Interested Article - Управление промышленно-строительными работами общественного назначения

Управление промышленно-строительными работами общественного назначения ( англ. Works Progress Administration , WPA; 1935 1943 ) — независимое федеральное агентство, созданное в США в 1935 году по инициативе президента США , Франклина Делано Рузвельта , и ставшее ведущей силой в системе трудоустройства миллионов безработных (в основном, неквалифицированных мужчин) при проведении Нового экономического курса . Под общественно-значимыми работами подразумевались возведение общественных зданий, прокладка автодорог, строительство стадионов, дамб, аэродромов.

История

Самым крупным агентством, созданным на основании «Закона об ассигнованиях», было Управление промышленно-строительными работами общественного назначения (WPA); его возглавил Гарри Гопкинс . Выступая перед Конгрессом США в январе 1935 года, Гопкинс объявил, что WPA намерена вовлечь в проект до 3,5 млн человек из числа тех, чьё экономическое состояние было особенно тяжёлым. Исходя из суммы годовых вложений $1,200 на человека, Гопкинс запросил и получил $4 млрд. Чтобы получить право на индивидуальное участие в проекте, претендент должен был быть гражданином США не моложе 18 лет, трудоспособным, безработным, а также иметь сертификат нуждающегося, подтверждённый местным отделением агентства.

Плакат WPA с изображением союза фермера и рабочего (1936)

Патронаж и дискриминация

Деятельность WPA с самого начала стала «магнитом для споров»: федеральная программа использовалась Рузвельтом для поддержки местных политиков, которые, в свою очередь, поддерживали его общенациональные программы . Республиканцы открыто заявляли, что WPA являлась «просто гигантской федеральной патронажной машиной», действовавшей исключительно в интересах Демократической партии. Современные исследователи полагали, что Рузвельта скорее использовал WPA для поддержки «либеральной политической коалиции», включавшей прогрессивных республиканцев. Если в Нью-Йорке — где в 1936 году почти четверть миллиона человек была в списках WPA — президент предоставил мэру-республиканцу Фиорелло Ла Гуардии значительную свободу в распределении рабочих мест, то в других местах Рузвельт действительно зачастую предпочитал либеральных демократов. Так, в Мемфисе мэр-демократ Эдвард Крамп прямо потребовал от работников WPA своей поддержки на выборах в качестве «оплаты» за трудоустройства. Аналогично, в Иллинойсе рабочие WPA были «проинструктированы», как именно им следует голосовать. В Нью-Джерси все работники WPA должны были уплатить 3 % от своей зарплаты в поддержку « политической машины » Фрэнка Хейга — которого Рузвельт считал «отвратительным, но политически полезным» .

Табличка WPA на здании муниципалитета в Стюартвилле (Миннесота, 2009)

Оплата труда

Традиционный для США скептицизм в отношении «недостойных бедняков» питал иную критику WPA. Если левый журнал « » настаивал на том, что WPA платит своим рабочим слишком мало, то, когда рабочие WPA в Нью-Йорке, вдохновленные коммунистическими агитаторами, потребовали более высокой заработной платы, жители города пришли в ярость: ¾ опрошенных горожан сказали, что бастующие должны быть немедленно уволены — нью-йоркцы в тот период полагали, что WPA являлась «формой благотворительности, и рабочие должны радоваться тому, что они получают». В то же время малярам из виргинского Норфолка после серии жалоб удалось добиться увеличения своего оклада .

Другие противоречия в деятельности WPA отражали значительные региональные и расовые различия в американском обществе 1930-х годов. Так, чтобы получить право на работу в WPA, работник не имел возможности отказаться от занятости в частном секторе «по тарифам, преобладающим в его или ее сообществе». Но определить «преобладающие тарифы» было непросто: если в общенациональном масштабе средняя заработная плата WPA в 1936 году составляла от 30 до 52 долларов в месяц, то в самых южных штатах она составляла всего 23 доллара. «Преобладающая» оплата труда чернокожих на юге была заметно ниже: негры, отказавшиеся от частной работы и за 3 доллара в неделю, могли быть лишены права на участие в WPA, а белые — нет. Аналогичная разница наблюдалась в шкале заработной платы латиноамериканских женщин на Юго-Западе США : им, как правило, предлагалась только неполная занятость в WPA, чтобы они не получали более высокую заработную плату, чем им был готов платить частный работодатель .

