Веды
- 1 year ago
- 0
- 0
Упаниша́ды ( санскр. उपनिषद् , IAST : Upaniṣad ) — древнеиндийские трактаты религиозно-философского характера. Являются дополнением Вед и относятся к священным писаниям индуизма категории шрути . В них в основном обсуждается философия , медитация и природа Бога . Считается, что в Упанишадах изложена основная суть Вед — поэтому их также называют « веданта » (конец, завершение Вед ), и они являются основой ведантического индуизма . В Упанишадах главным образом описывается безличный Брахман .
«Упанишада» ( санскр. उपनिषद् IAST : upaniṣad ) — отглагольное существительное от упанишад — буквально «сидеть около». Упа- (около), ни- (внизу) и шад (сидеть) — «сидение ученика подле учителя». Существует много различных толкований этого термина. Согласно некоторым из них, упанишад означает «сидеть у стоп кого-то, внимая его словам и таким образом получая тайное знание». Макс Мюллер даёт значение термина как «искусство сидеть около гуру и смиренно внимать ему». Но, согласно Шанкаре , слово «упанишад» образовано путём прибавления суффикса квип и префиксов упа и ни к корню шад и означает: «то что разрушает невежество». Согласно традиционному толкованию «упанишад» означает «удаление невежества посредством знания о верховном духе». Другие значения: «эзотерическая доктрина» или «секретная доктрина».
Упанишады трудно отнести к какому-либо определённому периоду санскритской литературы . Старейшие из Упанишад, такие как « Брихадараньяка-упанишаду » и « Чхандогья-упанишаду », учёные относят к периоду VIII века до н. э. , тогда как большинство остальных, по мнению учёных, возникли в период с VII по III век до н. э. , а некоторые появились только в период средневековья .
Четыре Веды являются сборником мантр и гимнов, воспевающих различных девов ведийской религии и уже содержащих в себе основы монотеизма . Появившиеся позднее Брахманы представляют собой сборник обрядовых инструкций, в которых обстоятельно описаны различные жреческие функции.
Араньяки и Упанишады относятся к веданте . Араньяки детально описывают различные медитативные и йогические практики, тогда как в Упанишадах получают своё дальнейшее развитие религиозные и философские концепции, изложенные в Ведах . Центральной темой Упанишад является познание человеком самого себя и окружающего мира. Характерное для Брахман толкование жреческого ритуала оказываются в них на втором плане. Упанишады оказали огромное влияние на развитие индийской философии . Шанкара в VIII веке написал свои комментарии к 11 Упанишадам. Эти Упанишады называют мукхья Упанишадами, и их принято считать самыми древними, составленными в основном в ведийский период .
В « Муктика-упанишаде » имеется список из 108 Упанишад, которые принято относить к канону муктика . Упоминается, что число Упанишад, впервые переведённых на персидский язык в середине XVII века мусульманским мистиком и принцем Дара Шукохом составляло 50. Некоторые исследователи упоминают общее число Упанишад как превышающее 108, например Макс Мюллер в 1879 году знал о существовании 170, а другие насчитали более 200 или даже 300.
Среди индийских рукописей, хранящихся в Рукописном фонде Санкт-Петербургского филиала Института востоковедения РАН, есть произведения, содержащие сведения, которые, согласно индийской традиции, считались тайными. Среди них есть сочинение «Гаруда-упанишада», содержащее заклинания змей (№ 158), а также некоторые упанишады «Атхарваведы».
Упанишады традиционно делятся на три группы: «ведические», «арийские» и «общинные». Первую группу составляют: «Иша», «Кена», «Катха», «Тайттирия», «Айтарея», «Каушатика», «Чхандогья», «Брихадараньяка». Вторую группу «Прашна», «Мундака», «Мандакья», «Шветашватара», «Майтри». Третью: «Джабала», «Рама-тапини», «Нрисинха-тапини» и др. Первые две группы упанишад считаются ведантическими .
В Упанишадах содержатся основы философии индуизма — концепция вселенского духа Брахмана , индивидуальной души атмана или дживы , Сверхдуши Параматмы и Верховного Бога в Его личностной форме Бхагавана или Ишвары . Брахман описывается как изначальный, трансцендентный и вездесущий, абсолютный вечный и бесконечный, совокупность всего что когда-либо было, есть или будет. О природе Ишвары и атмана , например, в « Иша-упанишаде » говорится следующее:
Тот, кто видит всё связанным с Верховным Господом, кто смотрит на все существа как на Его неотъемлемые частицы и ощущает присутствие Верховного Господа во всём сущем, никогда не питает ненависти к кому-либо или чему-либо.
Тот, кто всегда смотрит на живые существа как на духовные искры, качественно равные Господу, понимает истинную природу вещей. Что может ввести в заблуждение или потревожить такого человека?
Такой человек должен постичь истинную природу величайшего из всех, Верховного Господа, бестелесного, всеведающего, безупречного, не имеющего вен, чистого и неосквернённого, самодостаточного философа, того, кто с незапамятных времён исполняет желания каждого.
Мудрецы в Упанишадах занимались познанием реальности, трансцендентной к материальному бытию, а также изучением различных состояний сознания.
Кто есть Знающий?
Что заставляет мой ум думать?
Есть ли у жизни какая-то цель или она управляется просто случайностью?
Откуда появился космос ?
В Упанишадах излагаются различные трансцендентные философские темы, подробно описываются концепции Брахмана и индивидуальной души ( атмана ). Различные философские школы в индуизме дают свои толкования Упанишад. На протяжении истории, эти интерпретации философии Упанишад положили начало трём основным школам веданты . По мнению А. Я. Сыркина и иных исследователей, в Упанишадах главным образом отображены «идеалистические» и «натурфилософские, наивно-материалистические» воззрения .
