Католицизм в Аргентине
- 1 year ago
- 0
- 0
Католицизм в Литве . Католическая церковь Литвы — часть всемирной Католической церкви. Католицизм — наиболее распространённая религия в стране. По данным общенациональной переписи 2001 года , католиками считают себя 2 752 447 человек или 79 % общего количества населения страны . По данным сайта catholic-hierarchy.org, в 2005 году число католиков страны составляло 2 миллиона 766 тысяч человек, то есть 80 % населения . Литва — самая северная страна мира с преобладающим католическим населением. Покровителем страны считается Святой Казимир . Наиболее известные католические святыни страны — Остробрамская икона Божией Матери и Гора Крестов .
Первое упоминание топонима «Литва» связано с католической миссией, он упоминается в Магдебургских анналах в связи с убийством в 1009 году св. Бруно Кверфуртского «на границе указанной области (Пруссии), Руссии и Литвы» .
Литовцы приняли христианство позже чем большинство других европейских народов. Великий князь Миндовг был крещён в 1251 году , двумя годами позже с благословения папы Иннокентия IV Миндовг был коронован как король Литвы, впрочем из-за политических и военных конфликтов с Тевтонским орденом через десять лет после крещения Миндовг отрёкся от христианской веры. Великий князь литовский Гедимин (1316—1341), основатель династии Гедиминовичей , остался язычником, несмотря на то, что в письмах папе Иоанну XXII выражал желание принять христианство. Потомки Гедимина по политическим соображениям также балансировали между язычеством и христианством, и в то же время между Западной и Восточной церковью. Сын Гедимина Ольгерд (1345—1377) принял православное крещение, но, по мнению Владимира Антоновича , старался придавать своему вероисповеданию частный характер , большинство литовцев сохраняло языческие верования.
Несмотря на христианство Ольгерда в его правление мученическую смерть приняли православные Виленские мученики (1347 год) и католические монахи из ордена францисканцев (1368 год).
Крещение Литвы произошло при сыне Ольгерда Ягайло . 14 августа 1385 года между Польшей и Великим княжеством Литовским была заключена Кревская уния , положившая начало образованию литовско-польского государства. Соглашения предусматривали брак польской королевны Ядвиги и Ягайло, коронацию Ягайло королём польским и крещение Ягайло и литовцев в католическую веру. 15 февраля 1386 года Ягайло был крещён в Кракове под именем Владислав. Вслед за королём крестились его родственники и большая часть двора.
В 1387 году Ягайло вернулся в Литву. В Вильне на месте святилища Пяркунаса им был построен Кафедральный собор Святого Станислава . В последующие несколько лет всё языческое население Аукштайтии было крещено по латинскому обряду , в то время как Жемайтия , отошедшая Тевтонскому ордену , оставалась языческой. В 1389 году папа Урбан VI признал Литву католической страной. Внук Ягайло Казимир был канонизирован и почитается святым покровителем Литвы.
Великий князь Витовт проводил активную церковную политику, построил целый ряд церквей, боролся с пережитками язычества. Последним литовским регионом, принявшим христианство, стала Жемайтия , крещёная в 1413 году, после того как Торуньский мир снова передал её под власть великих князей литовских. Несмотря на формальную ликвидацию язычества в Литве, к началу XV века среди литовского крестьянства ещё долгое время сохранялись языческие обряды и традиции. К 1430 году в Виленской епархии было построено 27 церквей, за следующие 125 лет (до 1555 года) еще 232 католических храма . Люблинская уния 1569 года более тесными узами связала Литву и Польшу, образовав сильную католическую монархию, известную как Речь Посполитая . В этот же период среди литовского дворянства начал широко распространяться протестантизм . Главная роль в борьбе с реформацией принадлежала ордену иезуитов , в 1569 году они открыли (с 1579 — университет). В 1582 году была учреждена Виленская семинария .
