Interested Article - Иезуитские редукции
- 2020-12-10
- 1
Индейские резервации иезуитов — часть общей стратегии католической церкви XVII—XVIII веков по созданию резерваций ( исп. reducciones de Indios ) для христианизации коренного населения Нового Света . Задуманы и осуществлены резервации впервые были перуанским иезуитом , а также его помощниками — Антонио Руисом де Монтоя и др.
Территории, на которых действовал иезуитский орден , подразделялись на «провинции», границы которых не обязательно совпадали с границами государств и административных образований. Колониальная Америка орденом подразделялась на Парагвайскую, Мексиканскую и Перуанскую «провинции», при этом иезуитская провинция Парагвай включала в себя территорию современного Парагвая , а также территории всей Аргентины , Уругвая и бразильской провинции Риу-Гранди-ду-Сул .
Эти резервации отличались от резерваций в других регионах тем, что они не стремились привить индейцам европейский образ жизни, а лишь обратить их в христианство. Под руководством иезуитов индейцы достигли существенной автономии в рамках Испанской и Португальской колониальных империй. Индейский труд в редукциях был достаточно эффективным и экономически успешным. Когда возникла угроза вторжения работорговцев- бандейрантов , индейцы создали ополчение для защиты от колонистов. Сопротивление работорговцам, а также высокая степень независимости и экономический успех часто называются причинами изгнания иезуитов из Нового Света в 1767 году. Одной из особенностей иезуитских миссий региона Гуайра было наличие в них с 1640 года хорошо вооруженных отрядов индейцев-гуарани .
Иезуитские редукции противоречиво характеризуются в разных источниках, некоторые называют их теократической республикой , некоторые — социальной утопией в сельве , некоторые — первым коммунистическим государством на планете, а некоторые рабовладельческим режимом террора . Многие историки считают, что с помощью редукций иезуиты стремились к созданию своей собственной колониальной империи.
География
Редукции наиболее массово строились и более всего преуспели в иезуитской провинции Парагвай. Они были созданы Орденом иезуитов в основном в районах, населённых племенами тупи-гуарани , на территории исторического Парагвая ( Итапуа ), включающем также часть территорий нынешних Аргентины ( Мисьонес ), Бразилии ( Риу-Гранди-ду-Сул ), Боливии ( Иезуитские миссии на землях индейцев чикитос ) и Уругвая .
Было основано некоторое количество иезуитских миссий в Северной Америке , на территории современной Канады ( Квебек ) и США.
История
История «редукций» (поселений индейцев под началом католических священников) восходит к 1580 году, когда францисканский монах начал организовывать деревни гуарани (всего 18) в Парагвае. Именно Боланьос создал письменность гуарани на основе латиницы, перевел на гуарани молитвенник и катехизис. Его начинания, воспринятые как conquista spiritual (духовная конкиста ), были продолжены иезуитами . Успеху миссии отчасти способствовали грамотная стратегия иезуитов и отчасти колониальная ситуация «охоты на людей», при которой индейцы могли себя спокойно чувствовать только в редукциях.
В 1608 году в Парагвае основали свои первые поселения испанские иезуиты , которым скоро удалось создать здесь теократически-патриархальное царство, единственное в своем роде во всей всемирной истории. В 1610 году была основана редукция Нуэстра-Сеньора-де-Лорето . К 1620 году иезуитских редукций было уже 13, а их население, состоявшее исключительно из индейцев, насчитывало около 100 тыс. человек. В том же году редукции впервые подверглись нападению бразильских бандейрантов .
К 1639 году иезуиты добились права создавать ополчение из гуарани, которое вооружалось огнестрельным оружием. В 1641 году это ополчение (под командованием касика Игнасио и двух иезуитов) разбило крупный отряд бандейрантов из Сан-Паулу . Эта победа с одной стороны обезопасила редукции от рейдов работорговцев, а с другой стороны вызвала опасение, что иезуиты смогут использовать вооруженных индейцев в политических целях.
У иезуитов были постоянные столкновения с гражданскими властями колонии, но они выходили из них в основном победителями и фактически были почти совершенно независимыми от метрополии. Ещё большей независимости достигли они в 1726 году , когда они добились королевского декрета, в силу которого их поселения (скучившиеся к этому времени вследствие поражений, нанесенных им соседними португальскими колониями, по реке Парана ) были изъяты из ведения парагвайских властей и подчинены отдаленному губернатору Ла-Платы . В 1750 году Испания и Португалия заключили договор , в силу которого 7 иезуитских поселений ( восточные миссии ) должны были перейти к португальским владениям. Иезуиты не захотели подчиниться этому решению; кровопролитная война гуарани , длившаяся 4 года (1754—1758), окончилась победой испано-португальских войск; за ней последовало полное изгнание иезуитов из всех испанских владений в Америке в 1768 году , их многочисленные и богатые редукции пришли в упадок; индейцы впали в бедность и вернулись к жизни в лесах. Некоторые редукции превратились в обычные латиноамериканские города ( Энкарнасьон ).
