Interested Article - Культура Грузии

Страница из Евангелия, изображающая Рождество (XII век). Государственный музей искусств Грузии , Тбилиси.
Икона из Мартвили (X век)
Церемониальная корона грузинского дворянства.

Культура Грузии формировалась на протяжении многовековой истории и представляет сегодня богатую национальную культуру и литературу, базирующуюся на национальных языке и письме .

Культура Грузии

Грузия — страна древней и самобытной культуры.

Литература

Древнегреческие мифы о золотом руне

См. Золотое руно , Медея , Ээт , Ясон

Народная музыка

Грузинские народные музыкальные инструменты

Корни грузинской народной музыки уходят на глубину в несколько тысячелетий.

Издревле известны грузинские народные музыкальные инструменты: духовые — шестиствольный саламури , ( ), , , , най (разновидности свирели), буки , (разновидности трубы), (сигнальный рог), (рожок), гудаствири , (волынки); струнные щипковые — чанги (арфа), , (типа лиры), пандури , чонгури (типа лютни), (типа цимбал); струнные смычковые — чианури , чунири ; ударные — ( тимпан ), , думбо , ноба , (разновидности барабана), коси (большой военный барабан), (малый барабан), (тарелки), (бубен), (большая медная литавра), диплипито (миниатюрная литавра) .

Грузинский народ издавна проявлял себя в песенном творчестве. Существуют исторические документы VIII и IV века до нашей эры повествующие о существовании у грузин трудовых, походных и хороводных песней. Странствующие певцы-сказители — — были одновременно композиторами-импровизаторами, поэтами, певцами и исполнителями на волынке .

Грузинские народные костюмы. Художник: В. Пименов. Марка СССР, номинал - 2коп.

Музыкальный фольклор Грузии содержит ряд диалектов: тушинский, хевсурский, мтиульский, картлийский, кахетинский, рачинский, пшавский, мохевский, лечхумский, сванский, мегрельский, имеретинский, гурийский, аджарский , лазский .

Особенностью грузинской народной музыки является многоголосие: двух-, трёх- и четырёхголосие .

Исполнение грузинской народной песни

Существуют одноголосые песни без сопровождения: оровела (пахотная, молотильная, веяльная), урмули (аробная), нана (колыбельная), тирили, датиреба (плачи-причитания) .

Двухголосые песни — трудовые, обрядовые, бытовые и плясовые. Двухголосые песни исполняются одним или двумя солистами поочерёдно на фоне исполняемого хором бурдонного баса или basso osinato .

Трёхголосие является основой традиционной грузинской музыки: на фоне баса мелодию развивают два верхних голоса в различных сочетаниях. В песнетворчестве западной Грузии выделяются стройностью и суровостью звучания песни сванов . Этим песням свойственны частые диссонирующие сочетания, совместное движение трёх голосов основными трезвучиями. Народная полифония со всей многогранностью представлена в гурийских и аджарских песнях. В них присутствует криманчули — так называют верхний, особый голос, требующий от солиста высокого, нетипичного для мужчины, регистра и умения исполнять сложные фиоритуры гортанным звуком .

Грузинская архитектура

Грузинское искусство, начиная с IV—V веков вплоть до рубежа XVIII—XIX веков, прошло долгий и сложный путь развития, который органически связан с развитием грузинского народа и грузинской государственности. Как и всякое живое искусство, грузинское было тесно связано с искусством соседних стран Передней Азии и Средиземноморского бассейна . Эти связи обогащали грузинское искусство, но и оно, со своей стороны, вносило весомый вклад в развитие средневекового мирового искусства. С одной стороны, несомненна генетическая связь с искусством дофеодальной эпохи, с другой стороны, наблюдается расширение диапазона, углубление и обогащение содержания; именно в средние века особенно ярко проявились самобытные национальные черты грузинского искусства .

Базилика Анчисхати
( груз. ანჩისხატი )

Монументальная грузинская архитектура развилась в средние века, в связи с развитием государственности и распространением христианства и храмовым строительством. В V—VI веках распространённым типом грузинских храмов была базилика . Известен ряд ранних грузинских базилик: Анчисхатская , Цкароставская, Урбинисская. Наибольшей известностью пользуется Болнисский сион , постройка которого начата в 478 и закончена в 493 году, это самая старая и притом хорошо сохранившаяся базилика. Три нефа имели сводчатые перекрытия и были подведены под общую двухскатную крышу. С севера и юга были устроены галереи с красивой кровлей. В восточной стороне была устроена закрытая крещальня.

Вид на крепость Греми

В конце VI и в VII веке базилики заменяются различными типами центрических зданий. Для грузинской храмовой архитектуры начиная с этого периода, как и для армянской, характерным становится использование куполов конусообразной формы. Строения, созданные в это время, отличаются деталями плана, но объединены стремлением создать единое внутреннее пространство, перекрытого куполом или сомкнутым сводом. Наиболее ранними храмами этого типа являются церковь в в Кахетии (VI век), кафедральный собор в Ниноцминди (середина VI века) и др. Итог этим поискам подводит храм Креста в Мцхете (мцхетский Джвари ), построенный в 590—604 годах. Архитектором его возможно был . Здание воздвигнуто на вершине горы при слиянии рек Куры и Арагви и органически вырастает из скалистого массива. Храм издалека виден в долинах обеих рек и является центром всего ландшафта.

Крепость Греми ( Кахетия ) является архитектурным памятником XVII века .

Культура современной Грузии

Мать и сын. Нико Пиросмани

Грузинская музыка

Основоположники грузинского дирижёрского искусства — народный артист Грузинской ССР З. П. Палиашвили и заслуженный деятель искусств Грузинской ССР Е. С. Микеладзе .

