Interested Article - Гасан-Джалал Дола

Гасан-Джалал Дола (дата рожд. неизв. — ум. после 1261 г., Казвин ) — армянский князь, сюзерен Хачена с 1214 по 1261 годы . Происходил из армянской фамилии , представитель боковой ветви рода Сюни . Родоначальник княжеского рода Гасан-Джалалянов .

Биография

Происхождение

Страница из рукописи историка XIII века Киракоса Гандзакеци , где сообщается об этнической принадлежности Гасан-Джалала

Отцом Гасан-Джалала был Вахтанг Тонкик , представитель древнеармянского рода Сюни , и основатель боковой ветви династии — Вахтангянк . Мать Хоришах была дочерю Саркиса Закаряна и Саакандухт, представительницы рода Арцруни . После смерти мужа Хоришах отправилась в паломничество в Иерусалим. Роберта Эрвин называет это событие одной из примеров женского поломничества в средневековой армянской истории . Гасан-Джалал был женат на внучке последнего правителя Балка — области Другой Хабанд или Дизак . Имел три дочерей и сына Иванэ-Атабак . Один из западных специалистов по истории региона Роберт Хьюсен о происхождении Гасан-Джалала пишет :

Происхождение [Хасана-Джалала] можно проследить вплоть до IV века, и в его роду встречаются представители следующих домов: по мужской линии: 1) князья (позднее цари) Сюника . По линии нескольких княгинь, вышедших замуж за его предков, Хасан-Джалал происходил 2) от царей Армении или династии Багратуни , с центром в Ани ; 3) от армянских царей Васпуракана династии Арцруни , с центром в районе Ван ; 4) князей Гардмана; 5) персидской династии Сасанидов и 6) Аршакидов , второго царского дома Албании, которые в свою очередь, были потомками 7) царей древней Парфии (13).

Его современник историк Киракос Гандзакеци пишет о его этнической принадлежности :

…великий ишхан Хачена и областей Арцаха Гасан, которого ласково называли Джалалом — муж благочестивый, богобоязненный и скромный, армянин по происхождению.

Правление

Как отмечает « Британская энциклопедия », после завоевания Армении сначала Византией, затем и сельджуками в XI веке, Хачен оставался одним из тех регионов, где продолжало существовать армянское правление . С конца XI века в регионе отмечается постепенное усиление политического влияния Грузии . В конце XII века совместная армяно-грузинская армия нанесла поражение сельджукам, в результате чего в Нагорном Карабахе вновь возвысилось Хаченское княжество .

Согласно В. Шнирельману , Гасан-Джалал Дола был наиболее значимым из княжей Хачена , одним из самых видных деятелей истории армянского Средневековья, глубоко религиозным человеком.

В 1214 году унаследовал правление Нижним Хаченом, одновременно став главой Арцаха и окраинных областей. Носил титулы «владыка Хачена» (տէր Խաչենոյ), «князь Хачена» (իշխան Խաչենոյ), «великий князь Хачена и стран Арцахских» (մեծ իշխան Խաչենոյ եւ կողմանցն Արցախոյ), и т.д. . В титулатуре князей Хачена иногда встречается термин « Агванк » (Албания), однако пережиточно, в составе потерявших реальное значение титулов . Область была населена армянами и оставалась одним из остатков национально-государственного устройства после падения централизованного Армянского царства .