В конце XVIII века в результате разделов Речи Посполитой большая часть территории современной Литвы вошла в состав Российской империи . На этой территории существовало два латинских диоцеза — Виленский и Самогитский (с центром в Ковно ). В 1816 году была впервые издана Библия на литовском языке (перевод выполнил жемайтийский епископ Юзеф Арнульф Гедройц , который и напечатал её на собственные средства ).
Литовцы принимали участие в восстаниях 1830 и 1863 годов . Подавление восстаний отразилось и на церковной жизни, политика русификации , проводимая во второй половине XIX века русским правительством, включала в себя содействие распространению православия и ущемление прав Католической церкви. Множество католических священников было выслано в Сибирь и иные удалённые регионы Российской империи. Ряд католических храмов был превращён в православные церкви, было запрещено строить новые и ремонтировать старые католические храмы. Было запрещено занимать государственные должности (в частности, учителей в школах и гимназиях) лицам католического вероисповедания. В 1865 году Александр II утвердил закон, по которому всем высланным из западных губерний предлагалось в течение 2-х лет продать или обменять свои земли, а покупать их могли только православные. В 1864 году М. Н. Муравьёв , генерал-губернатор Литвы, ввёл запрет на использование латинского алфавита и печатные тексты на литовском языке. Запрет распространялся и на церковные книги. Относительная нормализация церковной жизни в Литве произошла в конце XIX-начале XX веков.
Сильный подъём католичество в Литве испытало в период независимости (1920—1939), во многом этому способствовало отношение к католической вере, как к черте литовского национального самосознания. В 1926 году были основаны новые епархии с центрами в Кайшядорисе , Паневежисе , Тельшяе и Вилкавишкисе , которые были подчинены Каунасской митрополии. К концу тридцатых годов в Литве было 23 мужских и 73 женских монастыря, в которых проживали 401 монах и 639 монахинь . В 1927 году был совершён торжественный акт коронации Остробрамской иконы Божией Матери . В то же время авторитарный режим Антанаса Сметоны , правивший в Литве после военного переворота 1926 года , придерживался принципов секулярного национализма и предпринял ряд мер по ограничению влияния Католической церкви на общество.
После вхождения в состав СССР в 1940 году Католическая церковь Литвы сохранила возможность функционирования, но в очень ограниченных условиях. Литва была единственной республикой СССР с преимущественно католическим населением. После окончания Второй мировой войны были запрещены все католические организации, закрыты все монастыри, национализированы католические школы, запрещена католическая пресса и издание книг. Та же судьба постигла и другие вероисповедания. Из четырех католических семинарий сохранилась лишь одна — Каунасская , но и у неё отняли помещение. Численность семинаристов в ней уменьшилась с 300 до 150 к 1946 году, и до 75 к 1979 году. В 1946—1947 гг. были арестованы все епископы , кроме одного. Вильнюсский епископ Мечисловас Рейнис погиб во Владимирской тюрьме в 1953 году. В 1947 году был расстрелян тельшяйский епископ Винцентас Борисявичюс . Апостольский администратор Юлийонас Степонавичюс с 1961 года содержался под домашним арестом в Жагаре . В 40-е — 50-е годы около 600 литовских католических священников (более трети общего их числа) прошли через тюрьмы . Многие церкви были закрыты. Периодически предпринимались попытки уничтожить национальную святыню — Гору Крестов . С другой стороны имели место отдельные уступки церкви со стороны властей — например, решение Клайпедского горисполкома от 10 августа 1956 года отвело земельный участок площадью 1 га католической религиозной общине под строительство католического костёла и административного жилого здания .
13 ноября 1978 года в Литве пятью католическими ксендзами был создан , который направил ряд писем с конкретными требованиями в советские государственные органы, а также высоко оценил избрание кардинала Войтылы на папский престол и приветствовал его слова из речи 5 ноября 1978 в Ассизи : «молчащая церковь» более не молчит: она говорит устами папы». Кроме того, накануне выборов в Верховный Совет в СССР 4 марта 1979 года в Литве организовалась группа аналогичная московской «Выборы-79», которая выдвинула своим кандидатом в депутаты органиста собора св. Петра и Павла в Вильнюсе Эгмонтаса Мешкаускаса.
