Ампа́йр
(
англ.
umpire
) — судья; игры регулярного чемпионата МЛБ обслуживаются четырьмя ампайрами, располагающимися позади дома и на каждой из баз. На матчах плей-офф задействуются дополнительные ампайры, которые находятся в левой и правой частях аутфилда. На каждом из матчей также работает судья, отвечающий за видеопросмотр спорных эпизодов.
А́ут
(
англ.
out
) — ситуация (или команда судьи), означающая, что игрок нападения в данном
выведен из игры.
Аутфи́лд
(
англ.
outfield
) — внешняя часть бейсбольной поля.
Аутфи́лдер
(
англ.
outfielder
) — игрок обороняющейся команды, занимающий позицию в аутфилде. На поле одновременно находятся три аутфилдера: правый, центральный и левый.
Б
Ба́за
(
англ.
base
) — одна из четырёх точек поля, которых последовательно должен коснуться бегущий (
), чтобы набрать очко. База, с которой игрок начинает бег, отбив мяч, и куда он должен вернуться, называется домом.
Бант
(
англ.
bunt
) — короткий удар, при котором
не замахивается по мячу, а просто подставляет под него биту.
Са́крифайс бант
или
жертвенный бант
(
англ.
sacrifice bunt
) — ситуация, когда мяч специально отбивается так, чтобы
смог продвинуться на следующую базу, в то время как
оказывается в
. Если «жертва» удалась, бэттеру не снижают рейтинг.
Бейс он болс
или
база за «болы»
(
англ.
Base on balls
) — перемещение бьющего на первую базу после получения четырёх болов.
Бейсбольный мяч
(
англ.
ball
) — мяч, используемый для игры в бейсбол. Состоит из пробковой или резиновой сердцевины, обшит кожей.
Бе́йсмен
(
англ.
baseman
) — игрок обороняющейся команды, располагающийся на одной из
. На поле одновременно находятся игроки первой, второй и третьей баз.
Бок
(
англ.
balk
) — неправильные действия
в отношении
, которые находятся на базах. Бок дает право перемещения на одну базу для всех раннеров.
Бол
(
англ.
ball
) — мяч, поданный
вне страйковой зоны, на который не отреагировал отбивающий. После каждой подачи судья объявляет количество болов и
. Если мяч после подачи ударился о землю и, отскочив, пролетел через страйк-зону, он считается болом. Если такой мяч касается бьющего, последний получает право переместиться на первую базу.
Бу́ллпен
(
англ.
bullpen
) — зона, где запасные
разминаются перед тем как вступить в игру. В зависимости от бейсбольной площадки может располагаться либо в специально огороженной прямоугольной площадке за забором игрового поля (отсюда и термин — «бычий загон»), либо за отсутствием таковой — в фол-зоне вдоль линий базы. Запасные питчеры обычно ждут в «буллпене», если им предстоит участвовать в игре, а не в
.Также термином «буллпен» в переносном смысле обозначают список запасных питчеров команды.
Быстрая подача
(
англ.
quick return
) — подача, выполненная питчером с явным намерением застать бьющего не готовым к отбиванию. Такая подача является нелегальной.
Бэ́ттер
,
бьющий
,
отбивающий
(
англ.
batter
) — игрок атакующей команды, противостоящий питчеру. Находится в «
» (с левой или с правой стороны — как ему удобнее) перед
. После совершения удара по мячу («
») он становится
.
Главная лига бейсбола
(MLB)
(
англ.
Major League Baseball
) — профессиональная спортивная
бейсбольная
организация в
Северной Америке
, являющаяся одной из четырёх профессиональных спортивных лиг в США и Канаде.
Гра́унд-аут
(
англ.
ground-out
) — один из вариантов
: ситуация, когда мяч отбивается в землю и бэттер выбывает в аут после того, как защитники доставляют мяч на первую базу до того, как он смог до неё добежать.
Грэнд Слэм
(
англ.
grand slam
) —
в ситуации, когда все базы заняты
, что позволяет команде набрать сразу четыре очка.
