Interested Article - Палестина в эпоху Айюбидов

Палестина в эпоху айюбидов — средневековое мусульманское государство египетской династии айюбидов (1174—1250 годы), завоевавших христианское Иерусалимское королевство в 1187 году. У данного мусульманского государства были подвижные границы из-за постоянных войн. Наибольшая территория в 1188 году включала Иерусалимское королевство полностью. Правителем, в момент наибольшего завоевания территории Иерусалимского королевства, был курд сирийского происхождения египетский султан (с 1174 по момент смерти в 1193 году) Саладин (1137—1193 год). В 1250 году династия айюбидов была свергнута собственными рабами мамлюками , соответственно территория перешла под египетское управление мамлюков до Османского (турецкого) владычества. Несмотря на короткий период правления, династия айюбидов оказала преобразующее влияние на регион, изменив шиитское течение ислама на суннизм . Саладин сегодня широко известен победой над крестоносцами и возвращением Иерусалима через 99 лет после того, как сами крестоносцы завоевали город у фатимидов Египта.

Завоевание айюбидами Иерусалимского королевства

Айюбиды —главные организаторы борьбы с крестоносцами . Айюбиды первыми в мусульманском мире стали воплощать, провозглашённую до них атабеком Сирии Занги , идею религиозной и священной для ислама войны с крестоносцами ( джихад ) . Салах ад-Дин, уже захватив власть в фатимидском Египте (1169 год) и Сирии, но ещё не получив титул султана династии айюбидов, начал завоевание Иерусалимского королевства в 1170 году с крепости крестоносцев на пути из Мекки в Египет и Газу Эйлата . В 1174 году Саладин получил от аббасидского халифа титул султана. В 1177 году набег Саладина на Иерусалимское королевство из Египта был отражён в Битве при Монжизаре близ Рамлы , но уже в 1179 году, при вторжении со стороны Сирии, в Битве при Мардж-Уюне Саладин одержал победу и разрушил замок Ле Шастейе в битве у брода Иакова . В 1180 году Салах ад-Дин был вынужден заключить перемирие с Балдуином IV из-за чумы. В 1182—1183 году серия стычек ( Битва у замка Бельвуар , Битва при Аль-Фуле ) не привела к получению преимущества ни одной из сторон. В 1187 году айюбиды осадили Тверию , начав с неё захват Восточной Галилеи . Успех в битве при Крессоне недалеко от Назарета в 1187 году стал прологом успешного захвата Иерусалима по результатам битвы при Хаттине . После успешной осады Иерусалима(1187) за короткое время айюбидами были взяты: Акра , Наблус , Яффа , Торон , Сидон , Бейрут , Цфат , Аскалон , Хайфа , Кесария , Рамла , Газа , Латрун и другие. Город Хеврон был завоёван в 1187 году с помощью евреев. Крестоносцы укрылись в единственном не сдавшемся городе Тире под властью Конрада Монферратского . В плен были взяты король Иерусалимского королевства Ги де Лузиньян (отпущен Саладином в 1188 году), великий магистр ордена тамплиеров Жерар де Ридфор . Айюбиды стали правителями Леванта , однако уже в 1189 году произошло военного столкновения с Ричардом Львиное Сердце . Во время правления айюбидов были разрешены христианские паломничества в Иерусалим и Храм Гроба Господня оставался в руках христиан .

