Interested Article - Фанатизм

Фанати́зм ( греч. φανατισμός , лат. fanatismus от «исступлённый» «священное место; храм » ) — слепое, безоговорочное следование убеждениям, особенно в религиозной, национальной и политической областях; доведённая до радикальности приверженность каким-либо идеям, верованиям или воззрениям, обычно сочетающаяся с нетерпимостью к чужим взглядам и убеждениям. Отсутствие критического восприятия своих убеждений .

Фана́тик — подверженный фанатизму: в прямом и фигуральном смыслах.

Фанатизм в части психо- эмоционального состояния, мироощущения — то же самое, что догматизм в сфере мысли и деспотизм в сфере действий , навязывающий другим подчинение чужой (своей) воле. Противоположность фанатизма — индифферентизм , а среднее положение между ними занимают терпимость и убеждённость .

Терминология

Слово fanaticus (в связи с fanum — священное место, храм) имело в латинском языке значение, сходное с терминами « », « ханжа », а затем означало « », « », « », « », иногда « » ( carmen fanaticum ). Произведённым от прилагательного существительным вначале стали называть такое подчинение какой-либо религиозной идее , которое сопровождалось готовностью ради неё жертвовать собой и одновременно требовать от других безусловного ей подчинения.

Понятие

Фанатизм как эмоциональное проявление характеризуется чрезмерным рвением, энтузиазмом, одержимостью, слепой верой в правоту своих (чаще всего, экстремальных религиозных или политических) убеждений, в превосходство и исключительность предмета своего обожания и его последователей в «собственном лице».

Согласно определению американского философа Джорджа Сантаяны , «Фанатизм состоит в удвоении усилий, когда забыта цель» ; согласно Уинстону Черчиллю , «фанатик — тот, кто не способен изменить своё решение и никогда не сменит тему». Оба эти определения предполагают предъявление крайне строгих требований и нетерпимость к каким-либо отклонениям.

Различие между фанатиком и поклонником видится в том, что поведение фанатика рассматривается как нарушение преобладающих социальных норм, тогда как поклонник эти нормы не нарушает (хотя его поведение и может казаться странным) . Объединяет поклонников и фанатиков их всепоглощающий интерес, любовь к той или иной сфере деятельности, занятию, увлечению, человеку.

Так называемые чудаки отличаются от фанатиков тем, что идеи, которые они исповедуют, и занятия, которыми они занимаются, обычно безобидны, но очень сильно отличаются от общепринятых представлений или привычного поведения, образа жизни окружающих людей. Что же касается фанатиков , то объект их поклонения или увлечения сам по себе может считаться «нормальным», и лишь степень одержимости кажется окружающим чрезмерной или «ненормальной».

Классификация

Единая классификация фанатизма отсутствует. В существующих классификациях же используется различный принцип систематизации и каждая из них применяется в зависимости от цели исследования. Фанатизм классифицируется по следующим признакам:

  • в зависимости от содержания (религиозный фанатизм — рассматривается иногда как наиболее экстремальная форма религиозного фундаментализма ; политический, идеологический фанатизм; этнический, национальный, расовый фанатизм — проявления национальной, расовой исключительности в сочетании с неприкрытой ненавистью к представителям другой нации или расы; фанатизм среди спортивных болельщиков — см., напр., футбольное хулиганство ; театральный фанатизм)
  • в зависимости от степени овладения идеей — жёсткий и мягкий фанатизм;
  • в зависимости от степени вовлечённости — массовый и индивидуальный фанатизм;
  • по характеру мотиваций;
  • по личностной позиции.

Религиозный фанатизм

В язычниках , остававшихся верными своей религии, христиане видели только упорных фанатиков, точно так же, как и сами христиане, шедшие на мучения во имя своей веры, были фанатиками в глазах римских властей. Священная инквизиция осуждала фанатиков- еретиков , в свою очередь заслужив, однако, славу одного из самых фанатических учреждений. Фанатизм может быть и не религиозным, но ни одна сфера жизни не благоприятствует его развитию в такой степени, как религия. Разные религии и секты в разное время в разной степени фанатизируют своих последователей.

Критика религиозного фанатизма

Религиозный фанатизм подвергался критике, в том числе и со стороны православных философов и публицистов. Так, Н. А. Бердяев в своей статье «О фанатизме, ортодоксии и истине» высказывает мнение, что хотя фанатики и ортодоксы, обличающие инакомыслие, и думают, что защищают истину, но на самом деле, они «истину ставят выше свободы». Философ называет такое состояние сознания «заблуждением» и «самообольщением». Н. А. Бердяев считает, что «человек, помешанный на отыскании и обличении ересей, на отлучении и преследовании еретиков, есть человек, давно обличённый и осуждённый Христом, хотя он этого не замечает».

Основной причиной религиозного фанатизма и нетерпимости Бердяев называет страх.

Фанатики, совершающие величайшие злодеяния, насилия и жестокости, всегда чувствуют себя окружёнными опасностями, всегда испытывают страх. Человек всегда совершает насилия из страха. Аффект страха глубоко связан с фанатизмом и нетерпимостью…

Н. А. Бердяев считает явление нетерпимости и фанатизма крайне отрицательным и совершенно одинаково присущим, как религиозным конфессиям, так и марксизму.

Нетерпимые и фанатики обыкновенно бывают страшно ортодоксальны, всё равно какие — католики, православные, марксисты, — и в ортодоксальности этой происходит окостенение веры, прекращение движения жизни .