Д
Дабл
(
англ.
double
) — удар, в результате которого
переместился на вторую базу.
Гра́унд-рул дабл
(
англ.
ground rule double
) — удар, в результате которого мяч ударяется о землю и вылетает за пределы поля. Бэттер при этом автоматически перемещается на вторую базу, а все активные раннеры — на две базы вперёд.
Дабл-плей
(
англ.
double play
) — розыгрыш, в процессе которого игроки защиты выводят в аут двух игроков соперника. Например, в ситуации, когда игрок нападения находился на первой базе, бьющий отбил мяч так, что защита доставила мяч на вторую базу, а затем на первую, до того как бегущий и бьющий смогли их достичь.
Вынужденный двойной аут
(
force double play
) — игра, в которой оба аута происходят в результате вынужденной игры.
Обратный вынужденный двойной аут
(
англ.
reverse force double play
) — игра, в которой первый аут вынужденный, а второй производится осаливанием бегуна или базы.
Дага́ут
(
англ.
dugout
) — скамья, место для игроков, запасных игроков и других членов команды.
Дед бол
,
мёртвый мяч
(
англ.
dead ball
) — мяч, находящийся вне игры. Игра останавливается.
Долгосрочный релиф-питчер
— питчер, появляющийся на поле из-за ранней замены стартового питчера в период до 4 иннинга включительно.
З
Загон
— см.
И
И́ннинг
(
англ.
inning
) — период бейсбольного матча, во время которого команды по разу играют в защите и нападении. Как правило, матч состоит из 9 иннингов. Полный иннинг состоит из двух частей и состоит из шести аутов, по три для каждой команды:
верх
(
англ.
top half
) — одна команда играет в обороне, другая в нападении;
низ
(
англ.
bottom half
) — команды меняются местами: первая играет в нападении, а вторая в обороне.
Команда гостей в атаке во время верхней части иннинга, хозяева поля в атаке во время нижней части иннинга. Иногда нижнюю половину также называют домашней половиной (
англ.
home half
).
Промежуток между верхней и нижней частями иннинга называется
серединой иннинга
(
англ.
middle of the inning
).
Инсайд-парк хоум-ран
(
англ.
inside-the-park home run
) — см.
Инте́ншинал уок
(
англ.
intentional walk
) — преднамеренный
. Ситуация, когда питчер с открытой первой базой четырежды намеренно подаёт мяч далеко мимо
и пропускает
на базу. Приём используется против сильных отбивающих.
И́нфилд-фла́й
(
англ.
infield fly
) — мяч, отбитый высоко в воздух в пределах фэйр-территории и который может быть легко пойман любым игроком, находящимся в пределах инфилда. При этом бьющий выводится в аут вне зависимости от того, был ли пойман мяч. Правило введено для того, чтобы игроки обороны не смогли заработать двойной вынужденный аут, умышленно не поймав мяч с лета.
Инфилд-флай иф фэйр
(
англ.
infield fly if fair
) — команда судьи в ситуации инфилд-флай, в случае, если непонятно, упадет ли мяч на фэйр-территории или фол-территории. В этом случае инфилд-флай будет зафиксирован, если мяч упадет в пределах фэйр-территории.
Инфи́лдер
(
англ.
infielder
) — игрок обороняющейся команды, находящийся в поле рядом с квадратом. К инфилдерам относятся игроки первой, второй и третьей баз, и шортстоп.
К
Ка́ттер
(
англ.
cutter
) или
кат-фастбол
(
англ.
Cut fastball
) — медленная «режущая» подача, направленная по отличной от прямой траектории. Чаще всего вектор смещения идет в направлении перчатки питчера.
Кёрв
(
англ.
curve
) или
кёрвбол
(
англ.
curve ball
) — кручёная подача, похожая на слайдер, предназначенная «нырнуть» перед отбивающим. Ещё более медленная, но с сильным вращением.
Клина́п хи́ттер
(
англ.
cleanup hitter
) — четвёртый бэттер в списке бэттеров. Обычно он самый сильный и опытный. Наиболее вероятно, что он принесёт очко.
