Interested Article - Финикийцы
- 2021-08-22
- 1
Финикийцы , или финикияне — древний семитский народ, населявший Финикию . Говорили на финикийском языке .
Происхождение
Финикийцы говорили на семитском языке , родственном ивриту . Геродот в своей « Истории » сообщает, что финикийцы пришли в Финикию из северо-западной Аравии, с побережья Красного моря . Историки полагают, что это могло иметь место в III тыс. до н.э. Затем территория Финикии подвергалась нашествию амореев .
Окончательно финикийская цивилизация сложилась к XIII в. до н.э. на основе взаимодействия ханаанейцев и народов моря
Язык
До начала I тысячелетия нашей эры финикийцы говорили на финикийском языке . Затем перешли на арамейский язык . Потомки финикийцев перешли на арабский язык в неопределённое время после VII века .
Одежда
Финикийцы одевались в длинную тунику , которую подпоясывали, и сандалии . Женщины носили на голове платок, серьги и ожерелья. Среди украшений особое место занимал лунный серп — символ Астарты . Финикийцы отдавали предпочтение красным и жёлтым цветам в одежде, которая изготавливалась изо льна. Именно финикиянки первыми начали носить красные платья ( багряница ). Головным убором простых людей служил чепец, тогда как у вельмож он имел цилиндрическую форму с золотыми полосами .
Финикийцы в Библии
Финикийцы неоднократно упоминаются в Библии . Так, сирофиникиянка ( Мк. ) или хананеянка ( Мф. ) просила Иисуса Христа исцелить её дочь. Другие жители «приморских мест Тирских и Сидонских» слушали Нагорную проповедь ( Лк. ).
Культурный вклад
Торговля и географические открытия
По сообщению Геродота, финикийские мореплаватели по приказу египетского фараона Нехо II около 600 года до н. э. впервые в истории обогнули Африку (с востока на запад). В Ветхом Завете рассказывается о морской торговле с далёкими легендарными странами: Фарсисом и Офиром , которую вели финикийцы. Некоторые теории также приписывают им первенство в открытии Америки .
Мореходы из финикийской колонии Карфагена Ганнон и Гимилькон совершили в VI—V веках до н. э. дальние океанские плавания: к Гвинейскому заливу и Британским островам соответственно. Существует гипотеза о достижении карфагенянами Азорских островов .
Ремёсла
Финикийцы издавна славились как искусные ремесленники далеко за пределами своих мест расселения. Так, царь Соломон , задумав строительство дворца и храма в Иерусалиме, просил правителя Тира Хирама направить к нему специалистов-финикийцев. Они переняли искусство производства стекла у египтян и усовершенствовали его технологию, придавая стеклянной массе различные цвета при сохранении прозрачности, делали также и непрозрачное стекло. В I же веке н. э. финикийцы стали изготовлять выдувное стекло . Основав большое количество колоний по всему Средиземноморью, финикийцы внесли большой вклад в создание конструкций кораблей. По Геродоту именно они придумали триеры (в VII веке до н. э.). А затем, вероятно, пентеры и крупные торговые суда .
Создание алфавита
Финикийцы, не имевшие собственной письменности, в деловой и дипломатической переписке использовали аккадский язык , что создавало определённые затруднения. Аккадская клинопись требовала немало времени на изучение — она насчитывала около 600 знаков, каждый из которых имел несколько значений. Чтобы вести переписку на чужом языке, необходимо было содержать штат специально обученных писцов. Неудобства использования аккадского языка привели финикийцев к созданию своего собственного линейного письма .
В финикийском алфавите не было гласных. Древние греки использовали финикийский алфавит, но при этом ввели в алфавит гласные. Именно этот алфавит послужил основанием создания алфавитного письма всех других европейских и большей части неевропейских народов .
Знаменитые финикийцы
Финикийцами были: мифологические герои Кадм и его сестра Европа , философы Мох Сидонский , Клитомах и Порфирий , мореплаватели VI—V веков до н. э. Ганнон и Гимилькон, карфагеняне-полководцы Баркиды , римская императорская династия Северов , писатели Магон и Публий Теренций Афр , историк Филон Библский и цитируемый им Санхуниатон .
Религия
Финикийцы поклонялись различным богам — супругам Илу и Асират , их сыну Баалу , Йево и Астарте , Мелькарту , Анат и т. д.
Финикийцы практиковали человеческие жертвоприношения — Молох и Хаммон. Принесение в жертву детей воспринималось как наиболее угодная богам жертва, народы, соседствовавшие с финикийцами, считали этот обычай доказательством особой жестокости последних. Этот вид жертвоприношения практиковался в особо важных случаях, известны жертвоприношения одновременно нескольких сотен детей. Урны с прахом хоронили на священном участке, называвшемся тофет .