Изменения границ государства во время войн

В период 1187—1250 годов большая часть Палестины контролировалась айюбидами , за исключением 1229–1244 годов , когда Иерусалим и другие, святые для христиан места, были отвоеваны. В этот период почти каждая часть территории неоднократно переходила из рук в руки крестоносцев и айюбидов. Потеря Иерусалимского королевства в 1187 году вызвала третий крестовый поход (1189–1192) под руководством Ричарда Львиное Сердце и при участии Фридриха I Барбароссы . После двухлетней осады крестоносцам удалось взять Акко (1191), а затем победить в битве при Арсуфе (1191) , захватить в 1192 году Ашкелон и победить в битве при Яффе (1192). Был заключен мирный договор— Яффский договор (1192) , по которому за христианами осталась приморская полоса от Яффы до Тира . Столицей крестоносцев стал Акко (до 1291 года), Ашкелон был возвращён айюбидам, а также Иерусалим остался под мусульманским контролем, что стало причиной шестого крестового похода (1228—1229). Иерусалим, Вифлеем , Назарет , Сидон и ряд других близлежащих замков были возвращены христианам султаном Аль-Камилем из династии айюбидов в 1229 году. Купол Скалы и мечеть аль-Акса остались под контролем мусульман. В 1230 году эмиры Сирии пыталась, но не смогли стать независимыми. В 1244 году армия из Хорезма , призванная 8-м султаном айюбидов ас-Салихом , взяла Иерусалим и истребила христианское войско близ Газы . В 1247 году ас-Салих предпринял наступление против крестоносцев в Галилее, захватив Тверию , крепость Тавор , после чего двинулся к Ашкелону и разорил город. Все эти события вызвали Седьмой крестовый поход (1248—1254), окончившийся неудачей крестоносцев, однако победа в этом походе была одержана уже мамлюками.

В 1253 году был подписан договор между айюбидами и мамлюками, по которому Египет и Палестина до Наблуса отходила мамлюкам, а Сирия— айюбидам.

Политическое устройство государства айюбидов

Первым султаном айюбидов на период 1174—1193 годов стал сам Саладин (1137—1193).

После смерти Саладина в 1193 году айюбиды Сирии и Египта так соперничали между собой за власть, что временами вступали в сговор с крестоносцами друг против друга .

Правление Айюбидов в этих двух регионах различалось, так в Сирии каждый крупный город управлялся как относительно независимое княжество во главе с членом семьи айюбидов, в то время как в Египте правление было централизованным. Местные правители назывались шейхами . Высшим правительственным органом государства был диван . Айюбиды вербовали себе зависимую, но не подчиненную в административном отношении элиту передачей вакфа (пожертвования). Резиденцией правительства айюбидов от правления Саладина с 1170-х годов до правления аль-Адиля в 1218 году был Дамаск .

Эмиры Сирии управляли и Палестиной, правитель Дамаска нёс ответственность за Иерусалим .

Перед смертью (1193 год), Саладин разделил свои владения между родственниками: Сирию , Палестину и Йемен получил один из семнадцати сыновей Саладина—его старший сын аль-Афдал (1169—1225) , став эмиром Дамаска .

Губернатором северных провинций ( 1192 1193 ), после смерти Салах ад-Дина, стал его брат аль-Адиль (1145—1218), султаном для него сначала был второй сын Саладина — аль-Азиз (1171-1198), затем внук Саладина и сын аль-Азиза— аль-Мансур (1188—1216).

Аль-Адиль победил всех потомков своего брата Саладина в борьбе за власть и, в дальнейшем, сам стал султаном и правил Египтом и Сирией на протяжении почти двух десятилетий ( 1200 1217 ), сын аль-Камиль помогал ему.

Аль-Адилю досталась страна, которая находилась в состоянии войны в течение двух десятилетий. Он восстановил султанскую казну, провел реформы валюты и налогообложения, расширил торговлю с европейскими государствами, рассчитывая на мир, сумел в 1212 году положить конец соперничеству между двумя ветвями рода айюбидов выгодным браком своей дочери, в октябре 1210 года заключил Тридцатилетнее перемирие с царицей ( мепе ) Грузии Тамарой .