Анализируя причины религиозной нетерпимости, пресвитер Георгий Чистяков считает, что издавна на Руси религиозность выражалась, прежде всего, в «диком страхе перед нечистой силой и в стремлении как-то защитить себя от неё», что приводило к поиску и созданию образа врага. [ источник не указан 2567 дней ]

Источником религиозной нетерпимости Георгий Чистяков считает в частности «оторванность от Евангелия и Иисуса».

Ссылаясь на мнение Александра Шмемана , пресвитер Георгий Чистяков полагает, что в подобных религиозных представлениях центральное место занимает не Бог, а Сатана. Такой тип религиозного сознания о. Г. Чистяков называет инимикоцентрическим (от лат. inimicus — враг).

Фанатику диавол всегда кажется страшным и сильным, он верит в него более, чем в Бога.

Современные христианские фанатики

  • На территории Северной Ирландии действует Ирландская республиканская армия (ИРА), состоящая из католиков. Цель католической ИРА — заставить протестантов и правительство Великобритании ликвидировать особый статус Северной Ирландии для её воссоединения с Ирландской республикой. Ирландской республиканской армии противостоят протестантские фундаменталисты из « Ассоциации обороны Ольстера », которые устраивают кровавые погромы в католических районах, нередко поджигая храмы. Так 2 июля 1998 года 8 католических храмов были повреждены вследствие прокатившейся волны поджогов.
  • В США существуют большое число христианских ультраправых фундаменталистов, пропагандирующих радикальный антисемитизм. Наиболее яркий пример — Церковь арийской христианской нации (ЦАХН), или « » («Арийская нация»). Это крупнейшая организация белых расистов, крайне негативно относящихся к чернокожим американцам и последователям иудаизма , которых они обвиняют в служении дьяволу. Политическая цель «Арийской нации» — это создание на территории пяти северо-западных штатов «арийского государства» белых христиан. Организация имеет свои вооружённые отряды по всей Америке.
  • Ассоциация обороны Ольстера
  • Ольстерские добровольческие силы
  • Господня армия сопротивления
  • 10 сентября 2009 религиозные фанатики захватили самолёт, угрожая взорвать его.
  • С 2008-го по 2010 год на территории США действовала христианская террористическая группировка, которая ставила своей целью развязывание войны с правительством США. Террористы практиковались в стрельбе из огнестрельного оружия, изготовлении и подрыве бомб. Один из преступников действовал под именем «Хутари», что означает «Христианский воин». Бандиты были пойманы и арестованы в марте 2010 года.
  • Мичиганская компания, поставляющая вооружённым силам США оптические прицелы для винтовок, снабжает свои изделия ссылками на цитаты из Библии. Прицелы стоят на вооружении у американских военнослужащих в Ираке и Афганистане, что вызывает у некоторых людей представления о связи между радикальным христианством и убийством мусульман в Ираке и Афганистане. Факт вызвал довольно сильный общественный резонанс.

Политический фанатизм

Другая область, в которой с большой силой способен проявляться фанатизм, это политика . Наиболее ярким примером политических фанатиков могут служить якобинцы времён Французской революции , которые были скорее политической сектой, нежели политической партией, — по упорному признанию истинности лишь своих мнений, по неуважению к чужим убеждениям, якобы заведомо ложным и преступным.

Примечания

  1. .
  2. Словарь иностранных слов. 18-е изд., стер. — М: Русский язык, 1989. — С. 531. ISBN 5-200-00408-8 (ошибоч.)
  3. // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб. , 1890—1907.
  4. Santayana, George. Life of Reason: Reason in Common Sense. (New York: Charles Scribner’s Sons)
  5. Thorne, Scott; Bruner, Gordon C. (англ.) // Qualitative Market Research: An International Journal : journal. — 2006. — Vol. 9 , no. 1 . — P. 51—72 . — ISSN . — doi : .
  6. Бердяев Н. А. О фанатизме, ортодоксии и истине / «Человек», № 9, 1997.
  7. Бердяев Н. А. Судьба России: Самопознание / Ростов-на-Дону; Феникс, 1997. С. 263.
  8. Г. П. Чистяков — филолог, историк, богослов. Был священником Храма Св. Космы и Дамиана в Москве и настоятелем храма Покрова Богородицы в Детской республиканской клинической больнице, членом Правления Российского Библейского Общества и Международной Ассоциации по изучению отцов церкви, ректором Общедоступного Православного Университета, основанного протоиреем А. Менем, заведующим кафедрой истории культуры МФТИ. Лекции в МФТИ по истории христианства и богословской мысли читал с 1985 г.
  9. Чистяков Г. от 24 февраля 2010 на Wayback Machine
  10. . Дата обращения: 26 августа 2010. 19 февраля 2011 года.
  11. . Дата обращения: 26 августа 2010. 28 ноября 2010 года.
  12. . Дата обращения: 26 августа 2010. 24 июня 2013 года.
  13. . Дата обращения: 26 августа 2010. 2 апреля 2010 года.
  14. . Дата обращения: 26 августа 2010. 22 января 2010 года.
  15. . Дата обращения: 26 августа 2010. Архивировано из 24 сентября 2010 года.

См. также

Литература

  • Беляев И. А. / И. А. Беляев // Вестник Челябинской государственной академии культуры и искусств. — 2011. — № 4 (28).— С. 68-71.
  • Фанатизм // Советская военная энциклопедия. — М. : Воениздат, 1980. — Т. 8. — С. 248—249. — 687 с.
  • Ким В.В. // Критерии фанатизма, 2012.
  • Кузнецова Марина Николаевна // Религиозный фанатизм: понятие, сущность и пути преодоления, 2003. С. 80
Источник —

Same as Фанатизм