Кло́узер
(
англ.
closer
) — питчер, завершающий игру. Обычно появляется на поле в последнем иннинге с целью сохранить имеющееся преимущество.
Кража базы
(
англ.
stolen base
) — игровая ситуация, когда игрок, находящийся на базе, перебегает на следующую в момент подачи
, но до того, как бьющий успел осуществить удар.
Краткосрочный релиф-питчер
— питчер, выпускающийся на поле на небольшой срок.
Кручённая подача
(
англ.
breaking ball
) — подача, при которой мяч движется по кривой траектории, чем вводит в заблуждение отбивающего.
Кэтчер
(
англ.
catcher
) — игрок, находящийся за домом, принимающий мяч, поданный питчером.
Л
Ла́йнер
(
англ.
liner
,
line drive
,
frozen rope
) — отбитый мяч, летящий на небольшой высоте по практически прямой траектории.
Леворукий специалист
(
англ.
left-handed specialist
) — питчер-левша, выпускается с целью нейтрализовать леворукого
или усложнить задачу праворукому.
Н
Назначенный отбивающий
(
англ.
designated hitter
) — игрок, выходящий на биту вместо питчера.
На́клбол
(
англ.
knuckleball
) — подача питчера, при которой бросок осуществляется кончиками пальцев. Мяч летит почти без вращения и сваливается (меняет свою траекторию по вертикали) в последний момент.
Ноу-хи́ттер
(
англ.
no-hitter
), или
ноу-хит игра
(
англ.
no-hit game
), или
ноу-ноу
(
англ.
no-no
), — игра, в которой нападающая команда не смогла сделать ни одного
.
О
Оса́ливание
или
тег-а́ут
(
англ.
tag out
) или (
англ.
tag
) — база считается осаленной, если игрок, владеющий мячом, коснулся её какой-то частью тела. Игрок считается осаленным, если противник тронул его рукой с ловушкой и мячом или же свободной рукой. Если защитник успел осалить базу или игрока, а затем выронил мяч, осаливание засчитывается. Осаленный игрок нападения выбывает в аут. При осаливании базы тот игрок, который не успел добраться до неё раньше соперника, выбывает в аут.
Отбивающий
— см.
.
П
Пассд-бол
(
англ.
passed ball
) — мяч, пропущенный кетчером. Игровая ситуация, при которой игроки, находящиеся на базах, могут выполнить пробежку на следующую базу.
Пик-о́фф
(
англ.
pickoff
) — пас питчера инфилдеру, чтобы тот мог осалить раннера до того как он займёт базу.
Пи́тчер
(
англ.
pitcher
) — игрок защищающейся команды, подающий мяч.
Полная игра
(
англ.
complete game
, в
статистических данных
обозначается как
CG
) — термин, определяющий игру, в которой
отыграл всю игру, то есть, минимум 9 иннингов, без помощи
.
Поп-а́ут
(
англ.
pop-out
) — разновидность
, когда мяч отлетает высоко, но недалеко.
Присуждённая встреча
— встреча, законченная со счётом 9:0 по решению судьи в наказание команде, грубо нарушившей правила.
Р
Ран
(
англ.
run
) — очко, заработанное игроком нападения.
Ранда́ун
(
англ.
rundown
) или
загон
— действия команды в защите при попытке вывести в аут раннера, который находится между базами.
Ра́ннер
(
англ.
runner
) или
бегущий
— игрок команды нападения, отбивший мяч. Поскольку у него уже нет биты, он перестает называться
.
Ранс бэттед ин
(
англ.
runs batted in
, сокращенно —
RBI
) — количество очков, которые заработала команда после удара бэттера.
Са́крифайс флай
(
англ.
sacrifice fly
) — ситуация в которой при
мяч выбит достаточно далеко, и после ловли мяча полевым игроком, раннер может успеть забежать в дом, набрав очки.
