Индийское кино (телеканал)
- 1 year ago
- 0
- 0
Чачапойя — доколумбова культура , существовавшая в Перу примерно в 500—1470 гг. н. э. Находилась на плато на территории современного департамента Амасонас . Называли себя Воины облаков .
Жители данной культуры создали множество монументальных каменных памятников: Куэлап , Гран-Пахатен , и др., а также большое количество саркофагов и мавзолеев в труднодоступных местах.
Письменные источники, например, сообщение Сьесы де Леона в « Хронике Перу », указывают на то, что у чачапойцев была «более светлая» кожа, чем у других народов региона, хотя испанское слово « blanco » скорее означает «чистый/опрятный», поскольку в сообщении речь шла о женщинах, и они сравнивались не с европейками, а с другими индианками. Происхождение чачапойцев и их этническая принадлежность до настоящего времени представляют собой предмет дискуссий.
По данным экспедиции Антисуйо из Амазонского археологического института, чачапойцам были свойственны не амазонские, а скорее андские культурные традиции .
Антропоморфные саркофаги напоминают имитации погребений в скорченном виде с деревянными масками Среднего горизонта, доминирующей культуры прибрежья и высокогорья, известной также как культура Тиуанако - Уари . « Мавзолеи », возможно, представляли собой модифицированные разновидности надгробных башен, известных как «чульпа» (chullpa) или «пукульо» (pucullo), характерных для культур Тиуанако, Уари и их потомков.
Переселение народов в было, по-видимому, вызвано желанием расширить площадь сельскохозяйственных земель, что видно из широкого использования террасного земледелия в регионе. Условия ведения сельского хозяйства в Андах и в прибрежном регионе были связаны с общими трудностями — огромными пустынными территориями и нехваткой почвы, пригодной для сельского хозяйства, поэтому эти земли оказались недостаточными для жизнедеятельности.
Анализ образцов Y-хромосом ( Y-хромосомная гаплогруппа Q1a3a-M3 ) показал, что линии жителей региона Чачапойя не прерывались на протяжении 20 с лишним поколений, а жители долины Чачапояс не смешивались ни с инками, ни с испанцами .
По сообщению Инки Гарсиласо де ла Вега , Инкская империя покорила культуру Чачапойя в годы правления Тупак Инки Юпанки во второй половине 15 века.
По его сообщению, военные действия начались на склоне Пиас, на юго-западе Гран-Пахатена , что может свидетельствовать о том, что та территория относилась к чачапойскому государству.
Имеется большое количество исторических свидетельств о войне чачапойцев с инками, в особенности много их содержится в хронике Сьесы .
В годы правления Уайна Капака чачапойцы восстали:
В ответ Уайна Капак , который в то время находился в землях народа каньяри и собирал войска, направил послов с предложением мира. Однако чачапойцы «подвергли послов наказанию (…) и пригрозили им смертью» .
Тогда Уайна Капак распорядился напасть на чачапойцев. Он пересёк реку Мараньон по мосту, сооружённому из деревянных плотов. Инкские войска направились к городу (современное название), который в то время был одним из крупнейших чачапойских городов. Из Кахамаркильи навстречу инкам вышла делегация женщин во главе с бывшей наложницей Тупак Юпанки. Они обратились с просьбой о милосердии и пощаде, на что предводитель инкских войск дал согласие. В память о мирных переговорах место было объявлено священным, так что с тех пор «(…) ни мужчина, ни женщина, ни, если возможно, даже птица не должны были вступить на неё». «Считается достоверным, что в этой местности внутренней территории поселились потомки известного полководца Анкольо, с которым жестоко обошлись главнокомандующие Инки, лишив его родины, он ушёл с чанками, пожелавшими следовать за ним».
Чтобы обеспечить умиротворение чачапойских земель, инки расположили там свой гарнизон. Они также переселили часть населения в другие регионы, как это было заведено в их империи:
Со времён присутствия инков на чачапойских землях сохранились останки города Кочабамба на берегу реки в современном округе .
«Во всех этих провинциях были крупные постоялые дворы и склады Инков, селения их не вредны для проживания, и в некоторых из них есть золотые рудники. Все местные жители, и мужчины и женщины, ходят одетыми. В старину у них были храмы и они приносили жертвы тем, кого почитали за богов; были у них огромные стада овец. Они изготовляли роскошную и ценную одежду для Инков, да и сегодня они делают её превосходно, а ковры такие изысканные и красивые, что из-за мастерства изготовления они очень высоко ценятся».
Как пишет Сьеса де Леон : «Вступил в эти провинции Чачапояс маршал Алонсо де Альварадо , являясь капитаном маркиза дона Франсиско Писарро . После завоевания провинции и подчинения местных индейцев власти его Величества, он основал и заселил Пограничный город [Чачапояс] в местности, называемой Леванто, месте надёжном, кирками и тяжёлыми мотыгами выровненном для постройки; правда, через несколько дней он ушёл в другие провинции, называемые Гуанкас. Эта местность считается здоровой. Индейцы чачапояс и служат этому городу, установившего над ними энкомьенду».
Интересен ещё один факт: «В 1550 году в Пограничный город прибыли ( коррехидором там является знатный кабальеро Гомес де Альварадо) более 200 индейцев, рассказавших, что уже несколько лет, как покинув землю, где проживало очень много их людей, они пересекли многие края и провинции, и такое сражение им устроили, что полегли все, кроме этих двухсот».
В 1785 году в провинции Чачапояс проживало 11123 человека, из них: 9 священников, 24 клирика, 11 монахов, 966 испанцев, 6591 индеец, 3825 метисов, 93 мулата, 13 негров.