Расходы на бюрократический аппарат WPA съедали 41 % его бюджета, при этом его глава Гарри Гопкинс на вопрос о деятельности управления отвечал: «У меня занято четыре миллиона человек, но, ради Бога, не спрашивайте меня, чем они занимаются» . Среди прочих WPA использовала труд безработных для отпугивания воздушными шарами птиц от общественных зданий, каталогизации рецептов приготовления шпината, ловли перекати-поля, написания истории английской булавки .

В то же время попытки Гопкинса свести к минимуму дискриминацию получили высокую оценку у лидеров афроамериканцев — они осознавали, что администрация Рузвельта сделала больше для исправления расовой несправедливости, чем любое другое федеральное правительство со времён Гражданской войны . Постепенно федеральное правительство США становилось ключевым политическим союзником негров страны: любые предложения о передаче большего контроля над программой местным властям встречали ожесточённое сопротивление как раз со стороны афроамериканцев .

WPA и американская культура

При поддержке Элеоноры Рузвельт , Хопкинс также создавал проекты, которые дали работу тысячам американских деятелей культуры : художникам , музыкантам , актерам и писателям . Хопкинс понимал под «культурой» широкий спектр видов деятельности, «начиная от баскетбола и заканчивая игрой на скрипке ». На критику Хопкинс отвечал, что деятели культуры «должны есть так же, как и все другие люди». Федеральный художественный проект (FAP) позволил художникам и скульпторам преподавать в сельских школах; в его рамках были заказаны фрески на почтовых отделениях страны — с изображениями «обычной американской жизни». «Противоречивые» для своего времени работы были оценены Рузвельтом как памятник эпохи .

Настенное панно «Строительство дамбы», характерный пример американского «производственного стиля» 1930-х ( У. Гроппер , 1939)

Федеральный музыкальный проект (FMP) спонсировал несколько десятков симфонических оркестров и джазовых коллективов : его 15 тысяч музыкантов в сумме дали около 225 000 представлений, включая и бесплатные концерты в Центральном парке Нью-Йорка. Нанятые в рамках FMP исследователи занялись сбором американской музыки , создав уникальный архив : они записывали как традиционных аппалачских исполнителей с банджо и барабанщиков из Новой Англии, так и техасских скрипачей и юных музыкантов из Теннесси .

Плакат для Американского концертного оркестра (FMP, 1936)

В ходе реализации Федерального театрального проекта (FTP) в США были поставлен целый ряд классических произведений , включая шекспировские « Двенадцатая ночь » и « Макбет » (с полностью чернокожей труппой) . Современные работы — такие как адаптация работы Льюиса Синклера « У нас это невозможно » 1935 года, изображавшей приход к власти американского фашистского движения — также появились на сцене. Кроме того, театральный проект принес пьесы , водевили и марионеточные представления в многочисленные маленькие городки США; в его рамках была разработана инновационную постановку под названием «Живая газета», драматизировавшая заголовки местных новостей. Суммарная аудитория проекта насчитывала более 30 миллионов человек. Программа была отменена в 1939 году на фоне обвинений в том, что проект являлся пропагандой «Нового курса» и что он поощрял расовое смешение в своих постановках: FTP было разрешено функционировать только при местном финансировании, что привело к фактическому свёртыванию проекта .

«The Workers» (FAP, 1935)

Федеральный писательский проект (FWP) стал самым известным в квартете художественных программ WPA; в ходе его реализации авторы создали серию гидов по США « », ставшую чрезвычайно популярным путеводителем по каждому из штатов, а также — по крупным городам и автомобильным трассам. «Необычайно современный эпос » открыл во многом неожиданную для современников тягу американцев к знаниям о своей стране — чему способствовало и падение зарубежного туризма, расходы на который сократились с 437 до 159 миллионов долларов в 1929—1933 годах. Исследователи проекта « » также взяли интервью у многих бывших рабов , записав их уникальные воспоминания об ушедшей эпохе ; финансировавшиеся федеральным правительством фольклористы записали «мрачные» истории как из жизни чернокожих 1930-х годов, так и жителей региона Аппалачи , опубликовав их в 1939 году в рамках влиятельной серии книг. Многочисленные серии фотографий , опубликованные в те годы, дополняли в целом критическую картину американской жизни .