Сейф
(
англ.
safe
) — игровая ситуация, возникающая, когда бегущий достиг базы (коснулся базы любой частью своего тела) раньше мяча и захватил её. Игрок нападения находится «в безопасности». Судья обозначает эту ситуацию разведёнными в стороны руками.
Сета́п
(
англ.
setup
) или
сетап мэн
(
англ.
setup man
) —
, обычно появляющийся на поле перед
.
Сет-позиция
(
англ.
set position
) — положение питчера перед броском.
Сингл
(
англ.
single
) — удар, в результате которого бэттер перемещается на первую базу.
Си́нкер
(
англ.
sinker
) или
синкинг фастбол
(
англ.
sinking fastball
) — подача, которая направлена по горизонтали вниз. Таким образом, создается большое количество вариантов, когда отбивающий, получив контакт с мячом, направит его в траву площадки.
Ско́рер
(
англ.
scorer
) — помощник судьи, ведущий запись статистических показателей во время матча.
Скуиз-плей
(
англ.
squeeze play
) — тактический прием, применяемый при ударе типа «бант», когда команда нападения «заводит» игрока в «дом» с третьей базы.
Су́исайд сквиз
(
англ.
suicide squeeze
) — опасная ситуация, когда раннер, находящийся на третьей базе, стартует при броске питчера. Если игрок, выполняющий бант, промахнётся по мячу, то раннера практически 100 % осалят по пути к дому.
Се́йфти сквиз
(
англ.
safety squeeze
) — ситуация, когда раннер, находящийся на третьей базе, стартует только тогда, когда бита вступит в контакт с мячом.
Сла́йдер
(
англ.
slider
) — подача на средней скорости, отклоняющаяся в сторону и вниз.
Совершенная игра
(
англ.
perfect game
) — игра, в которой
(или питчеры) одерживает победу, проведя на горке не менее девяти
и не пропустив на базу ни одного соперника.
Спли́ттер
(
англ.
splitter
) или
Сплит-фастбол
(
англ.
split-fastball
) — подача, замаскированная под
, резко ныряющая перед бэттером. Мяч летит по сложной траектории с медленной скоростью, по сравнению с классическими фастболами. Своё название получила от особенности хвата мяча — split — пальцы делят мяч пополам.
Бэттер попытался отбить брошенный питчером мяч, но не попал (считается, что бэттер попытался отбить мяч, если бита пересекла переднюю линию дома).
Бэттер не стал бить по мячу и мяч при этом попал в зону страйка (за исключением случая, когда мяч прошёл в зоне страйка после отскока от земли).
Бэттер ударил по мячу, но был зафиксирован фол (при условии, что на счету бэттера меньше двух страйков).
Бэттер пытался сделать бант, но мяч ушёл за линию
.
Кэтчер поймал
.
Страйк-а́ут
(
англ.
strike-out
) — ситуация, когда бьющий выбывает из игры получив три страйка.
Страйк-зона
(
англ.
strike zone
) — пространство, находящееся непосредственно над «домом». Сверху по высоте ограничено — воображаемой горизонтальной линией, проходящей под подмышками бэттера, а снизу — воображаемой горизонтальной линией, проходящей по нижнему краю колена бэттера. По ширине зона ограничена шириной пластины дома.
Т
Тайм
(
англ.
time
) — команда судьи, по которой игра немедленно останавливается и возобновляется только после команды «плей» (игра).
Тег-ап
(
англ.
tag up
) — повторное касание раннером базы после ловли флайбола (за исключением фол типа).
Уинд-ап позиция
(
англ.
wind-up position
) — позиция питчера при подаче.
Уок
(
англ.
walk
) — команда судьи, означающая ошибку питчера. В этом случае игроки нападения, находящиеся в данный момент на базах, получают право беспрепятственно передвинуться на следующую базу.
Ф
Фастбо́л
(
англ.
fastball
) — прямая подача, при которой упор делается на скорость полёта мяча, является наиболее распространённой подачей. Разновидности:
фор-сим
(
англ.
four-seam
),
ту-сим
(
англ.
two-seam
),
каттер
(
англ.
cutter
),
сплиттер
(
англ.
splitter
),
форкбол
(
англ.
forkball
).
