Васько, Геннадий Иванович
- 1 year ago
- 0
- 0
Мечеть ас-Салиха Талаи ( араб. مسجد الصالح طلائع ) — мечеть эпохи поздних Фатимидов , построенная визирем в 1160 году. Она расположена к югу от ворот , недалеко от южного входа в Старый город-крепость Каира .
Мечеть была построена по заказу фатимидского визиря в 1160 году. Он был одним из последних могущественных и успешных визирей, которые поддерживали стабильность в империи Фатимидов в последние десятилетия её существования. Поскольку халифат Фатимидов был упразднён в 1171 году, эта мечеть является одним из последних крупных памятников эпохи Фатимидов, который был построен и сохранился до нынешних времён.
Фатимиды исповедовали исмаилитский толк шиитского ислама и считали себя потомками Али ибн Абу Талиба и дочери пророка Мухаммеда Фатимы , и мечеть первоначально была построена, чтобы быть местом упокоения головы Хусейна , сына Али , который был убит в битве при Кербеле в 680 году и почитается шиитами как мученик . Первоначально считалось, что его голову похоронили в Аскалоне , но её перенесли в Каир в 1153 году, когда Аскалону угрожали крестоносцы . Однако вместо мечети ас-Салиха Талаи голова была помещена в святилище во дворце Фатимидов, а затем перенесена в мечеть аль-Хусейна , где эта святыня хранится и по сей день .
Мечеть была построена на приподнятой платформе, основание которой на уровне улицы имело встроенные углубления с трёх сторон (со всех, кроме стороны киблы ), предназначенные для размещения магазинов, которые вносили свой вклад в доход мечети . Таким образом, это была первая «висячая» мечеть в Каире, то есть мечеть, где молитвенное пространство приподнято над уровнем улицы. Вход в мечеть обрамлён портиком с пятью арками — особенность, которая была уникальной для Каира (по крайней мере, до гораздо более позднего османского периода ) и могла бы быть предназначена для некоторых церемониальных целей, если голова Хусейна была бы похоронена здесь, как изначально предполагалось . Первоначально минарет также возвышался над входом в мечеть; сохранившаяся лестница, которая ведёт на крышу, вероятно, указывает его прежнее местоположение.
Интерьер мечети включает внутренний двор, окружённый аркадой килевидных арок, с киблой в юго-восточной стороне, расширяющейся в глубину для формирования молитвенного зала с тремя рядами арок вместо одного. Фатимидское убранство мечети включает в себя килевидные арки на внешнем фасаде, а в интерьере — резные деревянные стяжные балки между колоннами, коранические надписи в куфическом стиле на контурах арок в молитвенном зале и стукковые оконные решётки (оригинальный образец которых сейчас хранится в ). Некоторые из этих декоративных элементов продолжали появляться в пост-фатимидской архитектуре Каира . Все капители колонн в молитвенном зале мечети были повторно использованы из доисламских зданий .
Мечеть была восстановлена в мамлюкскую эпоху после землетрясения 1303 года, разрушившего минарет, стоявший над парадным портиком мечети. В то же время к первоначальным главным дверям, вырезанным из дерева, были добавлены бронзовые облицовки в мамлюкском стиле. Ныне двери заменены копиями, а оригиналы, демонстрирующие как мамлюкские бронзовые фасады, так и фасады с резьбой по дереву фатимидов, выставлены в Музее исламского искусства в Каире . В результате мамлюкской реставрации также были добавлены деревянные решётки машрабия к портику перед мечетью . Минбар внутри мечети также датируется эпохой мамлюков (около 1300 годом) и был подарком мамлюкского эмира Бактимуром аль-Джугандаром . Он создан с высоким мастерством и является одним из старейших сохранившихся минбаров в Каире .
Ныне основание мечети (вместе с магазинами, которые когда-то выстроились вдоль её внешней стороны) находится почти на два метра ниже нынешнего уровня улицы, что иллюстрирует, насколько поднялся уровень улицы в городе с XII века .