Interested Article - Чуваши-мусульмане
- 2021-10-27
- 2
Чуваши-мусульмане — этноконфессиональная группа в составе чувашей , исповедующая ислам .
История
В 922 году хан Алмуш объявляет ислам в качестве государственной религии Волжской Булгарии , но упорствовавшие в язычестве жители Волжской Булгарии ушли за Волгу в 10-13 веках, и оставались язычниками. Они стали в последующем основой для формирования чувашского этноса.
К XV—XVI веках среди чувашей были распространены татарские имена и мусульманская культура, однако реального воздействия ислама не было.
В XVIII веке принятие чувашами ислама носила эпизодический характер и охватывала районы совместного чувашско-татарского или чувашско-башкирского проживания. Активизация исламской проповеди среди чуваш-язычников наблюдалась в 1740-х годах, и результатом ее воздействия стало обращение небольших групп чувашей в ислам, в основном в Казанской, Уфимской и Симбирской губерниях. Влияние ислама на чувашей усилилось после объявления свободы вероисповедания, в конце 18 века. При этом существовала и тайная форма исповедания ислама, характерная для православных чувашей.
Распространение ислама в XIX веке было связано с нарастающим влиянием на чувашей татарской культуры, и с влиянием массового «возвращения» в ислам крещеных татар , что было связано с просветительской деятельностью мулл . Особенно это проявлялось в Симбирской, Саратовской, Казанской, Самарской, Оренбургской и Уфимской губерниях. Официально же, по переписи 1897 года, в Симбирской, Томской, Казанской, Саратовской, Самарской, Оренбургской губерниях проживало 330 чувашей-мусульман.
Самая масштабная «исламизация» чувашей в Урало-Поволжье произошла после Манифестов 17 апреля и 17 октября 1905 года, объявивших свободу вероисповедания. Переход в ислам привел в первые десятилетия XX века к росту численности чувашей-мусульман до 2334 человек. Также исповедание ислама привело к началу XX веку к отатариванию около 12 тысячи чувашей.
Начиная с 20-х годов XX века темпы исламизации замедлились под влиянием социально-политических факторов (см. Религия в СССР ). Основными факторами перехода чувашей в ислам стали близкое соседство с мусульманами, их социокультурное и экономическое взаимодействие. В течение XX века заметно сузилась география «чувашского ислама», а его доктрина и культовая практика испытали существенную трансформацию. Несмотря на это, мусульманский сегмент в культуре современного чувашского этноса сохраняется, и этноконфессиональная группа чувашей-мусульман является неотъемлемой частью его структуры.
На распространение ислама среди чувашей влияла география их расселения, то есть проживание среди татар, пропаганда ислама татарами, схожесть социального статуса с мусульманами, распространение татарского языка. Основной же причиной принятия ислама чувашами был мировоззренческий и социальный кризис, который испытывало население под влиянием распространявшихся мировых религиозно-философских систем и общественно-политической жизни в стране.
Чуваши-мусульмане неплохо осведомлены о географии селений, в которых проживают близкие им по вере и культуре соплеменники. В современной культуре чувашей-мусульман мусульманские элементы тесно переплетаются с языческими элементами.
Расселение
Современная география чувашей-мусульман охватывает селения Урала и Поволжья, но относительно многочисленные и культурно обособленные группы обитают в Приуралье ( Республика Башкортостан , Оренбургская область ), Заволжье ( Самарская область ) и Закамье ( Республика Татарстан ).
Коран на чувашском языке
В ноябре 2012 года в Чувашии вышел в свет перевод сур Корана на чувашский язык . Новое издание содержит «одну седьмую часть всего толкования» священной книги мусульман. Над переложением с русского языка на чувашский молодой журналист и переводчик Руслан Сайфутдинов работал шесть лет. Его труд прошел экспертизу специальной комиссии Духовного управления мусульман Чувашии.
Примечания
- . www.enc.cap.ru . Дата обращения: 26 мая 2022. 31 марта 2016 года.
- . Дата обращения: 8 июня 2020. Архивировано из 13 июля 2018 года.
- . cyberleninka.ru . Дата обращения: 26 мая 2022. 26 мая 2022 года.
- ↑ Ягафова Е. А. / доктор исторических наук, профессор Г. А. Корнишина (Мордовский государственный университет им. Н.И. Огарева); кандидат исторических наук И. Г. Петров (Институт этнологических исследований Уфимского научного центра РАН). — 2009. — 128 с с. — ISBN 978-5-8428-0758-1 . 2 октября 2022 года.
- Админ (рус.) . journ.chuvsu.ru (22 ноября 2012). Дата обращения: 6 октября 2023.
Литература
- Ягафова Е. А. . — Самара: ПГСГА , 2009. — 128 с. — ISBN 978-5-8428-0758-1 .
- Ягафова Е. А. . — Самара, 2004. — 316 с.
- Исхаков Д. М. // Советская этнография . — 1988. — № 5 . — С. 140—146 .
Ссылки
- 2021-10-27
- 2