Interested Article - Ересь
- 2021-07-06
- 3
Е́ресь ( др.-греч. αἵρεσις — «выбор, направление, школа, учение, секта ») — сознательное отклонение от считающегося кем-либо верным религиозного учения , предлагающее иной подход к религиозному учению. Таким образом, представители двух разных течений религиозного учения могут взаимно обвинить друг друга в ереси.
Следует иметь в виду, что в библейских текстах на греческом языке термин αἵρεσις используется в ином значении, как, например, в Первом послании к Коринфянам апостола Павла : δεῖ γὰρ καὶ αἱρέσεις ἐν ὑμῖν εἶναι, ἵνα οἱ δόκιμοι φανεροὶ γένωνται ἐν ὑμῖν . В русском синодальном переводе в данном месте слово переведено как «разномыслие»: «Ибо надлежит быть и разномыслиям между вами, дабы открылись между вами искусные» ( 1Кор. ). Однако, в книге Деяний в тексте « <…> πρωτοστάτην τε τῆς τῶν Ναζωραίων αἱρέσεως » слово переведено как «ересь»: «<…> и представителем Назорейской ереси» ( Деян. ).
В Римско-католической церкви борьбу с ересью осуществляла инквизиция .
Этимология
Согласно толкованию, приведённому в трактате « Этимологии » средневекового учёного Исидора Севильского , слово «ересь» происходит от haeresis , латинской транслитерации греческого слова др.-греч. αἵρεσις , означающего выбор , или в широком смысле школа мысли . В этом значении слово изредка упоминается в Новом Завете ( Деян. , Деян. , Деян. , Деян. , Гал. ) и у ранних Отцов Церкви . Примерно в таком смысле это слово употреблялось ранее, в древнегреческой и римской философии , где под «ересью» имелся в виду заслуживающий уважения выбор той или иной философской школы для изучения. По предположению французского историка религий , более близким по смыслу здесь будет слово иноверие , др.-греч. ἑτεροδοξία , впервые встречающееся у Платона для обозначения ложного убеждения . В текстах Нового Завета слово «ересь» употребляется преимущественно в негативном контексте, как обозначение, даваемое Церковью секте или группе, которая угрожает единству христиан , — то есть не как доктринальное отклонение . В Послании к Галатам это одно из многих «дел плоти», наряду с пьянством и идолослужением ( Гал. ), Послание к Титу предписывает отвращаться от невразумлённого еретика ( Тит. ). Второе послание Петра предупреждает против лжепророков и лжеучителей, «которые введут пагубные ереси» ( 2Петр. ). Ересь в конечном счёте стала рассматриваться как отход от ортодоксии , и в смысле « иноверие » это слово применялось уже вскоре после 100 года, когда Игнатий Антиохийский в « » призывал удаляться от яда еретиков, которые к «яду своего учения … примешивают Иисуса Христа, чем и приобретают к себе доверие» . Постепенно эти два значения сблизились по смыслу, и во время Афанасия Великого (IV век) выражение др.-греч. ἑτεροδοξον αἵρεσιν , «иноверная ересь», уже было плеоназмом .
Вопрос о происхождении ересей привлекал внимание ранних христианских писателей, и на этот счёт существовали различные теории. Одна из первых принадлежит автору не сохранившейся церковной истории II века Егесиппу , которого цитирует Евсевий Кесарийский . Согласно его мнению, ереси первоначально возникли в иудаизме , в котором ещё до возникновения христианской церкви существовало семь сект. И учением одной из них начал «обольщать» церковь некий Фебуфис, ставший таким образом первым ересиархом . Другую схему предлагает апокрифический источник II—III веков « Климентины », постулирующий переход от незнания к знанию как универсальный закон: как Каин пришёл перед Авелем , Измаил перед Исааком , Исав перед Иаковом , Аарон перед Моисеем , так и Симон Маг был перед апостолом Петром в Риме . С точки зрения большинства ранних авторов именно Симон, а не Фебуфис, был «отцом ересей». Ипполит Римский (III век) обвинял в возникновении ереси последователей греческих философов , которые повторяют ошибки древних и представляют их как новые учения . По мнению Марселя Симона, принципиальное отличие системы Ипполита Римского от теории Егесиппа состоит в том, что у последнего источником являются учения, хоть в какой-то минимальной степени истинные, тогда как Ипполит возводит ереси к учениям изначально полностью ложным — хотя и более приемлемым, чем получившийся результат . Исходный смысл понятия «ересь», зафиксированный Исидором Севильским , то есть «выбор» учения, наиболее подходящего для конкретного человека, зафиксирован в Деяниях апостолов : в ответ на обвинение апостола Павла в подстрекательстве к мятежу и принадлежности к «Назорейской ереси» ( Деян. ) тот в свою защиту заявил, что «по учению, которое они называют ересью, я действительно служу Богу отцов моих, веруя всему, написанному в законе и пророках» ( Деян. ). Постепенно понятие ереси стало связываться с отклонением от религиозной нормы. Соответствующий процесс в иудаизме, где согласно Иосифу Флавию ересями назывались четыре основных направления ( фарисеи , саддукеи , ессеи и зелоты ), закончился несколько раньше с победой фарисеев в конце I века. По мнению немецкого богослова , концепция ереси была подозрительной для ранних христиан, поскольку она связывалась прежде всего с греческими философскими школами и течениями в иудаизме .