Грузинский кинематограф

Грузинский кинематограф , возникший как явление в советскую эпоху, представляет собой яркое и своеобразное явление. Грузинское кино создавалось в основном на студии « Грузия-фильм », помимо , что в данном случае предполагается изначально, грузинский кинематограф имел легко узнаваемые черты, среди которых особое чувство мягкого юмора , метафоричность и симпатия к людям. В советскую эпоху грузинские кинематографисты умели избегать официозного соцреалистического стиля и создавали оригинальные и самобытные ленты, которые пользовались большой популярностью во всем Советском Союзе .

Грузинский танец

Грузинская живопись

Фрески собора Светицховели , образец грузинского средневекового искусства, изображающие корабли и морских чудовищ.

Искусство живописи представлено в Грузии работами таких мастеров как легендарный Нико Пиросмани , Гиго Габашвили , Давид Какабадзе , Ладо Гудиашвили , , Елена Ахвледиани , Сергей Кобуладзе , Симон Вирсаладзе , Александр Беридзе и . Всемирно известны такие грузинские скульпторы, как Элгуджа Амашукели , Ираклий Очиаури и Зураб Церетели .

Современная грузинская литература

Персоналии культуры Грузии

Актёры театра и кино

Артисты балета

Композиторы и дирижёры

Кинорежиссёры

Театральные режиссёры

Оперные певцы

Певцы и певицы

Художники

Лари с портретом Нико Пиросмани . 2002 , аверс

Архитекторы

Скульпторы

  • Зураб Церетели — художник и скульптор. Народный художник СССР (1980), Народный художник Российской Федерации (1994), Президент Российской академии художеств (с 1997 года), Почётный член Российской академии образования. Академик РАЕН.

Поэты

Писатели, драматурги, сценаристы

См. также

Примечания

  1. Ken Parry. . — John Wiley & Sons, 2010. — С. 140. — 551 с. — ISBN 9781444333619 . 18 ноября 2018 года.
  2. А. П. Новосельцев . . — M.: Наука, 1990. — С. 31. 5 апреля 2013 года.
  3. Музыкальная энциклопедия. Гл. ред. Ю. В. Келдыш. Т 2. Гондольера — Корсов. 960 стб. с илл. М.: Советская энциклопедия, 1974 (стб. 78-88)
  4. Очерки истории Грузии. Том 2. Грузия в IV—X веках / [Ред.: М. Лордкипанидзе, Д. Мусхелишвили] — , 1988—580 с.
  5. Большая Российская энциклопедия: В 30 т. / Председатель науч.-ред. совета Ю. С. Осипов. Отв. ред С. Л. Кравец. Т. 1. А — Анкетирование. — М.: Большая Российская энциклопедия, 2005. — 766 с.: ил.: карт.
  6. Новая Российская энциклопедия: в 12 т. / Редкол.: А. Д. Некипелов, В. И. Данилов-Данильян и др. — М.: ООО «Издательство „Энциклопедия“» Т. 3 Бруней — Винча, 2007. — 480 с.: ил.
  7. Большая Советская Энциклопедия. Гл. ред. А. М. Прохоров, 3-е изд. Т. 4. Брасос — Веш. 1971. 600 стр., илл.; 47 л. илл. и карт.
  8. Большая Советская Энциклопедия. Гл. ред. Б. А. Введенский, 2-е изд. Т. 10. Газель — Германий. 1952. 620 стр., илл.; 43 л. илл. и карт.
  9. Театральная энциклопедия. Гл. ред. П. А. Марков. Т. 2 — М.: Советская энциклопедия, 1963, 1216 стб. с илл., 14 л. илл.
  10. Большая Советская Энциклопедия. Гл. ред. А. М. Прохоров, 3-е изд. Т. 7. Гоголь — Дебит. 1972. 608 стр., илл.: 44 л. илл. и карт. 1 карта-вкл.
  11. Серго Закариадзе — статья из Большой советской энциклопедии .
  12. Театральная энциклопедия. Гл. ред. П. А. Марков. Т. 4 — М.: Советская энциклопедия, Нежин — Сярев, 1965, 1152 стб. с илл., 6 л. илл.
  13. Большая Советская Энциклопедия. Гл. ред. А. М. Прохоров, 3-е изд. Т. 28. Франкфурт — Чага. 1978. 616 стр., илл.; 32 л. илл. и карт.
  14. РУССКИЙ БАЛЕТ И ЕГО ЗВЁЗДЫ: Русский балет и его звёзды / Под ред. Е. Суриц — М.: Большая Российская энциклопедия; Борнмут: Паркстоун, 1998—208 с.: илл. ISBN 5-85270-135-1
  15. Большая Российская энциклопедия: В 30 т. / Председатель науч.-ред. совета Ю. С. Осипов. Отв. ред С. Л. Кравец. Т. 2. Анкилоз — Банка. — М.: Большая Российская энциклопедия, 2005. — 766 с.: ил.: карт.
  16. Театральная энциклопедия. Гл. ред. П. А. Марков. Т. 3 — М.: Советская энциклопедия, Кетчер — Нежданова, 1964, 1086 стб. с илл., 7 л. илл.
  17. Большая Советская Энциклопедия. Гл. ред. Б. А. Введенский, 2-е изд. Т. 21. Кинестезия — Коллизия. 1953. 628 стр., илл.; 52 л. илл. и карт.
  18. Советский Энциклопедический словарь, Гл.ред. А.М.Прохоров, М.1990 г.
  19. Большая Советская Энциклопедия. Гл. ред. А. М. Прохоров, 3-е изд. Т. 29. Чаган— Экс-ле-Бен. 1978. 640 стр., илл.; 28 л. илл. и карт. (стб 1127)
  20. Собрание соч. в 5т.т. М.1969 г.

Ссылки

Источник —

Same as Культура Грузии