В 1218 году, когда аль-Адиль умер, брату султана аль-Камиля (1177—1238)— (умер в 1227 году) досталась Палестина и Трансиордания на период 1218—1227 годы. Иерусалим был основной резиденцией , который был единственным правителем айюбидов с особым отношением к городу , однако в 1219 и в 1220 году он уничтожил крепостные стены города из-за страха перед крестоносцами. Из-за борьбы братьев за власть аль-Камиль, как султан Египта, сделал множество предложений мира крестоносцам, в частности было предложено вернуть Иерусалим и восстановить его стены, вернуть Истинный Крест , но все они были отклонены в связи с влиянием папского легата Пелагия . В 1219 году аль-Камиль встречался с Франциском Ассизским (1182—1226) , мечтавшим обратить султана в христианство. В 1221 году аль-Камиль снова предложил крестоносцам мир, предложив сдать всю территорию Иерусалимского королевства, за исключением Трансиордании, в обмен на эвакуацию крестоносцев из Египта, и снова получил отказ , после чего открыл плотины на Ниле , вызвав наводнение и вынудив крестоносцев заключить мир на 8 лет. После смерти в 1227 году, аль-Камиль и другой его брат заключили договор, по которому Палестину аль-Камиль оставил себе, а Сирию передал .

В 1229 года аль-Камиль заключил десятилетний мир с Фридрихом II (1194—1250) и вернул святые места ( Вифлеем , Назарет , Иерусалим ), а также Верхнюю Галлею с замками, крестоносцам по договору «Тель элъ-Аджуль-Яффо» .

В 1234 году аль-Камиль сделал эмиром Дамаска ас-Салиха (1205—1249), в 1240 году ас-Салих стал султаном айюбидов и переехал из Сирии в Египет.

1244 год считается концом христианского правления в Иерусалиме , так как по приглашению ас-Салиха хорезмийцы отвоевали Иерусалим , ранее переданный айюбидами крестоносцам, и победили в битве при Форбии недалеко от Газы дядю ас-Салиха, правителя Сирии ас-Салиха Исмаила, который находился в союзе с крестоносцами Иерусалимского королевства .

В 1244—1260 Иерусалим многократно переходил из рук в руки, но династия айюбидов в Иерусалиме сохранялась.

С 1260 года— правителями Иерусалима стали мамлюки , хотя правление айюбидов в Египте фактически закончилось в 1250 году , когда мамлюки убили сына ас-Салиха , султана аль-Муаззама Туран-шаха ..

Ас-Салих был последним крупным правителем айюбидов, способным удерживать под своим контролем Египет, Палестину и Сирию.

Население

До завоевания Палестины айюбидами, ее население было христианским, в Иерусалиме на момент его захвата айюбидами сосредоточилось 60 000 человек, все они стали военнопленными и могли освободиться только за выкуп .

При айюбидах в Палестине и Трансиордании проживало ~500 000 человек , в Иерусалиме осталось 10 000 человек . Главной мечетью Палестины стала мечеть Аль-Акса . Так как страна была покинута мусульманским населением, Саладин призвал мусульман возвратиться в Иерусалим . Саладин был курдом, правители айюбидов поселили многие и большие курдские общины образовались в Иерусалиме, Хевроне и Шхеме.

Айюбиды, изгнав крестоносцев, терпимо относились к другим своим подданным-немусульманам — зимми , платившим подушный налог джизью . По сообщению Иехуды Алхаризи , евреям, особенно к бежавшим из Иерусалима при крестоносцах, было предложено вернуться . По Яффскому договору 1192 года оставление Иерусалима под исламским контролем гарантировало, что евреи могут оставаться в городе, поскольку, в отличие от крестоносцев, Саладин проявлял терпимость к евреям, паломникам-христианам будет разрешено входить в Иерусалим, и христианам, и мусульманам можно безопасно путешествовать по Святой Земле, а побережье от города Тира до Яффо доставалось христианам .

В отмечено сильное землетрясение в 1202 году .

В 1216 году в Иерусалиме проживала значительная еврейская общину, в том числе выходцы из Франции и Магриба , а также переселенцы из Ашкелона . Евреи играли важную роль в торговле, производстве, финансах и медицине, так видный деятель каирской еврейской общины Маймонид (1138—1204) был врачом при египетском дворе . Внутри еврейской общины Палестины существовало меньшинство караимов .

Однако был введен ряд правил, в том числе запрет на употребление алкоголя, религиозные процессии и звон церковных колоколов. Христианские церкви, за редким исключением, были обращены в мечети. Церковь св. Анны в Иерусалиме была превращена в медресе .