Структура
В каждом поселении был священник-иезуит ( кюре ), с викарием (компаньеро), исполнявший не только духовные обязанности, но и фактически обязанности главы местной администрации, хотя формально индейцами руководили вожди- касики . Во главе администрации редукции стояли коррехидор (из индейцев) с заместителем ( teniente ); им помогали три надзирателя- алькальда , четыре советника ( regidores ), префект полиции ( альгвасил ), , секретарь ( эскрибано ) и королевский знаменосец. Все они входили в городской совет- кабильдо .
Поселения были огорожены изгородью и в плане представляли прямоугольник. Население одной редукции колебалось от 3 до 10 тыс. жителей. Большинство построек представляли собой одноэтажные крытые соломой кирпичные дома на семью из 4-6 человек. В центре каждого поселения была площадь с барочным костёлом . Также в редукциях были здание Совета, склад-магазин, дом иезуитов ( коллегия ), школа и богадельня для вдов ( котигуасу ). Помимо сельхозработ индейцы под началом иезуитов занимались ремеслами, в частности изготовляли музыкальные инструменты.
Все работы на общей земле исполнялись индейцами под надзором администрации; она же собирала все произведения труда в особые магазины, из которых выдавала продукты всем нуждающимся в них, получался своеобразный социализм; одновременно с общей землей существовали личные земельные участки. Индейцы находились в полном подчинении у иезуитов, которые пользовались своей властью не особенно деспотически и не пытались насильственно европеизировать индейцев; господствующим языком в колонии оставался гуарани , и только к середине XVIII века он заменился постепенно испанским, когда и население из индейского обратилось постепенно в метисное.
Земля в редукциях была разделена на частное пользование ( абамба ) и общественное ( тупамба ).
Распорядок дня
Начало дня возвещал колокольный звон. После утреннего богослужения (с 7 часов) начинался завтрак , после которого все обязаны были участвовать в общественных работах. Работы сопровождались молитвами . Священники обыкновенно занимались преподаванием катехизиса в школе. Помимо мессы и преподавания, священники ведали хором-оркестром и совершали различные требы (похороны, исповеди). В середине дня была сиеста . В 16 часов рабочий день заканчивался. После ужина следовала вечерняя служба. В воскресные и праздничные дни работы не проводились.
Ополчение
В каждой редукции было по 8 рот во главе с капитаном . Возглавлял ополчение одной редукции маэстро де кампо (из касиков ). Ополчение имело кавалерию, флотилии из каноэ и огнестрельное оружие. Колониальные власти нередко привлекали ополчение редукций для обороны границ и подавления восстаний.
Хозяйство
Основным занятием жителей редукций было сельское хозяйство . На полях выращивали рис , горох, пшеницу, хлопок , йербу мате , маис , маниок , табак , апельсины . Занимались в редукциях и разведением скота и лошадей. К 1767 году стада редукций насчитывали 725 тысяч голов скота. . Внешняя торговля давала до 100 тысяч песо в год, которые тратились на украшение костёлов , уплату налогов и закупку соли, извести и железа.
Иезуитское государство в Парагвае
Иезуиты обратили в христианство местных индейцев, числом свыше 170 000; эти индейцы обратились в оседлых поселенцев, занялись земледелием, скотоводством. Иезуиты привнесли более высокий уровень агротехники, научили индейцев ремёслам. Индейцы работали в различных мастерских, строили храмы. Фактически из испанцев только иезуитам удалось воплотить в жизнь политику энкомьенды в том виде, в котором она изначально задумывалась.
Образовалось теократически-патриархальное «царство», прообразом которого, видимо, послужило государственное устройство Тауантинсуйу .
Иезуитские миссии в Парагвае не были независимыми, иезуиты являлись частью испанского вице-королевства Перу , получали содержание от испанской казны и контролировались колониальными и церковными властями Асунсьона и Буэнос-Айреса . Однако иезуиты имели в парагвайских редукциях полную и неограниченную власть над индейцами и являлись для них высшей властью; одновременно доступ в редукции контролировался иезуитами, которые могли запретить въезд всем, за исключением высших духовных чинов и представителей колониальной администрации.