Вопрос о детских жертвоприношениях и о том, насколько регулярно они совершались в Карфагене и Финикии, давно является предметом споров среди библеистов и археологов. Профессор антропологии и истории Джефри Шварц и его коллеги предложили более мягкую интерпретацию: «Детей кремировали, независимо от причины смерти». Для изучения были взяты останки 348 погребальных урн, обнаруженных при раскопках карфагенского тофета.
Экспертиза показала, что большинство захоронений содержат останки детей, погибших в возрасте от пяти месяцев внутриутробной жизни или умерших на первом году жизни. Установлено, что много младенцев умерло в возрасте двух-пяти месяцев, и по крайней мере 20 % от общего числа — мертворождённые. Таким образом, учёные сделали вывод, что тофет был местом погребения мертворождённых детей и умерших вскоре после рождения — дети такого возраста вряд ли могли быть принесены в жертву. Ни в одной из урн не содержалось достаточно скелетного материала, который указывал бы на двойное захоронение. Таким образом, нельзя говорить о массовых жертвоприношениях .
Генетика
У из пунического погребального склепа на холме Бирса недалеко от входа в Национальный музей Карфагена в Тунисе возрастом около 2500 лет (конец VI века до н. э.) обнаружена редкая митохондриальная гаплогруппа U5b2c1 . Предполагается, что эта ветвь, унаследованная молодым человеком по материнской линии, происходит из Иберии , колонизированной финикийцами .
Потомки финикийцев
Современными потомками финикийцев считают себя мальтийцы .
Также их генетическими потомками являются евреи [ источник не указан 106 дней ] и ливанцы , особенно ливанские христиане- марониты .
Примечания
- История (Геродот) , I, 1:1
- Дата обращения: 2 января 2023. 2 января 2023 года.
- . Historie — история древних цивилизаций мира . Дата обращения: 8 мая 2021. 28 апреля 2021 года.
- , с. 12—13.
- , с. 20—25.
- , с. 16.
- от 7 марта 2013 на Wayback Machine (англ.)
- Elizabeth A. Matisoo-Smith et al. от 8 марта 2020 на Wayback Machine , 2016
- . Дата обращения: 7 марта 2020. 3 июня 2016 года.
- Грицак Е. Н. Мальта. — М.: Вече, 2005. — 224 с. — С. 24.
Литература
- Волков А. В. Загадки Финикии. — М.: Вече, 2004. — 320 с. — Серия «Таинственные места Земли». — ISBN 5-9533-0271-1 .
- Грей, Джон. Ханаанцы. На земле чудес ветхозаветных. — М.: Центрполиграф , 2003. — 224 с. — Серия «Загадки древних цивилизаций».
- Дриди, Эди. Карфаген и Пунический мир / Пер. Н. Озерской. — М.: Вече, 2008. — 400 с. — Серия «Гиды цивилизаций». — ISBN 978-5-9533-3781-6 .
- Егер, Оскар Всемирная история. — Т. 1. Древний мир. — СПб.: Полигон; М.: АСТ, 2010. — 672 с.: ил. — ISBN 978-5-17-050157-1 , 978-5-89173-401-2.
- Маркоу, Гленн. Финикийцы / Пер. с англ. К. Савельева. — М.: Гранд-Фаир, 2006. — 328 с. — ISBN 5-8183-0960-6 .
- Ур-Мьедан, Мадлен. Карфаген / Пер. А. Яблокова. — М.: Весь мир, 2003. — 144 с. — Серия «Весь мир знаний». — ISBN 5-7777-0219-8 .
- Харден, Дональд. — М.: Центрполиграф , 2004. — 264 с. — Серия «Загадки древних цивилизаций». — ISBN 5-9524-1418-4 .
- Циркин Ю. Б. Финикийская культура в Испании. — М.: Наука, Главная редакция восточной литературы, 1976. — 248 с.: ил. — Серия « Культура народов Востока ».
- Циркин Ю. Б. Карфаген и его культура. — М.: Наука, Главная редакция восточной литературы, 1986. — 288 с.: ил. — Серия « Культура народов Востока ».
- Циркин Ю. Б. От Ханаана до Карфагена. — М.: АСТ, 2001. — 528 с.
- Циркин Ю. Б. Мифы Финикии и Угарита. — М.: АСТ, Астрель, 2003. — 480 с. — Серия «Мифы народов мира». — ISBN 5-17-002280-8 .
- Шифман И. Ш. Финикийские мореходы. — М.: Наука, Главная редакция восточной литературы, 1965. — 84 с.: ил. — Серия « По следам исчезнувших культур Востока ».
- Шифман И. Ш. Финикийский язык. — М.: Наука, Главная редакция восточной литературы, 1963. — 68 с. — Серия «Языки зарубежного Востока и Африки».
- Шифман И. Ш. . — СПб. : Издательство Санкт-Петербургского университета, 2006. — 518 с. — 1000 экз. — ISBN 5-288-03714-0 .
Ссылки
- 2021-08-22
- 1