Кирилло-Челмогорский монастырь
- 1 year ago
- 0
- 0
Кири́лло-Белозе́рский монастырь (также Кириллов монастырь ) — мужской монастырь Вологодской епархии Русской православной церкви , расположенный на берегу Сиверского озера в черте города Кириллова Вологодской области , который вырос из слободы при монастыре. В XV—XVII веках — один из крупнейших и богатейших монастырей России , центр духовной жизни Русского Севера . С 1924 года — историко-архитектурный и художественный музей-заповедник .
Обитель возникла на волне основания новых монастырей в конце XIV и начале XV веков последователями Сергия Радонежского . В 1397 году монах Кирилл Белозерский вырыл на берегу Сиверского озера пещеру, с которой началась история будущей обители. Его спутник Ферапонт Белозерский впоследствии основал неподалёку Ферапонтов монастырь . Устав белозерских монастырей отличался особенной строгостью.
Со временем Кириллов монастырь оказался в центре целой сети монашеских обителей: Ферапонтов, Горицкий Воскресенский монастырь (в 7 км от Кириллова), Нило-Сорская пустынь (в 15 км) и др. Эти малонаселённые земли сравнительно недавно вошли в состав Московского княжества , которое было заинтересовано в их скорейшем экономическом освоении. Московские князья традиционно поддерживали тесные связи с белозерской обителью; сохранились послания преподобного Кирилла сыновьям Дмитрия Донского .
В 1447 году монастырь посетил великий князь Василий Васильевич , находившийся до того в ссылке в Вологде . Кирилловский игумен Трифон освободил его от крестного целования не претендовать вновь на московский престол. Впоследствии великий князь щедро отблагодарил монастырь за эту услугу. мне лень
В условиях конкуренции Москвы с независимым Новгородом Кириллов монастырь стал не только важнейшим опорным пунктом для закрепления в Заволочье , но и крупным экономическим центром: через него пролегал торговый путь далее на север к Белому морю , здесь пересекались разнонаправленные торговые потоки. До петровского времени монастырь вёл обширную торговлю, особенно солью и рыбой.
Обитель рано стала одним из важнейших книжных центров России. К концу XV века здесь хранились 210 рукописей . Сохранились шесть рукописных сборников за авторством одного только белозерского монаха Ефросина , которому принадлежит, среди прочего, окончательная редакция (и название) поэмы « Задонщина » . К 1601 году монастырская библиотека насчитывала 1065 рукописных и печатных книг, начиная с сочинений по естествознанию , лично переписанных ещё преподобным Кириллом .
На рубеже XV и XVI веков Кириллов монастырь, где подвизался Нил Сорский — один из главных центров движения нестяжателей .
Белозерские земли первоначально относились к Ростовской епархии . Первой каменной постройкой монастыря был возведённый в 1497 году артелью ростовских мастеров Успенский собор (сохранился до нашего времени). В XVI веке рядом с Большим Успенским монастырём появился малый Ивановский монастырь .
Многие из сохранившихся храмов были отстроены в камне на исходе правления Василия III . В 1529 году этот правитель приехал в Кириллов монастырь с женой Еленой Глинской молиться о даровании наследника. Последовавшее за этим рождение сына — будущего царя Ивана Грозного — в глазах современников связывалось с заступничеством преподобного Кирилла Белозерского. Иван Васильевич на протяжении всей своей жизни питал к Кириллову монастырю особое пристрастие, считая себя обязанным ему своим рождением. Перед смертью, принимая схиму , первый русский царь, как и его отец, стал пострижником Кирилло-Белозерского монастыря.
Монастырь богател, разрастался и, несмотря на большой пожар в 1557 году, стал крупнейшим средоточием каменных построек на севере Русского государства и крупнейшим церковным землевладельцем после Троицкого монастыря . В монастырских владениях числилось 607 одних только деревень. Кирилловские настоятели занимали заметное место в церковной иерархии и, как правило, со временем переходили на значимые архиерейские кафедры .
Купцы Живляковы и Леонтий Дмитриев передавали деньги в монастырь, причем размеры их вкладов были равны тем, что делал Иван IV и богатые бояре .
Как и другие северные монастыри, Кириллов служил местом заточения лиц из светской и церковной знати. В разное время здесь пребывали опальные Вассиан Косой , бояре Михаил Воротынский , Иван Шуйский , Иван Мстиславский , Борис Морозов , великий князь Симеон Бекбулатович , московский митрополит Иоасаф (Скрипицын) , патриарх Никон , деятель старообрядчества Феодосий Ворыпин и др.
