перикла». Он даже приписывает этой женщине авторство знаменитой Надгробной речи Перикла . Существует мнение, что метод дискуссии Сократа впервые был использован Аспасией . По одной из версий, возлюбленная Перикла стала прототипом Диотимы — мантинейской жрицы, чьи идеи пересказывает Сократ в диалоге « Пир ». «Убеждения Диотимы» в изложении Платона стали основой появления понятия « Платоническая любовь » .
Ксенофонт дважды упоминает Аспасию, причём оба раза — с большим уважением . В « Воспоминаниях о Сократе » он приписал ей мысль о том, что хорошим свахам надлежит хвалить потенциальных женихов и невест лишь в тех случаях, когда похвала соответствует действительности; в противном случае обманутые люди будут ненавидеть не только друг друга, но и сваху . В « Домострое » Сократ видит в Аспасии идеал рачительной хозяйки .
Эсхин Сократик написал диалог «Аспасия», о содержимом которого учёные делают выводы на основании сохранившихся разрозненных фрагментов. Сократ здесь пересказывает Каллию разговор Аспасии с Ксенофонтом и (отдельно) с его супругой. Аспасия ни в чём не убеждает своих собеседников: она лишь ставит вопросы, ответы на которые очевидны, и тем самым направляет разговор в нужную сторону. Жену Ксенофонта она спрашивает, не предпочтёт ли та одежды и украшения соседки, если они лучше её собственных. Подобный вопрос она задаёт и Ксенофонту, только говорит о доспехах и коне. Последний вопрос касается супруга/супруги, не предпочёл ли бы каждый другого/другую, если тот/та лучше. Вместо ответа жена Сократа краснеет, а Ксенофонт замолкает .
Из вопросов Аспасии напрашивается вывод о том, что необходимо стремиться к самосовершенствованию. Аспасия подталкивает собеседников к этой мысли, обращению к себе. Воспитательной силой в данном случае служит Эрос, так как любовь и боязнь потерять своего мужа/жену должны побуждать человека становиться лучше. Аспасия выбрана центральным персонажем неслучайно: она выступает одновременно в роли мудреца и соблазнителя, и литературный образ здесь полностью соответствует историческому. Одновременно Аспасия воплощает описанные «отцом риторики» Горгием возможности «слова» — убеждение и побуждение. Сократ пересказывает разговор Каллию, чтобы убедить того отдать в обучение Аспасии сына .
В противоположность другим сократикам с критикой Аспасии выступил один из наиболее эксцентричных учеников Сократа Антисфен . Написанный им диалог «Аспасия» представлял собой нападки на Перикла, его детей и окружение .
Наиболее важным источником о жизни Аспасии является жизнеописание Перикла авторства Плутарха. Несколько раз возлюбленную Перикла упоминает Афиней . Самую положительную характеристику Аспасии дал Лукиан . В его сочинении «О пляске» Сократ не пренебрегает умным словом, даже если оно исходит от женщины и гетеры . В «Изображениях» она вообще представлена идеальной представительницей женского пола : « Знаменитую Аспазию из Милета, на которой был женат сам изумительный олимпиец Перикл, мы поставим как неплохой образец ума; всё, чем отличалась она: знание жизни, острое понимание дел общественных, ум быстрый и проницательный … » .
Элегический поэт Гермесианакт (IV—III века до н. э.) в «Леонтионе» приписывает Сократу любовь к Аспасии, переосмыслив тексты сократиков в эротическом контексте :
Так и Сократ, кого Аполлон возгласил величайшим
В мудрости, в силе ума между живущих людей,
Гневной Кипридою был обречён многоогненной страсти:
В глубях своей души он не отыскивал средств
Муку свою облегчить, на пороге Аспасии стоя:
Он, открыватель путей мысли в плетении слов.
назвал Аспасию «учительницей эротики». Он утверждал, что Аспасия дала совет Сократу о том, как завоевать любовь Алкивиада .
Достоверных изображений Аспасии не сохранилось. Существуют по меньшей мере несколько скульптурных произведений на эту тему, но они, по всей видимости, не передают истинного облика гетеры. К таковым относится несколько рельефов на римских саркофагах , а также портретная герма , которая экспонируется в музее Пио-Клементино . Герма, на подножии которой надписано имя Аспасии, была найдена в Италии в 1777 году, возможно, она является копией надгробного памятника Аспасии . Лицо женщины, изображенной на герме — округлое, с пухлыми губами и утолщенным носом, и может изображать реальную женщину. Полностью идеализированное, согласно канонам древнегреческого искусства, лицо мы находим в другом типе скульптуры, имеющим условное название «Аспасия или Афродита Сосандра» или «Анабеблемена» (то есть «Покрытая») . В частности, то, что утраченный оригинал этой статуи был портретным изображением Аспасии, доказывал итальянский археолог статье 1905 года «Sosandra» . Эта статуя пользовалась большой популярностью в древности, о чём свидетельствует большое количество её копий, дошедших до наших дней — около 25 фрагментов. Большинство из этих фрагментов являются изображением одной головы, и ранее считались портретом Аспасии или какой-нибудь римской матроны. В 1953 году в Байях была найдена полноростовая копия статуи, иконография которой подтвердила давнюю версию о том, что это все-таки изображение богини, известное по античным письменным источникам — « Афродита Сосандра » работы Каламида По манере скульптура принадлежит к строгому стилю высокой классики, что позволяет датировать ее периодом около 460 года до н. э. — то есть временем детства реальной Аспасии.
