Interested Article - Святая Нина
- 2021-04-04
- 1
Святая Нина ( груз. წმინდა ნინო ; греч. Ἁγία Νίνα Ἰσαπόστολος ; арм. Սուրբ Նունե ), Нонна , Ни́на , груз. Нино , от шумерского « госпожа », (276—340) , в другом источнике указан 334 год смерти , — христианская просветительница Грузии ( Восточной Иберии ), почитается в лике равноапостольных .
Жизнеописание
Согласно восточно-православной житийной литературе , родилась около 280 года в городе Коластры в Каппадокии ; её отец Завулон был родственником великомученика Георгия , мать Сусанна была сестрой патриарха Иерусалимского .
В другом источнике указано что Нина — дочь Завулона , воинского начальника войска императора Максимиана (некоего Завулона ), воспитанная при богобоязненной старице, служительнице храма Сарре Вифлеемлянке , до 14 лет жила в Иерусалиме , служа при гробе Господнем , имела руководителем и наставником в благочестии дядю по матери, патриарха иерусалимского . Из Иерусалима она отправилась, с благословения иерусалимского патриарха, в Рим , но, спасаясь от преследований Максимиана, должна была возвратиться на Восток, в Персию .
Нина решилась вступить в дело проповеди Евангелия в Иверии, известной ей но месту, где обретался хитон господень . В сём расположении была она подкреплена видением небесным и в залог успеха получила от божией матери крест, сложенный из виноградных лоз . Из Персии, избегая преследований царя Тиридата , она перебралась в Восточную Иберию, в 315 году она прибыла в Мцхет , и три года там тайно проповедовала православие.
По преданию, отправилась в Иверию (территория современной Грузии ), чтобы найти Хитон Господень . Её воспитательница Нианфора рассказала ей, как Хитон Господень был перенесён из Иерусалима во Мцхету . Но главной целью, которую возложила на святую сама Богородица , было просвещение Иверии — первого удела Божией Матери . Нина захотела отправиться в ту страну, где находится Хитон Господень, чтобы найти гробницу Сидонии, которая была погребена с Хитоном Христа, поклониться Его Хитону и затем посвятить себя проповеди Евангелия жителям Иверии. Господь являлся святой Нине в видениях и благословил её на равноапостольский подвиг, а Дева Мария чудесным образом вручила ей крест из виноградной лозы .
Согласно «Житию святой Нины» , спасаясь от преследований римского императора Диоклетиана , Нина, Рипсимия , Гаиания и другие девушки (всего 37 девушек-христианок) бежали. Когда они оказались на территории Армении , царь Тиридат , в то время ещё язычник , получил письмо от Диоклетиана , в котором говорилось о беглянках и чтобы тот отыскал Рипсимию и прислал её в Рим, или же, если хочет, взял бы её себе в жены, ибо она, как писал он, необычно красива. Слуги Тиридата вскоре нашли Рипсимию, и когда царь увидел её, то объявил ей, что желает иметь её своею женою, но получил дерзкий отказ։ «Я обручена Небесному Жениху-Христу; как же ты, нечестивый, посмеешь прикоснуться к Христовой невесте?» За это Тиридат приказал побить камнями всех дев. Из всeх дев спаслась только святая Нина. В одиночестве она продолжила свой путь в Иверию. После этих событий царь Армении заболел тяжёлым нервным недугом. От безумства царя исцелил Григорий Просветитель , после чего, поверив в силу веры христианской , царь Тиридат крестился сам, крестил народ и провозгласил христианство государственной религией в Армении (301).
После долгого путешествия святая Нина пришла к берегу Куры близ селения Хертвиси в Джавахети, где встретились ей пастухи овец, которые дали путешественнице, утомлённой дальностью дороги, немного пищи. Люди эти говорили на армянском наречии; Нина понимала армянский язык и спросила одного из пастухов: «Где находится и далеко ли отсюда город Мцхет?» Тот отвечал: «Видишь ли эту реку? — по берегам её, далеко вниз по течению, стоит великий город Мцхет, в котором господствуют наши боги и царствуют наши цари».
Подкреплённая Божественным видением, пришедшим к ней во время сна, святая Нина с воодушевлением и новой ревностью продолжала свой путь. Преодолев по дороге тяжёлые труды, голод, жажду и страх пред зверями, она достигла древнего карталинского города Урбнисе , в котором оставалась около месяца, проживая в еврейских домах. Узнав однажды, что мужчины этого города, равно как и прибывшие из окрестностей, собираются идти в столичный город Мцхет для поклонения своим ложным богам, отправилась туда с ними и святая Нина.
Спустя много времени после этого святая Нина под видом странницы вошла наконец в город Мцхет. Святая Нина начала открыто и всенародно проповедовать Евангелие и призывать иберийских язычников и иудеев к покаянию и вере во Христа. Её благочестивая, праведная и целомудренная жизнь была известна всем и привлекала к святой взоры, слух и сердце народа. Проповеди святой Нины привели ко Христу всю Грузию .
Умерла святая Нина около 335 года . Мощи покоятся под спудом в женском Бодбийском монастыре в Кахетии (Грузия).