В этимологическом духе, по определению Отца Церкви IV века Иеронима Стридонского , ересь возникает, когда человек выбирает, в какую доктрину ему верить, на основе своего собственного суждения. Многие определения подчёркивали, что в отличие от церковного раскола , ересь не происходит из церкви, но является внешним явлением по отношению к ней. Следствием такого подхода, в частности, являлся вывод, что все дуалистские ереси являются манихейством , а антитринитарные — арианством .
Бытовое понятие термина
В разговорной речи «ересью» иногда называется любое сознательное отрицание или искажение того учения, которое говорящий считает истинным, а также сознательное утверждение того, что говорящий считает ложным.
Богословское определение
С точки зрения богословия , ересь — это «сознательный отказ принимать богооткровенную истину и следование ошибочному учению» .
Производные понятия
- Ересиа́рх ( греч. αἱρεσιάρχης ) — глава еретической религиозной общины, движения.
- Ерети́к ( греч. αἱρετικός ) — приверженец еретической идеологии, член еретической общины.
В христианстве
В исламе
В исламе любое отклонение от религиозного учения (« бида ») строго осуждается. При этом отклонением считается любое нововведение в религии. К сторонникам «бида» применяются термины «мубтади», « зиндик », а также нередко «кафир» (в значении неверный ) или « мунафик » (то есть тайный неверный).
Традиционно еретиками называли друг друга сунниты , ибадиты , шииты , а также шииты разных направлений. Но в настоящее время в связи с членством в Организации исламского сотрудничества , где представлены государства с доминированием каждого из трёх течений, правительства мусульманских государств обычно признают все эти течения мусульманскими, хотя часто и не одинаково истинными. В то же время вслед за салафитами экстремистские суннитские организации считают шиитов и суфистов как минимум еретиками; аналогичные организации есть и у шиитов. Ахмадия считается еретическим учением в Пакистане , где официальная конфессия ислама — суннизм . Некоторые новые религии, выросшие из ислама (например, сикхи , бахаи и Нация ислама ), первоначально считались еретическими. В настоящее время чаще всего еретическими называют следующие исламские течения:
Примечания
- ↑ , p. 104.
- , p. 758.
- , p. 15.
- Игнатий Богоносец, Послание к траллийцам, VI
- , pp. 111—112.
- , с. 92.
- Евсевий Кесарийский, Церковная история, 4.22.5
- , p. 101—103.
- , pp. 105—106.
- , pp. 10—12.
- Фаррер М. Р. В. Ересь // Теологический энциклопедический словарь = Evangelical Dictionary of Theology / Под ред. ; пер. с англ. Т. Ю. Васильева, Д. Б. Горбатов, А. Э. Графов, А. В. Курт, В. В. Рынкевич, Ю. М. Табак, Д. А. Эйснер. — М. : Ассоциация «Духовное возрождение» ЕХБ, 2003. — С. 440. — 1488 с. — ISBN 5-87727-030-3 .
Литература
- Bosworth L. E. Perseptions of the Origins and causes od Heresy in Medieval Heresiology. — University of Edinburgh, 1995. — 247 p.
- / Ed. by F. L. Cross. — Oxford University Press, 1997. — 1786 p. — ISBN 0-19-211655-X .
- Heresy and Authority in Medieval Europe. Documents in translation / Edited with Introduction, by Ed. Peters. — 1980. — 312 p. — ISBN 0-8122-1103-0 .
- Simon M. From Greek Hairesis to Christian Heresy // Early Christian Literature and the Classical Intellectual Tradition. In honorem Robert M. Grant. — 1979. — P. 101—115.
- Булгаков С. В. (недоступная ссылка с 12-03-2018 [2136 дней]) // Москва: Современник, 1994.
- Прот. Иванцов-Платонов . «Ереси и расколы первых веков христианства» (Москва, 1878)
- Генри Чарльз Ли, Николай Осокин, Лев Карсавин и др. История ересей. — М.: АСТ, 2007. — 576 с. — ISBN 978-5-17-023677-0
- Барсов Н. И. // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб. , 1890—1907.
- Иванова И. И. Рационалистические ереси в истории христианства. — М. : Дисс. д. и. н. спец. 09.00.13, 2006. — 351 с.
Ссылки
- (англ.)
- 2021-07-06
- 3