Interested Article - Нравственность

Нра́вственность моральное качество человека , правила , которыми руководствуется человек в своём выборе .

Термин, чаще всего употребляющийся в речи и литературе как синоним морали , иногда — этики . Нравственность является предметом этики как учебной дисциплины; тем, что изучается этикой . В ряде философских систем понятие нравственности обособляется от морали, хотя такая носит авторский характер и не всегда соответствует обыденному словоупотреблению . В таком, более узком смысле, понятие нравственности используется для обозначения части или уровня морали в целом , при этом под нравственностью в ряде случаев подразумевают внутреннюю или интериоризированную сторону морали, в то время как последняя рассматривается как внешняя по отношению к индивиду .

В русском языке слово нравственность появилось во второй половине XVIII века (впервые зафиксировано в «Словаре Российской Академии» в 1789 году ), наряду с прямым заимствованием термина фр. morale и созданием ка́лек для родственных слов на основе церковнославянизма «нрав» (например: безнравственный — калька с фр. immoral ).

В философской системе Гегеля

Согласно философии Гегеля , дух , достигнув в теоретическом мышлении и в свободе воли настоящего самоопределения в своей внутренней сущности, возвышается над своей субъективностью; он может и должен проявить свою сущность предметно-действительным образом, стать духом объективным . Первое объективное проявление свободного духа есть право . Оно есть осуществление свободной личной воли, во-первых, по отношению к внешним вещам — право собственности , во-вторых, по отношению к другой воле — право договора , и, наконец, по отношению к своему собственному отрицательному действию через отрицание этого отрицания — в праве наказания . Нарушение права, лишь формально и абстрактно восстанавливаемого наказанием, вызывает в духе моральное требование реальной правды и добра, которые противополагаются неправедной и злой воле как долг ( das Sollen ), говорящий ей в её совести . Из этой раздвоенности между долгом и недолжной действительностью дух освобождается в действительной нравственности ( Sittlichkeit ), где личность находит себя внутренне связанной или солидарной с реальными формами нравственной жизни, или, по гегелевской терминологии, субъект сознаёт себя как одно с нравственной субстанцией на трёх ступенях её проявления: в семье , гражданском обществе (bürgerliche Gesellschaft) и государстве . Государство, по Гегелю, — высшее проявление объективного духа, совершённое воплощение разума в жизни человечества; Гегель называет его даже богом. Как осуществление свободы каждого в единстве всех, государство вообще есть абсолютная самоцель ( Selbstzweck ). Национальные же государства, как и тот народный дух ( Volksgeister ), который в этих государствах воплощается, суть особые проявления всемирного духа, и в их исторических судьбах действует диалектическая мощь этого духа, который через их смену избавляется постепенно от своих ограниченностей и односторонностей и достигает своей безусловной самосознательной свободы .

В русской литературе ΧΙΧ века

  • В романе И.А.Гончарова "Обломов" главный герой научился быть ленивым от своих родителей, что особенно четко показано в главе ΙΧ "сон Обломова", в котором он вспоминает Обломовку и свое детство.

В марксизме

Цитатой из работы « Карл Маркс о французском материализме XVIII века» в собственном переводе Плеханов показывал научную основу марксистского учения о нравственности: «Если человек черпает все свои ощущения, знания и т. д. из внешнего мира и из опыта, приобретаемого от этого мира, то надо, стало быть, так устроить окружающий его мир, чтобы человек получал из этого мира достойные его впечатления, чтобы он привыкал к истинно человеческим отношениям, чтобы он чувствовал себя человеком. Если правильно понятый личный интерес есть основа всякой нравственности, то надо, стало быть, позаботиться о том, чтобы интересы отдельного человека совпадали с интересами человечества. Если человек не свободен, в материалистическом смысле этого слова, то есть если его свобода заключается не в отрицательной способности избегать тех или иных поступков, а в положительной возможности проявления своих личных свойств, то надо, стало быть, не карать отдельных лиц за их преступления, а уничтожить противообщественные источники преступлений и отвести в обществе свободное место для деятельности каждого отдельного человека. Если человеческий характер создаётся обстоятельствами, то надо, стало быть, сделать эти обстоятельства достойными человека» .

См. также

Примечания

  1. // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб. , 1890—1907.
  2. // Малый энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона . — 2-е изд., вновь перераб. и значит. доп. — Т. 1—2. — СПб. , 1907—1909.
  3. // Новый энциклопедический словарь : В 48 томах (вышло 29 томов). — СПб. , Пг. , 1911—1916.
  4. Апресян Р. Г. от 16 октября 2012 на Wayback Machine // Новая философская энциклопедия . — М.: Мысль, 2000. — Т. 3.
  5. А. А. Гусейнов, Р. Г. Апресян . Этика: Учебник. — Москва: Гардарики, 2000. — С. 5. — 472 с. — ISBN 5-8297-0012-3 .
  6. Апресян Р. Г. от 22 марта 2014 на Wayback Machine // Новая философская энциклопедия . — М.: Мысль, 2000. — Т. 3.
  7. . Дата обращения: 4 марта 2014. 28 октября 2014 года.
  8. В.В. Веселитский. Отвлечённая лексика в русском литературном языке. — Наука, 1972. — С. 24—25. — 319 с.
  9. Елена Овчинникова от 22 декабря 2015 на Wayback Machine
  10. — статья из словаря-справочника «Этимологические тайны русской орфографии»
  11. — статья из Этимологического словаря Макса Фасмера
  12. Н. С Арапова. Кальки в русском языке послепетровского периода. — Изд-во Московского университета, 2000. — С. 51. — 319 с.
  13. Гегель, Георг Фридрих Вильгельм. // ЭСБЕ
  14. // Википедия. — 2023-02-04.
  15. от 10 марта 2014 на Wayback Machine // Плеханов Г. В. Ещё раз г. Михайловский…
  16. . Дата обращения: 14 сентября 2011. 14 января 2012 года.

Литература

Ссылки

Источник —

Same as Нравственность