Почитание
Согласно Корнелию Кекелидзе , в Грузии изначально считалось, что христианство было введено в их страну просветителем армян святым Григорием. Это мнение начало изменяться после раскола армянской и грузинской церквей в начале VII века. Уже с середины IX столетия на фоне большой конфессиональной розни между этими народами в Грузии стали отрицать любые следы религиозно-культурной связи с армянами в предыдущие эпохи. Считая неприемлемым иметь общего с армянами миссионера, грузинские церковники начали искать самостоятельного просветителя, какового нашли в лице Нино, о которой кратко сообщали византийские авторы .
День поминовения святой Нины 27 января в Грузии отмечается как национальный праздник — , или День пришествия святой Нино в Грузию ( груз. ნინოობა ).
Храмы и монастыри в честь святой равноапостольной Нины
- Агаянская церковь Святой Нино
- Церковь Святой Нино (Алибейли)
- Храм Равноапостольной Нины в Калининграде
- ( Полежаевский парк )
- Храм Святой Равноапостольной Нины в Черёмушках (Москва)
- Храм Святой Нины в Головинке (Сочи)
- Храм Святой Нино на Пластунке
- Церковь Святой Равноапостольной Нины при грузинской школе (Владикавказ)
- Женская община Святой Нины в Курилове
- Монастырь Святой Нины (Юнион-Бридж)
- Джвари (монастырь)
- Церковь Равноапостольной Нины в Гаспре
- Часовня Равноапостольной Нины и Преподобного Сергея Радонежского (Санкт-Петербург)
- Женский монастырь Святой равноапостольной Нины в Матходже
- Церковь Святой Равноапостольной Нины в Орджоникидзе
- Церкось Святой Равноапостольной Нины в Хараксе.
- Церковь Святой Равноапостольной Нины ( Кандалакша )
- Церковь Святой Нины в Батуми
- Грузинский приход и церковь во имя Святой Равноапостольной Нины в Париже ( Константинопольский патриархат )
- Храм Святой Равноапостольной Нины (Донецк)
- Храм во имя Святой Равноапостольной Нины в посёлке Садовом
- Храм Святой Нины в Нижнем Новгороде (строящийся )
- Церковь Святой Нины в Орхеви, Тбилиси
- Церковь Святой Нины в Исани-Самгори, Тбилиси
- Церковь Святой Нино в Тбилиси
- Церковь Святой Нины, Керчь
- Храм Святой Нины (Ростов-на-Дону) (строящийся)
- Храм в честь Святой Равноапостольной Нины в Киеве.
- Храм Равноапостольной Нины в Николаеве
- Церковь Святой Нины и женский монастырь в Самтавро
- Храм Равноапостольной Нины в городе Алматы
См. также
- Житие святой Нины — древнейший памятник грузинской агиографической литературы.
- Нино — многим грузинским женщинам дают имя Святой Нины.
Примечания
- ↑ // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб. , 1890—1907.
- ↑
- ↑ // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб. , 1890—1907.
- // Малый энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона . — 2-е изд., вновь перераб. и значит. доп. — Т. 1—2. — СПб. , 1907—1909.
- // Новый энциклопедический словарь : В 48 томах (вышло 29 томов). — СПб. , Пг. , 1911—1916.
- ↑ от 1 декабря 2011 на Wayback Machine Православие.ру. (Дата обращения: 21 ноября 2019)
- Патаридзе Л. // Православная энциклопедия . — М. , 2006. — Т. XIII : « Григорий Палама — Даниель-Ропс ». — С. 191—229. — 752 с. — 39 000 экз. — ISBN 5-89572-022-6 .
- (англ.) . catholic-forum.com.org. Дата обращения: 9 августа 2010. 10 марта 2012 года.
- Stephen H Rapp. Imagining history at the crossroads: Persia, Byzantium, and the architects of the written Georgian past (англ.) . — 1997. — С. 348 .
- Кекелидзе К. С. Этюды по истории древнегрузинской литературы. — Тб. , 1963. — Т. IX. — С. 133. : «В начале в Грузии, как и в Армении, господствовало убеждение, что христианство в Грузии насаждено миссионерской деятельностью просветителя армян св. Григория и его учеников. Но после церковного разрыва с армянами, и особенности же с половины IX в., когда конфессиональная рознь между этими двумя соседними народами достигла высшей точки напряжения, в Грузии стали отметать всякие следы религиозно-культурной связи с армянами даже в прошлом; находя неудобным иметь общего с армянами миссионера, они стали искать самостоятельного, независимого от армян, просветителя, какового нашли в лице той пленницы, о которой кратко повествуют византийские историки»
- . Дата обращения: 31 мая 2018. 17 ноября 2018 года.
- от 17 ноября 2018 на Wayback Machine утрачена
- . Дата обращения: 3 июня 2018. 26 мая 2018 года.
- . Дата обращения: 3 июня 2018. 28 марта 2022 года.
Литература
- М. Сабинин , «Жизнеописание святых грузинской церкви», СПб. , 1882, стр. 1 — 60.
- // свт. Димитрия Ростовского : 12 кн., 2 кн. доп. — М. : Моск. Синод. тип., 1903—1916. — Т. V: Январь, День 14. — С. 453.
- Tarchnisvili M. Die Legende der heiligen Nino und die Geschichte des georgischen Nationalsbewustseins // Byzantinische Zeitschrift. — № 40. — 1940. — S. 40—75. (нем.)
- Tarchnisvili M. Die heilige Nino, Bekehrerin von Georgien // AOSBM. — 1953. — S. 572. (нем.)
- 2021-04-04
- 1