Interested Article - Зоар, Ури

Ури Зоар ( ивр. אורי זוהר ‎, фамилия при рождении Дзядек , ז'אדק ; 4 ноября 1935 , Тель-Авив 2 июня 2022 , Иерусалим ) — израильский стендапист , киноактёр, кинорежиссёр и сценарист. Зоар, снявший ряд популярных кинолент Израиля 1960-х и 1970-х годов, в дальнейшем обратился к иудаизму , став раввином и одним из основателей ультраортодоксального поселения Маале-Амос . В 1976 году Зоар отклонил присвоение ему Премии Израиля в области кинематографа.

Биография

Ури Дзядек родился в 1935 году в Тель-Авиве в семье иммигрантов из Польши, прибывших в подмандатную Палестину двумя годами ранее. Посещал драматический кружок, но не проявлял особой заинтересованности в карьере актёра. В начале службы в армии ударил офицера и попал в военную тюрьму, где его импровизации в камере случайно увидел командир ансамбля НАХАЛЬ . После освобождения Ури перевели в ансамбль НАХАЛЬ для несения дальнейшей службы . В ансамбле НАХАЛЬ Зоар познакомился и подружился с Ариком Айнштейном , с которым в дальнейшей своей творческой карьере тесно сотрудничал .

По окончании военной службы Зоар стал одним из основателей сатирического кабаре «Бацаль Ярок» (с иврита «Зелёный лук»), открывшегося в Тель-Авиве и пользовавшегося в начале 1960-х годов широкой популярностью . Его попытка в эти годы поступить в университет на философский факультет не увенчалась успехом . С конца 1950-х годов он снимался в израильском кино — вначале в серьёзных патриотических картинах («Огненный столп», 1959, «Горящий песок» и « Исход », 1960) . 1961 год ознаменовал его первый опыт в качестве сценариста и кинорежиссёра, когда Зоар снял 20-минутный чёрно-белый фильм «Кукольный театр» . В 1962 году с двумя соавторами Зоар спродюсировал и поставил документальный фильм «Эц о Палестайн» ( ивр. עץ או פלסטין ‎ — «Дерево или Палестина», в зарубежном прокате «Подлинная история Палестины»). Фильм, смонтированный из документальных новостных роликов Натана Аксельрода , освещал ключевые вехи на пути к созданию Государства Израиль, но сопровождался ироничными закадровыми комментариями Хаима Тополя .

Ури Зоар в 1973 году

В дальнейшем Зоар как режиссёр и сценарист испытал влияние итальянских кинокомедий («Наш квартал», 1968) и французской новой волны (« », 1967) и часто выступал в своих лентах как против традиционной государственной идеологии, так и против израильского истеблишмента (типичными примерами являются «Дыра в Луне», 1965, пародирующая идеологические установки в израильском искусстве, и «Каждый ублюдок король», 1968, с иронией показывающий патриотическую эйфорию, овладевшую Израилем после победы в Шестидневной войне ). Его фильмы, часто снимавшиеся с очень небольшим бюджетом и зачастую на узком кадре с целью сэкономить средства, с успехом шли в кинотеатрах, а самый дорогой из них — «Каждый ублюдок король» — в Израиле посетили 650 тысяч зрителей . Культовый статус у израильских зрителей приобрела его «тель-авивская трилогия» («Вуайеристы», 1972; «Большие глаза», 1974; «Спасите спасателя», 1977) с её вульгарными, инфантильными, неверными героями и атмосферой средиземноморской богемности . В ряде своих картин сам Зоар играет центральные роли , в других его лентах снимались популярное эстрадное трио « », Арик Айнштейн и Шалом Ханох . На телевидении Зоар снял несколько серий популярного сатирико-музыкального шоу «Луль» (с иврита «Курятник»), также ставшего очень популярным у публики .

В начале 1960-х годов Зоар женился на Илане Рубиной, но через два года этот брак распался . В 1976 году было принято решение о награждении Ури Зоара Премией Израиля в области кинематографа, однако он отказался от этой награды . В 1977 году Зоар, к этому времени обратившийся к иудаизму , прервал свою творческую карьеру. Он начал учёбу в иешивах «Ор хаим» и «Адерет Элияху», где его духовным наставником был раввин Ицхак Зильберман . Он также стал одним из основателей ультраортодоксального поселения Маале-Амос . Ультраортодоксальный истеблишмент, зная о популярности Зоара в светских кругах, использовал его для популяризации религиозного образа жизни в Израиле. По просьбе раввина Шаха Зоар присоединился к организации литваков «Лев ле-Ахим», занимающейся пропагандой иудаизма и развитием сети религиозных школ. В конце 1990-х годов он начал вести передачи, пропагандирующие религию, на пиратских радиостанциях. В это время он сблизился с лидером партии ШАС Арье Дери и в дальнейшем, когда тот был приговорён к тюремному сроку по обвинению в мошенничестве и взятках, стал одним из лидеров кампании за его освобождение .

От второго брака, с Элей Шустер, у Ури Зоара семеро детей; все они вслед за отцом обратились к ортодоксальному иудаизму . Скончался 2 июня 2022 года . Похоронен на кладбище Хар ха-Менухот в Иерусалиме .

Примечания

  1. Шимон Лев-Ари. (ивр.) . Справочник «Сто лет еврейского театра». Дата обращения: 23 июля 2016. 3 марта 2016 года.
  2. Авишай Матья. (ивр.) . Маарив (4 ноября 2015). Дата обращения: 30 октября 2017. 1 августа 2017 года.
  3. Ariel Schewitzer. (англ.) . Haaretz (1 ноября 2013). Дата обращения: 30 октября 2017. 3 октября 2017 года.
  4. Amy Kronish, Costel Safirman. // Israeli Film: A Reference Guide. — Praeger, 2003. — P. 5. — ISBN 0-313-32144-2 .
  5. Ари Геллер. (ивр.) . NRG.co.il (8 декабря 2013). Дата обращения: 30 октября 2017. 13 июля 2017 года.
  6. Яэль Паз-Меламед. (ивр.) . Маарив (13 декабря 1985). Дата обращения: 29 октября 2017. 5 февраля 2018 года.
  7. . Walla! (2 июня 2022). Дата обращения: 2 июня 2022. 2 июня 2022 года.
  8. Greer Fay Cashman. (англ.) . The Jerusalem Post (2 июня 2022). Дата обращения: 2 июня 2022. 2 июня 2022 года.

Ссылки

  • Шимон Лев-Ари. (ивр.) . Справочник «Сто лет еврейского театра». Дата обращения: 23 июля 2016.
Источник —

Same as Зоар, Ури