Мост Золотые Ворота, Сан-Франциско
Обсерватория Гриффита, Лос-Анджелес

Состав агентства

Итоги

В первый год своего существования WPA трудоустроило более 3 миллионов человек: за восемь лет своей деятельности агентство дало работу 8,5 миллионам американцев, выполнив подряды на общую сумму около 11 миллиардов долларов. Строители WPA построили полмиллиона миль автомагистралей и почти 100 тысяч мостов; среди сотни тысяч общественных зданий, возведённых агентством были театр « » в Чарльстоне и лодж « » на склоне вулкана Худ в Орегоне. Кроме того по всей стране было разбито около восьми тысяч парков .

Всего число занятых на общественных работах, организованных Управлением во второй половине 1930-х — начале 1940-х годов достигало в США 4-х млн человек. С учётом членов семей занятых на государственных работах, до 20 миллионов американцев улучшили свои условия жизни. Было построено более одного миллиона километров дорог и десятки тысяч мостов по всей стране. Почти в каждой общине в Соединенных Штатах появилась новая школа, мост или парк, созданные с помощью Управления. В рамках проекта были построены, в частности, загородная резиденция президента США Кэмп-Дэвид (1935—1938), мост Золотые Ворота в Сан-Франциско (1933—1937), Обсерватория Гриффита , Лос-Анджелес (1933—1935).

Критики обвиняли WPA в бездумном распылении государственных средств, используемых как скрытое пособие по безработице . Также упрекали инициаторов программы в стремлении поддержать местных боссов Демократической партии и армию лояльных к ним избирателей.

Однако, заявленная цель программы последовательно воплощалась: создавались новые рабочие места для огромного числа тех, кто пострадал от последствий Великой депрессии . Участвуя в общественно-полезной работе, обездоленные американцы могли сохранить свои трудовые навыки и обрести самоуважение. В свою очередь, экономика стимулировалась тем, что у новых работников росла покупательная способность .

См. также

Примечания

Комментарии
  1. Журнал « Life », начавший выходить в 1936 году и практически полностью посвящённый фотографическим репортажам, ознаменовал растущую популярность документальной фотографии .
Источники
  1. Библиотека Конгресса .
  2. Библиотека Конгресса , 2018.
  3. Абрамов, Анатолий Игнатьевич. / под ред. экон. наук доц. В. М. Крылова ; М-во высш. и сред. спец. образования РСФСР.. — Куйбышев: Куйбышевский план. ин-т., 1965. — С. 68. — 176 с.
  4. / А. А. Фурсенко, Н. Н. Болховитинов, Н. Н. Яковлев и др. — М. : Издательство Академии Наук СССР, 1960. — С. 156. — 734 с.
  5. По официальным данным, в 1933 году в США насчитывалось 14 млн безработных.
  6. , pp. 250—254.
  7. , pp. 98—99.
  8. , pp. 99—103.
  9. Шевляков, Михаил Васильевич. Великая депрессия. Закономерность катастрофы, 1929–1942 / Пернавский, Г.. — Москва: Пятый Рим, 2016. — С. 90, 88, 76. — 240 с. — ISBN 978-5-9907593-2-9 .
  10. Усанов, Павел Валерьевич. // Экономическая политика : журнал. — 2018. — Т. 13 , № 5 . — С. 176—199 . 10 ноября 2020 года.
  11. , p. 270.
  12. , pp. 251—255.
  13. , p. 128.
  14. , с. 266—270.
  15. , pp. 254—257.
  16. , с. 265—275.
  17. , p. 256.
  18. , pp. 177—178.
  19. (англ.) . Encyclopædia Britannica. Дата обращения: 25 февраля 2016. 25 февраля 2016 года.

Литература

Ссылки

  • . Historicus.ru. Дата обращения: 25 февраля 2016.
Источник —

Same as Управление промышленно-строительными работами общественного назначения