Отношения с монголами

Аудиенция у хана Мунке , персидская миниатюра XV века

По словам С. Тихвинского , в крепости Хоханаберд Гасан-Джалал оказал монголам ожесточенное сопротивление . В 1236 году, после переговоров при посредничестве хаченского дворянина Григора Тга, de facto правитель Армении Аваг признал власть монголов . Вскоре Гасан-Джалал с некоторыми другими армянскими князями последовал его примеру . Согласно Э. Истмонду, Аваг убедил «правителя восточноармянской провинции Хачен "и многим другим" сдаваться монголам без боя» . Его область подчинился непосредственно Чугбуга Нояну . Подобная тактика армянских князей, согласно Р. Шукурову , позволило получить обратно захваченные мусульманами свои владения . Благодаря такому сотрудничеству удалось сохранить Хаченское княжество . Гасан-Джалал получил определенные налоговые и политические привилегии . Сохранились данные о том, что он принимал монгольских чиновников — эльчи , обеспечивал их едой и лошадьми. Вероятно, как из-за этого, так и особых прав наместник в Иране Аргун-ака конфликтовал с ним . Для разрешения этого противостояния в 1251 году Гасан-Джалал посетил Золотую Орду и лично встретился с Сартаком и его отцом Батыем . Б. Дашдондог считает это решение мастерским дипломатическим ходом, когда Гасан-Джалал использовал противоречия между Ильханатом в Иране и Золотой Ордой на Руси . В результате он получил обратно области Чараберд, Акана и Каркарн, ранее захваченные сельджуками и грузинами. Хорошие отношения с Сартаком позволили вывести Хачен из-под сюзеренитета Грузии и князей Закаридов. Факт отразился в его титулатуре. В армянских лапидарных надписях конца XIII века Гасан-Джалал прозван «князем князей, владыкой Хачена» и «великим царем» . В 1255 году он присоединился к Сартаку и вместе с семьей навестил великого хана Мунке , который даровал ему права enchű . Одновременно Гасан-Джалал принял обязательство каждый год пройти военную службу . Известно, что до этого он уже участвовал в походе Байджу против Гийас ад-Дина Кей-Хосрова II в 1243 году . В. Гордлевский объясняет этот факт желанием сохранить свою независимость и подчеркнуть лояльность перед монголами . Его политическое положение ещё больше укрепилась выдачей дочери Рузукан замуж за Бора-Нояна, сына Чормагана . Согласно Д. Коробейникову, событие поспособствовало союзу армянского дворянства и монголов . Как отмечает Б. Дашдондог, политические отношения хаченского князя с Сартаком между 1251—1255 годами стали одним из примеров эффективного монголо-армянского сотрудничества . В 1261 году под предлогом неуплаты налогов Гасан-Джалал был убит в Казвине по приказу Аргун-ака. Несколькими годами ранее этому предшествовала смерть Сартака. Сын Иване-Атабак привёз тело отца и похоронил в Гандзасаре . По словам британского историка П. Джексона , казнь армянского князя делала Аргуна крайне ненавистным в глазах историка Киракоса .

При посредничестве Гасан-Джалала были установлены дипломатические отношения между Киликийским армянским царством и Монголией.

Гасан-Джалал Дола, как отмечает российский историк А. Петрушевский , стал родоначальником знатной армянской фамилии Гасан-Джалалян . Потомки Гасан-Джалала продолжали править в Нагорном Карабахе вплоть до XVIII века .

Культурно-строительная деятельность

Гандзасарский монастырь , 1216—1238, гавит — 1261

Гасан-Джалал Дола вел значительную культурно-строительую деятельность. В годы его правления Арцах становится одним из областей где развивается армянская культура .

Примечания

  1. , p. 489.
  2. , p. 119.
  3. , с. 443.
  4. , p. 174—175.
  5. , p. 76.
  6. , p. 401—402.
  7. , p. 75.
  8. , с. 28.
  9. , с. 447.
  10. , с. 158.
  11. , с. 172.
  12. , p. 63.
  13. , p. 52—53.
  14. , с. 124.
  15. , с. 198—199.
  16. , p. 87.
  17. , p. 120.
  18. , с. 219.
  19. , p. 762.
  20. , p. 33—34.
  21. , с. 429.
  22. , с. 347.
  23. , p. 72—73.
  24. , p. 74.
  25. , p. 343.
  26. , p. 58.
  27. , с. 158—159.
  28. , p. 74—75.
  29. , p. 75—76.
  30. , с. 36.
  31. , p. 96.
  32. , с. 199.

Литература

на русском языке
на английском языке
  • Dashdondog B. . — BRILL. — 2010.
  • Eastmond A. . — Cambridge University Press , 2017. — P. 195.
  • Ervine R. The Brotherhood of the St. James Monastery and the Symbolism of Armenian Jerusalem // / Edited by Jasmine Dum-Tragut and Dietmar W. Winkler. — LIT, 2018. — P. 87.
  • Evans H. Kings and Power Bases: Sources for Royal Portraits in Armenian Cilicia // From Byzantium to Iran: Armenian Studies in Honour of Nina G. Garsoïan / Edited by Jean-Pierre Mahé, Robert W. Thomson. — Peeters, 1997.
  • Hewsen R. H. Armenia: A Historical Atlas. — University of Chicago Press, 2001.
  • Hewsen R. H. The Kingdom of Arc’ax // Medieval Armenian Culture. — Scholars Press, 1984. — № 6 . — С. 42—68 .
  • Jackson P. // Encyclopædia Iranica . — 1987. — Vol. II. — P. 401—402.
  • Korobeinikov D. . — Oxford University Press , 2014.
  • Lane G. . — Routledge, 2003.
  • . — 2005.

См. также

Ссылки

на русском языке
на армянском языке
Источник —

Same as Гасан-Джалал Дола