История индуизма
- 1 year ago
- 0
- 0
Литература индуизма — тексты, являющиеся частью литературной традиции индуизма , большая часть которых была составлена на санскрите . Ключевую роль в изучении Вед и других санскритских текстов индуизма играют морфология и лингвистическая философия.
Священные писания индуизма делятся на две категории:
Веды , вместе с примыкающими к ним Брахманами , Араньяками и Упанишадами , относятся к категории шрути и принимаются как священные и богооткровенные писания практически всеми индуистами. Другие тексты индуизма, которые учёные относят к послеведийскому периоду , принадлежат к категории смрити. Это прежде всего Пураны , « Махабхарата » и « Рамаяна » — они также принимаются как богооткровенные писания большинством последователей индуизма и рассматриваются как базирующиеся на авторитете шрути .
Веды являются древнейшими произведениями санскритской литературы и самыми древними священными текстами индуизма.
В традиции индуизма Веды относятся к категории шрути («услышанное») и рассматриваются как апаурушея — богооткровенные писания «божественного происхождения, не написанные человеком». Ведийские мантры повторяются и воспеваются в индуизме как молитвы на разного рода религиозных обрядах и в других особо торжественных случаях.
Различные философские школы и течения, появившиеся на индийском субконтиненте , по-разному относятся к Ведам. Те школы индийской философии , которые принимают авторитет Вед, называют астика («ортодоксальными»). Другие индийские философии — буддизм и джайнизм — отвергли авторитет Вед и развились в отдельные религии. В индийской философии эти традиции называют настика («неортодоксальными» или «неведийскими»).
Веды в основном сосредоточены на ведийских жертвоприношениях , проводимых четырьмя священниками, каждый из которых представляет одну из Вед. Эти ритуалы производятся через посредство бога огня Агни . Считается, что только через посредничество Агни священники (и с ними остальные члены общества) могут войти в контакт с девами .
Насчитывается четыре Веды:
Каждая из Вед представляет определённую шакху , или, ветвь знания. В каждой шакхе существуют свои комментарии, примыкающие к одной из Вед.
Каждую Веду принято делить на четыре части:
Упанишады представляют собой философские и метафизические тексты, примыкающие к Ведам , чьё значение и влияние в философии индуизма намного превысило роль других писаний и нашло свою кульминацию в « Бхагавад-гите », которую принято приравнивать к Упанишадам по значимости и называть «Йога-упанишадой» или «Гита-Упанишадой». Упанишады, по своей сути, стоят отдельно от ритуалистических Самхит и Брахман и являются основой веданты и классического индуизма .
Упанишады являются частью писаний шрути индуизма, в которых в основном обсуждается философия и природа безличностного аспекта Абсолютной Истины — Брахмана . В них также содержатся записи различных философских дебатов и обсуждений. Существует канон из 108 Упанишад, называемый муктика , хотя некоторые относят к основному канону 123 Упанишады. Из 108 Упанишад 11 (по другим версиям — 13) принимаются всеми индуистами и составляют канон мукхья . Упанишады представляют собой комментарии к Ведам. Направление индуизма, возникшее на основе Упанишад, называют веданта .
Величайшая философская и поэтическая значимость Упанишад признавалась как западными , так и восточными учёными и философами — от Шрёдингера , Торо и Эмерсона до Рабиндраната Тагора , Махатмы Ганди и Ауробиндо Гхоша .
Тексты, которые дополняют изначальные ведийские писания шрути , называют смрити . К литературе смрити относятся эпосы « Рамаяна » и « Махабхарата », а также Пураны и Агамы .
|
В разделе
не хватает
ссылок на источники
(см.
рекомендации по поиску
).
|
Для философии индуизма , отражённой в эпосах, характерна концепция аватар (воплощений Бога в человеческой форме). Две основные аватары, которые описываются в эпосах, это Рама , который выступает как протагонист «Рамаяны», и Кришна — один из главных героев «Махабхараты». В отличие от дэвов , которым посвящены гимны ведийских Самхит и более философской и мистической концепции всепроникающего, бесформенного и безличного Брахмана упанишад, в эпосах Бог предстаёт в своей личностной форме, являясь среди простых смертных в виде различных аватар.
|
В разделе
не хватает
ссылок на источники
(см.