В 1600 году была построена первая крепостная каменная ограда с восемью башнями. Внутри стен стояло девять каменных церквей, колокольня. Кельи и прочие некультовые постройки были деревянными. В 1604 году священник вологодского Софийского собора Анисим Самсонов написал 20 образов Божией Матери и 20 образов преподобного Кирилла Белозерского для Кириллова Белозерского монастыря .
В Смутное время монастырь выдержал в 1612—1613 годах и отбил (до 1616) несколько нападений войск польских и литовских интервентов . Во время штурма был убит командовавший осаждавшими польский полковник Песоцкий.
В 1615 году Кирило-Белозерскому монастырю передали солеварницы Нёноксы .
После этих событий русское правительство осознало важное фортификационное значение обители. В 1654—1680 годах были построены новые каменные стены монастыря, дошедшие до нашего времени, и монастырь стал одной из самых больших и могучих крепостей в России.
Никон, бывший патриарх Московский, был сослан сюда в 1676 году после смерти царя Алексея Михайловича и провёл здесь последние 5 лет своей жизни. Он умер по дороге отсюда в Москву.
В 1722 году в монастырь приезжал Пётр I . Обитель к тому времени была собственником 21 тысячи крестьян, проживавших на территории 16 уездов , однако с появлением у России балтийских портов и упадком северной торговли через Архангельск экономическое значение монастыря стало падать.
Постепенный закат монастыря продолжался и при следующих правителях. В 1764 году указом Екатерины II обитель была лишена крестьян и угодий . Через 12 лет из монастырской слободы был образован город Кириллов, а в крепостной стене помещена городская и уездная тюрьма .
В сентябре 1918 года большевики расстреляли настоятеля монастыря Варсонофия (Лебедева) , епископа Кирилловского.
30 августа 1960 года комплекс построек монастыря поставлен под государственную охрану, как объект культурного наследия союзного значения .
Архимандриты (c середины XVII века)
Викарные епископы Кирилловские (c 1907)
Одно из самых древних и самых известных подворий монастыря было Кремлёвское Кирилловское подворье — подворье Кирилло-Белозерского монастыря в Московском Кремле . Подворье находилось недалеко от Фроловских ворот (ныне Спасская башня ) при Афанасьевском монастыре . В 1770 году по случаю предложенного к сооружению проекта Баженовского дворца , Кирилловское подворье в Кремле было упразднено, а потом в 1776 году и совсем разобрано. На месте подворья и расчищенных других дворов образовалась обширная площадь .
В XVII—XVIII веках, когда монастырь относился к Вологодской епархии, его подворье имелось и в Вологде . Каменный был построен в 1650—1653 годах (снесён в 1963 году) .
Первая попытка создать музей при Кирилло-Белозерском монастыре была предпринята около 1906 года иеромонахом Антонием (Сорукановым) , однако монастырские власти ему отказали на том основании, что это «не монашеское дело». После упразднения монастыря ризница была разграблена; наиболее ценные иконы и другие произведения искусства были вывезены в музеи Москвы и Ленинграда. Та же судьба постигла и монастырскую библиотеку. Среди вывезенных из белозерской обители книжных сокровищ — наиболее древние списки « Задонщины » и хождения Даниила Паломника в Святую Землю.
В 1924 году на базе разорённого экспроприациями монастыря был открыт Кирилло-Белозерский музей-заповедник , что позволило избежать обычных для 1930-х годов разрушений и сноса исторических памятников. В послевоенное время музей-заповедник развернул реставрационную деятельность, которую курировал, среди прочих, Сергей Подъяпольский . На территорию музея были привезены памятники деревянной архитектуры из окрестностей: деревянная церковь Ризоположения из села Бородавы (1486); мельница XIX века из деревни Щёлково. В трапезной палате при церкви Введения (1519) действует Музей икон, обладающий большой коллекцией.
С 1997 года Кирилло-Белозерский музей-заповедник был включён в Государственный свод особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации . Он размещается в архитектурном комплексе бывших Кирилло-Белозерского и Ферапонтова монастырей . Малый Ивановский монастырь в 1998 году был передан в бессрочное безвозмездное пользование Русской православной церкви .