Крупные христианские общины Палестины говорили на арамейском языке и были коренными жителями этого района, в основном принадлежавшими к сирийской православной церкви. Они жили в деревнях с христианским или смешанным христианско-мусульманским населением, монастырях и в небольших городах, где, по-видимому, были в дружеских отношениях со своими соседями-мусульманами. Идеологически их возглавлял Антиохийский Патриарх .

В 1244 году Иерусалим был захвачен хорезмскими тюрками , христианское население было истреблено, евреи изгнаны.

Экономика

Опасаясь вторжения европейцев, мусульмане опустошили прибрежную равнину Палестины, тем самым обрекая регион на запустение и отсталость. Были разрушены замки крестоносцев в Галилее : на горе Тавор , Баниас , Бельвуар (сейчас руины замков стали национальными парками Израиля ). Замок Монфор не был захвачен айюбидами, всего было 36 замков и 17 гарнизонных фортов . История Иерусалима в средние века была историей упадка, Иерусалим айюбидов, потеряв статус столицы и религиозного центра, стал провинциальным городом . В 1219 году, боясь возврата крестоносцев, правитель Иерусалима , до этого много строивший в городе , приказал разрушить стены Иерусалима . В результате частых военных действий в период правления айюбидов Тверия была разрушена, население уменьшилось, город пришел в упадок и, находясь с 1247 года под властью айюбидов, долгое время до XVI века оставался небольшим и малозначительным . В то же время айюбиды стремились торговать с Европейскими государствами, так в период правления айюбидов в Европу были завезены кунжут , рожковое дерево , просо, рис, лимоны, дыни, абрикосы и лук-шалот .

Несмотря на широкую, но облагаемую налогами торговлю через Средиземное море, доступ к Красному айюбиды европейцам перекрыли, сосредоточив торговлю товарами этого региона в своих руках .

Образование

Хотя Айюбиды принадлежали к Шафиитскому мазхабу , они построили школы для обучения всем четырем суннитским системам религиозно-правовой мысли. Саладин создал систему вакфа , которая поддерживала школы и мечети.

Наука, история, медицина, философия

Особый интерес айюбиды проявляли к областям медицины, фармакологии и ботаники, в Иерусалиме работал врачом ботаник .

В Палестине эпохи айюбидов жил арабский историк и мусульманский правовед , биограф Салах ад-Дина Бахауддин ибн Шаддад (1145—1234), который также выполнял обязанности судьи ( кади ) в Иерусалиме ( 1188 1192 ). Его книга «Саладин. Победитель крестоносцев» переведена на русский язык.

Учился, в том числе и в Иерусалиме, путешествовал по Палестине курдский историк Ибн аль-Асир (1160—1233).

Маймонид (1138—1204) жил в правление айюбидов, но не в Палестине, а в Египте. По Палестине он путешествовал в 1165 году, после смерти перезахоронен в Тверии . В еврейской общине Акко того времени развернулась полемика об учении Маймонида .

В 1211 году в Паслестину айюбидов переселилось около 300 раввинов из Франции во главе с тосафистом Шимшоном бен Аврахамом из Санса .

Культура

Период Айюбидов в Палестине (1187—1250) был отмечен строительством домов, рынков, общественных бань и общежитий для паломников. На Храмовой горе проводились многочисленные работы. По приказу Саладина Иерусалим вернулся к мусульманскому облику , все признаки присутствия тамплиеров в мечети Аль-Акса были уничтожены , внутренние стены и столбы Купола Скалы в Иерусалиме были покрыты мрамором, была обновлена мозаика на барабане купола. При айюбидах было пристроено северное крыльцо с тремя воротами мечети Аль-Акса на Храмовой горе в Иерусалиме . Также был отреставрирован Купол Вознесения . Во времена Саладина напротив Храма Гроба Господня , который был сохранён, но передан от крестоносцев Греческой православной общине, с передачей ключей от храма двум мусульманским семьям, была построена Мечеть Омара .

занимался постройкой и реставрацией многих зданий Храмовой горы , а также восстановлением и разрушением стен Иерусалима в XIII веке.