рекомендации по поиску
).
|
Индуисты считают, что основная суть всей разнообразной философии индуизма заключена в «Бхагавад-гите». Она представляет собой микрокосм ведийской , йогической , ведантической и даже тантрической мысли в индуизме. «Бхагавад-гита» (в буквальном переводе: «Песнь Бога») является частью эпической поэмы « Махабхараты ». Хотя особое значение «Бхагавад-гита» имеет для последователей вайшнавизма , она изучается и почитается последователями всех течений в индуизме . «Бхагавад-гиту» принято называть «Гита-упанишадой» или «Йога-упанишадой» — это указывает на то, что Кришна в «Бхагавад-гите» излагает истины йоги и Упанишад.
В «Бхагавад-гите» Кришна провозглашает бхакти , любовь и преданность Богу, наивысшей формой религиозного выражения. Кришна говорит, что ради бхакти стоит отвергнуть все другие виды дхармы и провозглашает чистую и бескорыстную любовь к Богу высшим совершенством жизни. Возлюбя Бога, индивид непременно находит духовную гармонию и умиротворение как внутри себя, так и вовне. «Бхагавад-гита» представляет себя как «писание освобождения», универсальное в своём послании.
Пураны представляют собой писания, относящиеся к категории смрити . По мнению учёных, они были записаны в послеведийский период. Согласно традиции индуизма , Пураны, также как и « Махабхарата », были составлены Вьясой в начале Кали-юги в конце IV тысячелетия до н. э. В Пуранах описывается история Вселенной от её сотворения до разрушения, генеалогия царей, героев и дев , а также излагается индуистская философия и космология . Большинство Пуран являются каноническими писаниями различных течений индуизма . Особым авторитетом пользуется канон из восемнадцати Пуран, которые называют Маха-пуранами («Великими Пуранами»).
|
В разделе
не хватает
ссылок на источники
(см.
рекомендации по поиску
).
|
« Дхарма-шастры » («книги законов») также считаются многими частью писаний смрити. Время от времени, появлялись великие законоположники, такие как Ману , Яджнавалкья и Парашара , которые систематизировали существующие законы и заменяли устаревшие с целью обеспечения соответствия между индуистским образом жизни и меняющимися реалиями времени. Нужно однако заметить, что «Дхарма-шастры» не принимаются во внимание многими течениями в индуизме , в частности последователями веданты , бхакти , йоги и тантры .
|
В разделе
не хватает
ссылок на источники
(см.
рекомендации по поиску
).
|
« Дивья-прабандха » представляет собой коллекцию из 4000 стихов, составленную в V — VIII веке двенадцатью альварами . В форме, в которой «Дивья-прабандха» известна на сегодняшний день, она была составлена Натхамуни в IX — X веках , который собрал разрозненные отрывки произведения воедино и создал из них антологию. Эти гимны альваров, в которых воспевается слава Вишну в различных его формах и проявлениях, широко используются вайшнавами в современном индуизме. Альвары воспевали эти гимны в различных святых местах, которые известны как дивья-дешам .
В Южной Индии , в особенности в Тамил-Наду , «Дивья-прабандха» по значимости приравнивается к Ведам и поэтому называется Дравида-веда . Во многих храмах, таких как Шрирангам , повторение и воспевание «Дивья-прабандха» является важной частью ежедневного ритуала. Наиболее значимыми среди 4000 стихов признаются 1100, которые известны как «Тиру-ваймори». Они были составлены Наммальваром из Тирукуругура.
|
В разделе
не хватает
ссылок на источники
(см.
рекомендации по поиску
).
|
« Теварам » представляет собой сборник гимнов Шива-бхакти, составленных в VI — VIII веках на тамильском языке тремя шиваитскими авторами. Говорится, что гимны «Теварам» вдохновили движения бхакти по всей Индии .
|
В разделе
не хватает
ссылок на источники
(см.
рекомендации по поиску
).
|
К другим известным текстам индуизма относятся писания, принадлежащие к школе бхакти-йоги (любви и преданности Богу), такие как « Рамачаритаманаса » авторства Тулсидаса , « Гитаговинда » Джаядевы (лирическая поэма о любовных лилах Кришны и его возлюбленной Радхи ), комментарии Шанкары и других ачарий — девять книг Рамануджачарьи , включая «Шри-бхашью», комментарии Мадхвачарьи и многое другое.
|
В статье
не хватает
ссылок на источники
(см.
рекомендации по поиску
).
|