В середине июня 2018 года Кирилло-Белозерский и Ферапонтов монастыри посетил патриарх Московский и всея Руси Кирилл . Он выразил надежду, что «совместными усилиями вопросы взаимодействия культурных учреждений и Церкви будет решаться в контексте полноценного возрождения монастырской жизни в этих местах». В сентябре 2018 года Вологодская епархия повторно подала заявки в Росимущество о передаче ей в пользование здание Братских келий Кирилло-Белозерского музея для полноценного возрождения монашеской жизни в нём (первая заявка была отклонена по техническим причинам — из-за неполного комплекта документов). Музей-заповедник предложил вместо Братских келий предоставить Церкви здание духовного училища (Священнические кельи) .
В 1997 году, в год празднования 600-летия монастыря, часть монастырской территории была передана Вологодскому епархиальному управлению.
В 1998 году зарегистрирована Православная религиозная организация Кирилло-Белозерский мужской епархиальный монастырь г. Кириллова Вологодской области Русской Православной Церкви (Московский Патриархат) .
Решением Священного синода от 10 октября 2009 года в должности наместника монастыря утверждён иеромонах Игнатий (Молчанов).
Решением Священного синода от 22 октября 2015 года игумен Игнатий (Молчанов) освобождён от должности наместника Кирилло-Белозерского мужского монастыря и назначен на должность наместника Спасо-Прилуцкого Димитриева мужского монастыря города Вологды .
Указом митрополита Вологодского и Кирилловского Игнатия с 14 декабря 2015 года исполняющим обязанности наместника монастыря назначен иеромонах Анастасий (Додарчук) .
До наших дней почти полностью дошёл иконостас Успенского собора, современный его постройке, что является уникальным фактом в истории русского искусства. Древние иконы этого иконостаса долгое время были разрознены. Из 60 уцелевших икон 33 находились в Кириллове, а остальные — в Русском музее , Третьяковской галерее и Музее имени Андрея Рублёва . В начале апреля 2009 года часть икон была возвращена в Кириллов.
В церкви Кирилла под спудом пребывают мощи преподобного Кирилла Белозерского — главная церковная святыня обители.
В апреле 2019 года стало известно, что Министерство культуры России передаст Кирилло-Белозерскому монастырю во временное пользование ковчег с частицами мощей 20 святых. Они будут находиться в монастыре пять лет. Монастырь намерен сделать новый серебряный оклад для ковчега. Когда он будет готов, мощи перенесут в церковь Кирилла Белезерского .
В комплекс Кирилло-Белозерского монастыря входят ансамбли Большого Успенского и Ивановского монастырей ( «Старый город» ), «Нового города» и территория несохранившейся крепости Острог между ними. Монастырь окружён крепостными стенами с монументальными башнями, украшенными узорами из кирпича. Главное здание ансамбля — Успенский собор ( 1497 год ).
См. монастыря.
Изображение | Элемент комплекса | Часть монастыря | Дата постройки |
---|---|---|---|
Нового города | Новый город | XVII век | |
Новый город | 1660-е гг. | ||
Новый город | 1656 год | ||
Новый город | 1659 год | ||
Новый город | 1662 год | ||
Новый город | 1670-е гг. | ||
Новый город | 1660 год | ||
Большой Успенский монастырь | XVI век | ||
Большой Успенский монастырь | XVI век | ||
Большой Успенский монастырь | |||
Большой Успенский монастырь | XVII век | ||
Свиточная башня | Большой Успенский монастырь | XVI век | |
Большой Успенский монастырь | XVII век | ||
Стены ограды Успенского монастыря | Большой Успенский монастырь | XVI век | |
Ивановский монастырь | XVI век | ||
Стены ограды Ивановского Горнего (малого) монастыря | Ивановский монастырь | XVI век |
Изображение | Элемент комплекса | Часть монастыря | Дата постройки |
---|---|---|---|
Новый город | XIX век | ||
Новый город , Острог | 1570-е гг. | ||
Кельи (домик келаря) | Большой Успенский монастырь | XVII век | |
Большой Успенский монастырь | 1647—48 гг. | ||
Большой Успенский монастырь | конец XVII — начало XVIII вв. | ||
Большой Успенский монастырь | 1680-е гг. | ||
Большой Успенский монастырь | XVII век | ||
Большой Успенский монастырь | XVII век | ||
Большой Успенский монастырь | конец XVII — начало XVIII вв. | ||
Большой Успенский монастырь | 1643—44 гг. | ||
Большой Успенский монастырь | XVI век | ||
Большой Успенский монастырь | XVI век | ||
Ивановский монастырь | 1730-е гг. | ||
Ивановский монастырь | XIX век | ||
Ивановский монастырь | XIX век |