Interested Article - Авраам Шломо Залман Цореф

Авраам Шломо Залман Цореф ( ивр. אברהם שלמה זלמן צורף, הראש"ז ‎; 9 ноября 1785 /7 Элула 5546, Кейданы , Великое княжество Литовское 16 сентября 1851 , Иерусалим ) — раввин , деятель ашкеназского ишува в Палестине . Инициатор восстановления синагоги « Хурва » в Иерусалиме.

Биография

Авраам Шломо Залман родился 7 Элула 5546 года по еврейскому летосчислению (9 ноября 1785 года) в Кейданах (Великое княжество Литовское) в семье раввина Якова (фамилий евреи в указанный период не носили; возможное имя деда — Товия ). Получил традиционное еврейское образование, которое продолжал, уже обзаведясь женой и занимаясь торговлей .

В 1811 году, в возрасте 25 лет , Шломо Залман с женой и тремя детьми отправился из Литвы в Палестину в составе группы прушим — последователей Виленского гаона . По дороге группа на несколько месяцев задержалась в Стамбуле , где отец семейства учился ювелирному делу ( ивр. צורפות ‎ — «цорфут»), получая профессию, которая поможет ему прокормиться на новом месте .

Прибыв в Акру — на тот момент основной порт Палестины — прушим продолжили свой путь в Цфат , где и поселились . Шломо Залман купил дом и открыл ювелирную лавку. Он быстро выучил арабский язык и установил добрососедские отношения с местными жителями. В еврейской общине он играл одну из ведущих ролей, продолжая изучать Тору . Однако уже в 1813 году в Галилее началась эпидемия холеры , и семья Шломо Залмана вместе с ещё десятком семей бежала из Цфата в Иерусалим. Они проникли в город ночью, переодевшись в сефардские одежды. По окончании эпидемии другие цфатские евреи вернулись домой, но Шломо Залман решил остаться в Иерусалиме. Там он снова открыл ювелирную лавку и пользовался доверием местных арабских богачей . Его стремление заниматься ремеслом отличало его от многих лидеров старого ишува , предпочитавших сосредоточиться на изучении священных книг и жить на средства халукки — пожертвования из-за границы .

В этот период ашкеназское население Иерусалима было очень невелико, вплоть до того, что на молитвы с трудом удавалось собрать десять мужчин . В качестве молельного дома использовалась сукка , которую ашкеназам предоставляли сефардские евреи. Со временем ашкеназская община Иерусалима росла за счёт притока евреев из Цфата; стимулами к переезду были восстания галилейских друзов и феллахов и землетрясения. В эти годы Шломо Залман Цореф сыграл заметную роль в урегулировании сложных отношений между сефардской и ашкеназской общинами Иерусалима, вызванных опасениями сефардских лидеров, что европейские ашкеназы предпочтут жертвовать деньги своим собратьям в Иерусалиме, если тех станет достаточно много. В дальнейшем он выполнял совместные поручения обеих общин в Европе, в целях облегчения поездок получив прусское подданство. Цореф установил хорошие отношения с властями Иерусалима, в особенности в период, когда Палестина была завоёвана египетским правителем Мухаммедом Али . Представитель новой власти в Иерусалиме Ибрагим-паша опасался быть отравленным и не употреблял пищу, приготовленную поварами-мусульманами. Вместо этого ему поочерёдно готовили еду в одном из домов сефардских старейшин и в доме Шломо Залмана Цорефа. По просьбе Цорефа Ибрагим-паша однажды отправил войска на защиту евреев Хеврона , которым угрожали местные арабские повстанцы .

С ростом ашкеназской общины Иерусалима встала необходимость в устройстве постоянной синагоги . В Иерусалиме уже существовала ашкеназская синагога «Дир Шикназ», основанная Иегудой Хасидом , но для её строительства были заняты крупные суммы денег у арабов, которые не удалось отдать, и последователям Иегуды Хасида пришлось покинуть город . В 1721 году синагога была сожжена арабами, в дальнейшем получив от евреев прозвище « Хурва » ( ивр. חורבה ‎ — «руина») . Шломо Залман Цореф отправился в Египет, где с помощью прусского и австрийского консулов добился аудиенции у Мухаммеда Али . Египетский правитель выдал ему фирман (грамоту), запрещающий иерусалимским арабам взыскивать долги Иегуды Хасида с новой еврейской общины. Фирман передавал евреям права на землю, на которой располагалась «Хурва», и давал разрешение на её восстановление . Арабам, к тому моменту построившим на этом месте лавки, было приказано передать их евреям за денежную компенсацию .