Были переименованы города, так Иерусалим стал называться Аль-Кудс, Хеврон — Аль-Халил , Наблус стал Шхемом .

Отражение в мировой культуре

Литература

Примечания

  1. . . Дата обращения: 31 октября 2022. 30 декабря 2017 года.
  2. Дрори Йосеф. . — 1998. — С. 10. — ISBN 978-00-1301888-0 .
  3. — статья из Электронной еврейской энциклопедии
  4. Дрори Йосеф. . — 1998. — С. 30.
  5. Gudrun Krämer. . — 2011. — С. 15. 2 ноября 2022 года.
  6. Boas, Adrian J. . — 2001. — С. 19-20. — ISBN 978-041523000-1 . 2 ноября 2022 года.
  7. Rossella Tercatin. (англ.) . The Jerusalem Post (2 августа 2020).
  8. . (6 августа 2020). Дата обращения: 3 ноября 2022. 29 декабря 2021 года.
  9. Sherman A. Jackson. . — 1996. — С. 36. — ISBN 978-90-04-10458-7 . 1 ноября 2022 года.
  10. Grabar, Oleg; Ḳedar, B. Z. . — University of Texas Press, 2009. — С. 163-171. — ISBN 978-0-292-72272-9 . 2 ноября 2022 года.
  11. Ross Burns. . — 2005. — С. 179. — ISBN 9780203939956 . 1 ноября 2022 года.
  12. Дрори Йосеф. . — С. 47-49. — ISBN 978-00-1301888-0 .
  13. Дрори Йосеф. . — С. 52. — ISBN 978-00-1301888-0 .
  14. Дрори Йосеф. . — С. 54-55. — ISBN 978-00-1301888-0 .
  15. Дрори Йосеф. . — 1998. — С. 9. — ISBN 978-00-1301888-0 .
  16. Дрори Йосеф. . — С. 23-24. — ISBN 978-00-1301888-0 .
  17. Maya Shatzmiller. . — 1994. — С. 57—58. — ISBN 9789004098961 . 1 ноября 2022 года.
  18. Maya Shatzmiller. . — 1994. — С. 59-60. — ISBN 9789004098961 . 1 ноября 2022 года.
  19. Дрори Йосеф. . — С. 31. — ISBN 978-00-1301888-0 .
  20. Aaron Reich. (англ.) . Тhe Jerusalem Post. (2 сентября 2021). Дата обращения: 3 ноября 2022. 3 ноября 2022 года.
  21. Boas, Adrian J. . — 2001. — С. 45. — ISBN 978-041523000-1 . 2 ноября 2022 года.
  22. Albert Habib Hourani. . — 2002. — С. 96—97. — ISBN 978-0-674-01017-8 . 1 ноября 2022 года.
  23. Дрори Йосеф. . — С. 28-30. — ISBN 978-00-1301888-0 .
  24. Eva Baer. . — 1989. — С. 2—3. — ISBN 9789004089624 . 1 ноября 2022 года.
  25. — статья из Электронной еврейской энциклопедии
  26. Дрори Йосеф. . — С. 25. — ISBN 978-00-1301888-0 .
  27. . . Дата обращения: 4 ноября 2022. 4 ноября 2022 года.
  28. Abdul Ali. . — 1996. — С. 37. — ISBN 978-81-7533-008-5 . 1 ноября 2022 года.
  29. Abdul Ali. . — 1996. — С. 38. — ISBN 978-81-7533-008-5 .. 1 ноября 2022 года.
  30. Abdul Ali. . — 1996. — С. 39—41. — ISBN 978-81-7533-008-5 . 1 ноября 2022 года.
  31. Баха ад-Дин. Саладин. Победитель крестоносцев / под ред. Голубевой Е.М.. — М. : Диля, 2022. — 432 с. — ISBN 978-5-88503-910-9 .
  32. Moshe Maʻoz, Sari Nusseibeh. . — 2000. — С. 137—138. — ISBN 978-90-41-18843-4 .
Источник —

Same as Палестина в эпоху Айюбидов