Тем не менее миссии Парагвайской провинции нередко рассматривались, как своеобразное «государство» или «республика». Одним из первых ввел эти термины в употребление враг иезуитов, португальский министр Помбаль , опубликовав памфлет «Краткое сообщение о республике иезуитов».
Социально-экономическое устройство иезуитского «государства» в Парагвае не было отражением какой-либо ранее существовавшей доктрины, но во многом схоже с «теократическим коммунизмом», описанным Кампанеллой в « Городе Солнца » . Воплощение этих принципов в реальности противоречиво характеризуется как современниками, так и позднейшими исследователями опыта иезуитов . Некоторые называют это «государство» теократической республикой , попыткой осуществить царство божье на земле, некоторые — прообразом справедливого государственного строя, социальной утопией в сельве , некоторые — первым коммунистическим государством на планете , а другие [ кто? ] отмечают, что эта « иезуитско -коммунистическая республика» была «смесью крепостничества и рабства », и рабовладельческим режимом террора . При этом одна и та же характеристика оценивается разными историками с разных позиций: рассмотрение устройства миссий, как социалистического, может использоваться как для доказательства возможности построения действующей социалистической экономики, так и для подтверждения духовного и социального порабощения человека в социализме . Так или иначе, социальный эксперимент иезуитов привлек внимание многих историков, экономистов, философов, и изучение этого опыта сыграло заметную роль в истории государственного и общественного устройства Советского Союза и Западной Европы .
Всемирное наследие
Пять миссий в Аргентине и Бразилии, под общим названием Иезуитские миссии региона Гуарани были признаны всемирным наследием ЮНЕСКО в 1983 году. В 1993 году список всемирного наследия пополнился Миссией Ла-Сантисима-Тринидад-де-Парана и Миссией Хесус-де-Таварангуэ в Парагвае, в 2000 году в список вошли Иезуитский квартал и миссии Кордовы .
В список всемирного наследия ЮНЕСКО входят также шесть миссий в Боливии под общим названием Иезуитские миссии на землях индейцев чикитос .
|
Редукция Консепсьон, Боливия |
|
См. также
- Карденас, Бернардино де
- История Парагвая
- Война гуарани
- « Миссия » — фильм 1986 года (гран-при Канского фестиваля и премия «Оскар»), рассказывающий о создании редукций и войне гуарани.
- Индейская резервация
Примечания
- Зуева М. В. от 16 октября 2013 на Wayback Machine Западно-Уральский институт экономики и права. Анналы научной теории развития общества № 2, 2012 (стр. 123—151)
- . Дата обращения: 7 мая 2017. 11 сентября 2014 года.
- . Дата обращения: 7 мая 2017. 24 февраля 2015 года.
- Григулевич И. Р. от 24 марта 2019 на Wayback Machine гл. «Взлет и падение иезуитского ордена» — Москва: Наука, 1977 — с. 295
- ↑ Святловский В. В. Коммунистическое государство иезуитов в Парагвае в XVII и XVIII ст. — Пг.: Путь к знанию, 1924
- ↑ Григулевич И. Р. от 13 октября 2013 на Wayback Machine Предисловие — Москва: Наука, 1977 — с. 295
Литература
- Григулевич И. Р. — Москва: Наука, 1977 — с. 295
- / Л. И. Тананаева // Большая российская энциклопедия : [в 35 т.] / гл. ред. Ю. С. Осипов . — М. : Большая российская энциклопедия, 2004—2017.
- // Большая российская энциклопедия : [в 35 т.] / гл. ред. Ю. С. Осипов . — М. : Большая российская энциклопедия, 2004—2017.
- Святловский В. В. Коммунистическое государство иезуитов в Парагвае в XVII и XVIII ст. — Пг. : Путь к знанию, 1924.
- (англ.) — Католическая энциклопедия 1913 года
- Caraman P. The lost paradise. The Jesuit Republic in South America. New York, 1973.
Ссылки
- Редукция // Исторический словарь . — 2000. — статья из Исторического словаря
- Иезуитское государство в Парагвае // Большая советская энциклопедия : [в 30 т.] / гл. ред. А. М. Прохоров . — 3-е изд. — М. : Советская энциклопедия, 1969—1978.
- Под ред. Е. М. Жукова. Иезуитское государство в парагвае // Советская историческая энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия . — 1973—1982. — статья из Советской исторический энциклопедии. — М.: Советская энциклопедия . Под ред. Е. М. Жукова. 1973—1982.
- Зуева М. В. Западно-Уральский институт экономики и права. Анналы научной теории развития общества № 2, 2012 (стр. 123—151)
- (англ.)
- 2020-12-10
- 1