Interested Article - Шрути

Шру́ти ( санскр. श्रुति IAST : śruti «услышанное») — канон священных текстов индуизма , изначальные богооткровенные ведийские тексты. Согласно принятой в современной индологической науке точке зрения, они не относятся к какому-то определённому историческому периоду, а принадлежат к различным этапам развития индуизма — от времени, когда были составлены самые древние ведийские тексты — до послеведийского периода упанишад канона муктика . Другой основной категорией священных писаний индуизма являются смрити , которые основываются на авторитете шрути.

В индуизме тексты шрути считаются апаурушея — богооткровенными, не имеющими автора. Они представляют собой вечное трансцендентное знание, запись «космических звуков истины». Согласно традиции индуизма, это знание передавалось в устной форме святыми мудрецами со времён появления вселенной , и затем, в начале нынешней эпохи Кали-юги , было поделено на четыре Веды и кодифицировано. Литература шрути обычно классифицируется согласно делению Вед на четыре части:

  1. Ригведа — «Веда гимнов»
  2. Яджурведа — «Веда жертвенных формул»
  3. Самаведа — «Веда песнопений»
  4. Атхарваведа — «Веда заклинаний»

К каждой из этих Самхит (сборников мантр ) позднее были добавлены комментарии различных ведийских школ ( шакх ), Брахманы , а также философские трактаты Араньяки и Упанишады . Все эти тексты относятся к канону шрути.

Хотя « Бхагавадгиту » принято относить к текстам смрити , она зачастую принимается как писание, равное по значимости со шрути . Так, «Бхагавадгиту» называют «Гита-упанишадой» и считают одной из упанишад . « Махабхарата », в состав которой входит «Бхагавадгита», рассматривается учёными и многими индуистами как текст смрити , но почитается в школах вайшнавской веданты как шрути и часто, наряду с Пуранами , называется « Пятой Ведой » .

Хотя « Бхагавата-пурану », также как и остальные Пураны, относят к категории писаний смрити , такие её отрывки, как чатур-шлоки принимаются некоторыми вайшнавскими ведантическими течениями как шрути.

В « Веданта-сутрах », «Махабхарате» и « Ману-смрити » утверждается, что к изучению шрути могут быть допущены только дваждырождённые .

В Законах Ману сказано: «Под священным откровением ( IAST : śruti ) разумеется Веда, а под священным преданием (smṝti) — шастры, [содержащие предписания] дхармы; эти оба во всех делах не должны быть оспариваемы, так как дхарма возникла от них». (Глава 2, шлока 10. Перевод С. Д. Эльмановича проверенный и исправленный Г. Ф. Ильиным)

Примечания

  1. , с. 3—4.
  2. , с. 1—2.
  3. Gupta, Ravi M. Caitanya Vaisnava Vedanta of Jiva Gosvami (неопр.) . — Routledge , 2007. — ISBN 0415405483 .
  4. Веданта-сутры 1.3.34-38; Махабхарата 12.310.33-38; Ману-смрити 2.116, 10.1, 10.75, 11.51

Литература

  • Robinson, Catherine A. (2006), , Routledge , ISBN 0415346711 {{ citation }} : Неизвестный параметр |Ref= игнорируется ( |ref= предлагается) ( справка )
  • Minor, Robert N. (1986), , SUNY Press , ISBN 0887062970 {{ citation }} : Неизвестный параметр |Ref= игнорируется ( |ref= предлагается) ( справка )


Источник —

Same as Шрути