Раннехристианские авторы, которые описывали античную историю, обычно игнорировали Аспасию. Её упоминания содержатся лишь в трудах Климента Александрийского , Синезия Киренского и Феодорита Кирского , но без уточнений о том, что Аспасия была гетерой. Для ранних христиан её личность была крайне противоречивой. С одной стороны, её можно рассматривать в качестве женщины-мудреца и философа, которая повлияла на становление Сократа, а отношение к последнему у ранних христиан было положительным; с другой стороны, Аспасия — гетера, к которой никак не подходит образ кающейся блудницы . Византийский автор XII века Иоанн Цец дал возлюбленной Перикла резко негативную оценку, обвинив её в развязывании Пелопоннесской войны .
В Средние века первой, кто назвала Аспасию примером для подражания, стала Элоиза (около 1100—1164). В первом письме к Пьеру Абеляру она пишет, что хотела бы сама определять свою жизнь, как это делала Аспасия, а также даёт этой гетере высокую оценку как философу . Сравнивая свою любовь к Абеляру с отношениями между Периклом и Аспасией, Элоиза пытается облагородить собственный любовный опыт .
Усиление интереса к Аспасии приходится на XIV—XV века, что связано с переводом текстов Плутарха, в том числе и жизнеописания Перикла .
Образ Аспасии стал популярным в Новое время. А. Таработти , которую называют протофеминисткой , в трактате «Обманутое простодушие» (1654) сетует на то, что многие великие женщины незаслуженно забыты; к таковым она относит и Аспасию. Английская писательница XVII века Б. Мэйкин , которую считают одной из первых, заговоривших о праве женщин на образование, назвала Аспасию музой Перикла. По её мнению, именно Аспасия превратила своего возлюбленного из великого воина в блестящего оратора, государственного деятеля и философа . Вымышленная переписка Аспасии с Алкивиадом содержится в романе Кребийона-младшего «Письма афинян» (1771). Гетера стала персонажем романа К. М. Виланда «История Агатона» (1766/67), где изображена как высокообразованная женщина. Она действует и в ряде опер (в первую очередь французских), написанных в конце XVIII — начале XIX веков .
В эпоху романтизма была переосмыслена история любви Аспасии и Перикла. Итальянский поэт Д. Леопарди посвятил ей цикл стихов (1833—1835), ставший знаменитым. В 1836 году вышел роман «Филотея» американской писательницы Л. Чайлд, действие которого происходит в Афинах в эпоху Перикла; в числе героев есть и Аспасия. В 1876 году австрийский драматург Р. Гаммерлинг опубликовал роман «Аспасия» , где постарался воссоздать ментальные стереотипы представителей различных слоёв древнегреческого общества , в 1912 году француз Ж.-М. Лентильон написал одноимённую трагедию в духе неоклассицизма .
В XX веке произошла определённая политизация образа, помещённого в контекст борьбы за мир и за женскую эмансипацию. Так, американский драматург Д. К. Кук в 1918 году издал пьесу «Афинские женщины» (с отсылками к « Лисистрате » Аристофана), в которой Аспасия возглавляет антивоенную демонстрацию . Латышская поэтесса Йоха́нна Эми́лия Лизе́те Ро́зенберга (1865—1943) взяла псевдоним Аспасия . Возлюбленная Перикла стала персонажем романов Г. Атертон («Бессмертная свадьба», 1927), Г. Д. Гулиа («Человек из Афин», 1969), А. И. Домбровского («Перикл», 2002) .
Начиная с эпохи Раннего Нового времени Аспасию достаточно часто изображали живописцы; на картинах она предстаёт как красивая и одновременно умная женщина . В 1794 году французская художница создала автопортрет в образе Аспасии, сидящей со свитком в одной руке (это подчёркивает её образованность) и с зеркалом в другой . Через несколько лет другой французский художник Н. А. Монсио изобразил философский диспут между Сократом и Аспасией. К этому персонажу обращались и другие знаменитые художники , причём выделяются три основных сюжета .
В честь Аспасии назван астероид (409) Аспасия , открытый 9 декабря 1895 года французским астрономом Огюстом Шарлуа в обсерватории Ниццы .