По призыву Цорефа вся еврейская община Иерусалима приняла участие в расчистке руин на месте синагоги. В целях сбора денег на её восстановление он отправился в Англию, где получил финансовые гарантии от еврейского филантропа Мозеса Монтефиоре . Не дожидаясь окончания масштабного строительства, Цореф в середине 1830-х годов организовал постройку новой синагоги, получившей название «Менахем-Цион» .

После возвращения власти над Палестиной в руки Османской империи Шломо Залман, в качестве прусского подданного, занял пост заместителя консула Пруссии в Иерусалиме. Влияние, которое ему давала эта должность, он использовал для укрепления положения еврейской общины. Продвигая идеи производительного еврейского труда, он, в частности, предпринял попытку на паях с арабами вести сельское хозяйство под Рамлой . В 1838 году, после разрушительного землетрясения в Цфате, он с группой из 40 добровольцев отправился из Иерусалима для оказания помощи пострадавшим .

Будучи одним из лидеров еврейского ишува в Иерусалиме, Цореф старался поддерживать хорошие отношения с арабским населением, для чего, в частности, ежегодно подносил «подарки» семьям, претендовавшим на землю, на которой стояла синагога. Эта практика прекратилась, когда ашкеназская община выросла в размерах и контроль над её средствами получили новые люди . В результате враждебное отношение к Шломо Залману со стороны арабов усилилось, и на его жизнь начались покушения. В ходе одного из покушений молодой араб стрелял в него ночью через окно его дома, а при попытке скрыться упал в цистерну с кунжутным маслом и захлебнулся. Через год Цореф, шедший по улице на утреннюю молитву, получил от другого араба удар саблей по затылку . После этого он несколько месяцев пролежал дома без сознания, придя в себя только в день смерти — 16 сентября 1851 года — и успев перед смертью попрощаться с семьёй и друзьями . Иерусалимские сефарды поначалу не хотели позволить хоронить Цорефа на сефардском кладбище прежде, чем будут выплачены все его долги. Похороны стали возможными только после решительного вмешательства раввина Шмуэля Саланта . Восстановление синагоги «Хурва» было закончено через 14 лет после его смерти .

Шломо Залман Цореф был похоронен на Масличной горе в Иерусалиме, неподалёку от гробницы Захарии . Когда после арабо-израильской войны 1948—1949 годов кладбище оказалось на территории Иордании , надгробие на его могиле было уничтожено и восстановлено только после перехода Восточного Иерусалима под контроль Израиля . Память Шломо Залмана Цорефа увековечена также на плитах мемориала на горе Герцля . Он признаётся Израилем как первая жертва межнационального террора .

Семья

Потомки Авраама Шломо Залмана Цорефа взяли в качестве фамилии европейскую форму его личного имени — Саломон, но в первом поколении к ней ещё добавлялось название его профессии — Цореф . От жены Хаси (умерла в 1865 году) у него были четверо детей. Старший сын, Мордехай Цореф-Саломон, был одним из пионеров еврейского сельского хозяйства и промышленности в Палестине в Новое время, а его сын, Йоэль Моше Саломон , входил в число основателей Петах-Тиквы и новых еврейских кварталов Иерусалима (в частности, им был основан квартал Нахалат-Шива за стенами Старого города ). Кроме Мордехая, у Шломо Залмана было ещё двое сыновей (Моше и Ицхак, занимавший руководящую должность во время восстановления синагоги «Хурва») и дочь Мирьям — жена раввина Авраама Ицхака Трахтенберга .

Примечания

  1. (ивр.) . Сайт памяти граждан, погибших во враждебных действиях, Министерство социального обеспечения Израиля. Дата обращения: 12 сентября 2017. Архивировано из 12 сентября 2017 года.
  2. Моше Катан. : [ иврит ] = דרכונו של ר' אברהם שלמה זלמן צורף (הראש"ז) // Катедра. — 1989. — Т. 54. — С. 74—80.
  3. , с. 45.
  4. Nadav Shragai. (англ.) . Haaretz (5 мая 2008). Дата обращения: 12 сентября 2017. 24 октября 2012 года.
  5. , с. 46.

Литература

  • Давид Тидхар. // Энциклопедия первопроходцев и строителей ишува = אנציקלופדיה לחלוצי הישוב ובוניו. — 1947. — Т. 1. — С. 45—46.

Ссылки

  • (ивр.) . Сайт памяти граждан, погибших во враждебных действиях, Министерство социального обеспечения Израиля. Дата обращения: 11 сентября 2017. Архивировано из 12 сентября 2017 года.
Источник —

Same as Авраам Шломо Залман Цореф