Фол-территория
(
англ.
Foul territory
) — часть поля, с внешней стороны фол-линий.
Фла́йбол
(
англ.
fly ball
) — мяч, отбитый высоко над игровым полем.
Флайа́ут
(
англ.
fly out
) — флайбол, пойманный игроками защиты до того, как он коснется земли (за исключением фол типа). В этом случае отбивающий выбывает из игры, а атакующие обязаны вернуться на исходные базы (тег ап), после чего имеют право передвигаться по базам дальше.
Фол
или
фаул
(
англ.
foul
) — удар, после которого мяч непосредственно уходит за боковую линию или выкатывается за неё между домом и первой или третьей базой. Считается как страйк, если у питчера меньше 2-х страйков.
Фол тип
(
англ.
foul tip
) — мяч, попавший в ловушку кетчера напрямую после контакта с битой бэттера.
Форкбо́л
(
англ.
forkball
) или «вилка» — подача, разновидность фастбола, при которой мяч держат так, как будто он зажат между зубьями вилки, в момент выпуска мяча из руки ему можно придать дополнительное вращение.
Форс-а́ут
(
англ.
force out
) — игрок нападения (раннер) должен был бежать на базу, но игрок защиты встал на эту базу с мячом в руке прежде, чем тот успел это сделать.
Форс-плей
(
англ.
force play
) — вынужденная игра, когда игрок нападения обязан бежать на следующую базу.
Фэйр-территория
(
англ.
Fair territory
) — часть поля, с внутренней стороны фаул-линий, начиная от дома заканчивая ограждением игрового поля. Непосредственно фаул-линии включены в фэйр-территорию.
Х
Хит
(
англ.
hit
) — удар, при котором отбивающий достиг первой базы. Если этой удачной пробежке предшествовала ошибка игроков обороны (неточный бросок на базу, потеря мяча на приёме), то хит бьющему не засчитывается, а обороне записывается ошибка (error). Если отбивающий успешно достигает первой базы и продолжает бег, пытаясь сделать дабл или трипл, но не успевает и выводится в аут игроками обороны, ему всё равно засчитывается хит.
Хит бай питч
(
англ.
hit by pitch
) — ситуация, при которой бэттер занимает первую базу после попадания в него мячом питчера.
Хоум ра́н
(
англ.
home run
, сокр.
HR
) — удар, после которого бэттер пробегает через все базы и возвращается в дом. В современном бейсболе обычно достигается при ударе, когда мяч (флайбол) выбивается за пределы поля между штрафными мачтами (или касается одной из них). Такая ситуация называется «автоматический хоум-ран».
Инсайд-парк хоум-ран
(
англ.
inside-the-park home run
) — более редкая разновидность хоум-рана, когда мяч после отбития не вылетает за пределы поля, а остаётся в игре. Бэттер при этом успевает пробежать через все базы и вернуться в дом до того, как игроки защиты успевают вывести его в аут.
Ч
Чендж-а́п
(
англ.
changeup
) или
слоубол
— прямая подача с переменной скоростью. При том, что скорость руки остается как при фастболе, мяч летит медленнее на 13-20 км/час. Бэттер реагирует на скорость руки и пытаясь отбить фастбол, взмахивает битой раньше чем нужно.
Ш
Шата́ут
(
англ.
shutout
) — игра всухую,
без единого пропущенного
.
См. также
Шифт
(
англ.
shift
) — ситуация, когда все инфилдеры и/или аутфилдеры встают по или против часовой стрелки от их обычных позиций. Стратегия направлена против определённых бэттеров, которые обычно бьют в какую-то одну сторону.
Шорт-стоп
(
англ.
shortstop
) — игрок защиты, находящийся между 2-й и 3-й базой.
Э
Экстра-бейс хит
(
англ.
extra-base hit
) — хит, в результате которого бэттер сумел достичь как минимум второй базы. То есть сюда относятся даблы, триплы и хоум раны.