Шанкара трактует Упанишады с точки зрения философии адвайты . В адвайте основную суть Упанишад обобщают в одной фразе « тат-твам-аси » ( санскр. तत् त्वं असि «То Ты Еси»). Последователи адвайты полагают, что в конечном счёте, изначальный, непостижимый и не имеющий формы Брахман един с индивидуальной душой атманом и конечной целью духовной практики является осознание этого единства и прекращение материального существования через слияние атмана с Брахманом. Ряд индологов считает именно адвайта-веданту Шанкары естественной, логичной и наиболее точной трактовкой Упанишад.
В появившихся позднее комментариях философской школы двайта даётся совершенно другая интерпретация. Основанная Мадхвой двайта-веданта утверждает, что изначальная сущность и источник Брахмана — это личностный бог Вишну или Кришна (который объявляет в « Бхагавад-гите » брахмано хи пратиштхахам , «Я — основа безличного Брахмана»).
Основанная Рамануджей вишишта-адвайта является другой влиятельной школой веданты , которая разделяет в себе многие общие философские аспекты других двух школ.
В Упанишадах также содержится первое и наиболее полное объяснение слога « Ом » как трансцендентного, космического звука, который является основой всего бытия. В Упанишадах также впервые упоминается мантра «Ом шанти шанти шанти», которая является призывом к спокойствию и вечному миру.
Дара Шукох , последователь суфизма и сын могольского императора Шах-Джахана , перевёл Упанишады на персидский язык с целью найти в них элементы монотеизма , которые помогли бы установить духовную связь между исламом и индуизмом .
11 Упанишад принято относить к основному канону «мукхья». Их прокомментировал Шанкара и они принимаются как шрути всеми индуистами .
Наиболее древние Упанишады принято относить к одной из ведийских шакх или школ. « Айтарея-упанишаду » относят к Шакала-шакхе, « Каушитаки-упанишаду » к Башакала-шакхе; « Чхандогья-упанишаду » к Каутхума-шакхе, « Кена-упанишаду » и « » к Джайминия-шакхе; « Катха-упанишаду » к Чарака-катха-шакхе, « Тайттирия-упанишаду » и « Шветашватара-упанишаду » к Таиттирия-шакхе; « » к Майтраяни-шакхе; « Брихад-араньяка-упанишаду » и « Иша-упанишаду » к Ваджасанеи-мадхьяндина-шакхе, а « Мандукья-упанишаду » и « Мундака-упанишаду » к Шаунака-шакхе. Части наиболее древних текстов Брахман и некоторые отрывки из четырёх Вед также иногда относят к Упанишадам.
108 канонических Упанишад школы адвайта . Согласно « Муктика-упанишаде », 1:30-39 в этом каноне:
К вайшнавским упанишадам 14 упанишад, выражающих взгляды различных вишнуитских школ.
В основном, канонические шакта Упанишады — это тексты выражающие различия в доктрине между двумя течениями в тантрической форме шактизма Шривидья . Вследствие этого, сохранившиеся списки «аутентичных» шакта-упанишад сильно отличаются друг от друга, отражая предвзятость своих составителей:
Попытки в прошлом составить список шакта -упанишад не привели нас ближе к пониманию их места в тантрической традиции или в ведийской литературе. Что играет ключевую роль для тантриков, так это не авторитетность шрути , которая не оспаривается, но их правильная интерпретация. Те, кто не являются последователями тантризма , ставят под сомнение принадлежность тантрических текстов к Упанишадам, их классификацию как шрути и соответственно их авторитетность как «Веды».
Среди «муктика» Упанишад, только девять относятся к шакта-упанишадам. Ниже приводится их список:
К упанишадам шиваизма относится 14 упанишад, описывающих, в основном, различные шиваитские доктрины. Исключением является Ганапати-упанишада , посвящённая Ганеше .
Каждой упанишаде всегда предшествует небольшой стих — мангалам (मङ्गल maṅgalam — благоприятный, удачливый) или мангала-шлока. Этот же стих всегда и завершает текст упанишады. Его цель — настроить того, кто читает текст упанишады, на ту мысль (или мысли), которой посвящена упанишада и успокоить ум читающего. По своему объёму это всегда небольшой молитвенный стих, с обращением, обычно, к Брахману . У каждой из вед существует своя мангала-шлока [у Яджурведы их две — одна для Кришна Яджурведы, вторая — для Шукла Яджурведы]. Кроме того, в некоторых направлениях индуизма существуют свои, школьные, мангала-шлоки — но, обычно, их знание не выходит за пределы школы.
В конце мангалам всегда присутствует фраза « auṃ shaantiH shaantiH shaantiH .. », где слово « shaantiH » можно перевести как «мир», «покой», «умиротворённость». Эта фраза со временем обрела статус Маха-мантры . С начала 70-х годов прошлого века её неоднократно исполняли различные индийские исполнители как в традиционной манере, так и в современной обработке
Мангала из Шукла Яджурведы к настоящему моменту так же обрела большую популярность — этому способствовала её ритмическая и текстовая простота. Она широко применяется в пудже различных шиваитских и шактийских школ ; примерно с начала 70-х годов прошлого века её неоднократно исполняли различные исполнители как в традиционной манере, так и в современной обработке
Веда | Оригинал | Перевод |
---|---|---|
Ригведа |
|
|
Кришна Яджурведа |
|
|
Шукла Яджурведа |
|
|
Самаведа |
|
|
Атхарваведа |
|
|