После восстановления независимости Католическая церковь в Литве испытывала подъём. В связи с торжествами по случаю празднования 600-летия крещения Литвы 28 июня 1987 года папа римский Иоанн Павел II причислил к лику блаженных Юргиса Матулайтиса . В 1988 году Винцентас Сладкявичюс стал первым литовским кардиналом . 4 — 10 сентября 1993 года Иоанн Павел II совершил пастырскую поездку в Литву. Была восстановлена деятельность католических организаций, запрещённых в советское время, вновь открыта Вильнюсская семинария, возобновлено издание католической прессы и радиовещание.
Структурно Католическая церковь Литвы объединена в две митрополии , Вильнюсскую и Каунасскую . Им подчинены 5 епархий. В Литве создан военный ординариат для окормления военнослужащих католиков. По данным на 2005 год в стране насчитывалось 2 миллиона 766 тысяч католиков (80 % населения), 779 священников, 145 монахов (из них 98 иеромонахов), 773 монахини и 677 приходов . Архиепископ митрополит Вильнюса Гинтарас Линас Грушас в 2013 году стал кардиналом . В Литве действуют четыре католические семинарии: Каунасская , Вильнюсская , Тельшяйская и семинария Вилкавишкиса .
Почётный статус малой базилики присвоен восьми католическим храмам Литвы :
Хотя около 80 % населения страны заявляет о своей принадлежности Католической церкви, для многих литовцев католическая вера — лишь часть национально-культурной идентификации. Согласно опросу Евробарометра в 2005 году лишь 49 % литовцев заявили о том, что они верят в Бога, а 12 % декларировали своё атеистическое мировоззрение. Уровень религиозности различен среди разных этнических групп, так в Вильнюсе каждый десятый поляк посещает мессу каждое воскресенье, тогда как среди литовцев таких всего 5 %. Ещё 43 % поляков посещают службы не реже чем раз в месяц (литовцев — 24,5 %) .
В стране издаётся большое количество католической литературы, журнал «Каталику пасаулис» («Католический мир»), действует католическая радиостанция «Малая студия» и литовский филиал Радио Мария . Во всех литовских школах ведётся изучение католической религии, школьная программа предоставляет возможность учащимся выбора одной из двух дисциплин — католичества или светской этики.
Статистика по епархиям (данные 2005 года ) :
Епархия | Статус | Митрополия | Число католиков | Число священников | Число приходов | Глава | Кафедральный собор | |
Архиепархия Вильнюса | Vilnius | Митрополия | 570 000 | 153 | 94 | Гинтарас Линас Грушас | Собор Святого Станислава (Вильнюс) | |
Архиепархия Каунаса | Kaunas | Митрополия | 529 800 | 135 | 90 | Лёнгинас Вирбалас | Собор Святых Петра и Павла (Каунас) | |
Епархия Кайшядориса | Kaišiadorys | Епархия | Вильнюс | 48 893 | 60 | 68 | Йонас Иванаускас | Собор Преображения Господня , Кайшядорис |
Епархия Паневежиса | Panevėžys | Епархия | Вильнюс | 333 300 | 92 | 112 | вакансия | Собор Христа Царя , Паневежис |
Епархия Шяуляя | Šiauliai | Епархия | Каунас | 269 861 | 65 | 67 | Эугениюс Бартулис | Собор Святых Петра и Павла , Шяуляй |
Епархия Вилкавишкиса | Vilkaviškis | Епархия | Каунас | 382 400 | 121 | 103 | Римантас Норвила | , Вилкавишкис |
Епархия Тельшяя | Telšiai | Епархия | Каунас | 541 765 | 134 | 143 | Йонас Борута | Собор Святого Антония Падуанского , Тельшяй |