Interested Article - Хедивская опера

Хеди́вская (королевская) опера ( араб. دار الأوبرا الخديوية ‎) — театр оперы и балета, существовавший в Каире в 1869 1877 годах и сгоревший в 1971 году. Один из первых публичных оперных театров не только в Египте , но и на африканском континенте вообще .

Строительство

Строительство театра, приуроченное к открытию Суэцкого канала (канал был официально открыт 17 ноября 1869 года , театр — 1-го), было инициировано хедивом Египта Исмаилом , получившим образование во Франции и мечтавшим сделать Египет «частью Европы» , цивилизованной страной, полностью независимой от Оттоманской империи .

Проект здания был выполнен итальянским архитектором Пьетро Авоскани , уже выполнившим к тому времени несколько заказов Исмаила: в 1861 году он работал над интерьерами дворца, где жил принц, затем — над дизайном его сада, в 1862 году он также по заказу греческой коммуны построил театр в Александрии . В качестве соавтора Авоскани обычно называется некий Росси, однако про этого архитектора ничего не известно.

Для постройки театра был выделен участок, на котором находился старый дворец, используемый в качестве склада или лавок для торговли [ уточнить ] . Строительство здания, выполненного преимущественно из дерева, началось в середине апреля 1869 года и велось 6 месяцев. Работы обошлись в 160 тысяч фунтов стерлингов . Зал, рассчитанный примерно на 800 зрителей, был богато украшен позолоченной резьбой, для хедива была предусмотрена королевская ложа, для его жён — специальные ложи, отгороженные ажурной решёткой. В 1873 году Авоскани было поручено расширить оперный зал, однако выделенные деньги были растрачены.

Руководителем нового театра стал киприот (Павлон Дранехт, Дранехт-бей), суперинтендант хедивских театров в 1867—1879 годах (кроме Оперы, среди них числились Придворный театр, и , открытый чуть ранее, в феврале того же 1869 года), до этого руководивший египетскими железными дорогами.

Хедивская опера и памятник Ибрагим-паше, справа виден отель «Россия»

Позднее перед театром был установлен отцу хедива, Ибрагим-паше .

Открытие

Специально для открытия театра композитору Джузеппе Верди был заказан спектакль, отражающий историю Древнего Египта . Однако заказ хедива не был выполнен вовремя — намеченная премьера оперы « Аида » состоялась лишь два года спустя, 24 декабря 1871 года; театр же был открыт постановкой другой, более ранней оперы Верди — « Риголетто » (1851).

Театр открылся 1 ноября 1869 года — эта дата стала традиционным днём начала сезона Хедивской оперы. В день открытия в зале присутствовали руководитель строительства Суэцкого канала Фердинанд де Лессепс с семьёй, глава государства хедив Исмаил и его гости — императрица Франции Евгения , император Австро-Венгрии Франц Иосиф с премьер-министром Транслейтании Дьюлой Андраши , наследный принц Голландии Виллем , кронпринц Пруссии Фридрих Вильгельм с супругой, принцессой Викторией , эмир Алжира Абд аль-Кадир — в целом хедив отдал предпочтение европейским правителям, а не мусульманским, которым он был вынужден принести свои извинения.

Программа была составлена Авоскани. Вечер открылся кантатой Юзефа Понятовского , исполненной в честь хедива: восемь певцов, стоящих на сцене вокруг бюста правителя, символизировали правосудие, милосердие, славу, мелодию, историю, сельское хозяйство, промышленность и торговлю, после чего раздалось всеобщее «ура». Затем было дано представление оперы « Риголетто » в исполнении итальянских артистов.

Труппа

В течение первого месяца со дня открытия театра артисты труппы выступали исключительно для нужд двора: среди выступлений были представление на королевской яхте « Ал-Махрусса » и церемония открытия Суэцкого канала. Такая практика функционирования труппы — и для публичного театра, и для придворных представлений — продолжалось и позднее.

В 1869 году ангажемент с театром подписала солистка парижской Оперы Зина Мерант (Ришар) , закончившая свою исполнительскую карьеру в 1871 году. Из балерин здесь также танцевала Антониетта Дель-Эра , в качестве балетмейстера работал Хосе Мендес .

Репертуар

Театральный сезон Хедивской оперы длился с 1 ноября по 30 марта. В первый сезон 1869/1870 годов было дано 66 представлений. Хотя ещё в 1870 году некоторыми высказывались надежды, что в театре будут даваться представления на арабском языке, первое время в театре ставились лишь оперы на итальянском. Либретто опер переводились на арабский язык и распространялись бесплатно (возможно, первоначально переводы предназначались для женщин из дворцового гарема , не знавших иностранных языков).

Хотя европейцы, побывавшие в Каире, утверждали, что египетская элита не интересуется театром, египетские обозреватели утверждали, что жители Каира осваивают новый вид времяпрепровождения. Для образованных египтян театр стал символом модернизации и культурного развития их страны.

Следующий сезон открылся оперой Гаэтано Доницетти « Фаворитка » в присутствии Исмаила и его старших сыновей, Тауфика и Хусейна. 4 ноября была дана опера Джоаккино Россини « Севильский цирюльник ». Всего в сезон 1870/1871 годов было дано 85 представлений.

Премьера «Аиды»

Кульминацией сезона 1871/1872 годов стала мировая премьера оперы Джузеппе Верди « Аида » под руководством дирижёра Джованни Боттезини , состоявшаяся 24 декабря 1871 года . Первоначально предполагалось, что новой оперой знаменитого композитора откроется сам театр, однако для выполнения столь ответственного заказа его исполнителям не хватило времени: осенью 1869 — весной 1870 годов Верди всё ещё обсуждал детали либретто — состоя в активной переписке с французским импресарио Камилем дю Локлем , композитор отвергал все предлагаемые ему варианты.

Первоначальный замысел оперы принадлежал французскому египтологу Огюсту Мариету , состоявшему на службе у хедива. Дю Локль, будучи другом Мариета, работал над французским вариантом либретто. Подготовку окончательного варианта на итальянском языке после подписания контракта Верди поручил своему либреттисту Антонио Гисланцони .

Контракт с Верди от имени хедива был заключён лишь в июне 1870 года. Согласно договору, за написание оперы он получал гонорар в 150 тысяч франков, надзор за постановкой и все права на исполнение оперы за пределами Египта. В июле, сразу же после подписания контракта, Мариет, возможно, бывший также с Дранехт-беем у композитора в Италии, отправился в Париж для заказа костюмов и декораций по своим эскизам и надзора за их выполнением.

Премьера была назначена на январь 1871 года. Однако некоторая задержка случилась и тут: 19 июля разгорелась Франко-прусская война , император Наполеон III был взят в плен и затем потерял свою корону, во Франции установилась республика : из-за всего этого Мариет застрял в Париже, его заказ также не мог быть выполнен и доставлен вовремя.

Верди закончил оперу в ноябре 1870 года, Мариет, не отвечавший на его письма, направляемые в Каир, смог вернуться в Египет лишь в январе 1871-го. Всё это время Дранехт, ссылаясь на форс-мажор , умолял композитора отложить европейскую премьеру, чтобы не отнимать пальму первенства у Каира — ведь Исмаил заказал не просто произведение, а первую национальную оперу, рассчитывая, что благодаря этому память о нём останется в веках. В результате композитор уступил: премьера в миланском театре Ла Скала состоялась полтора месяца спустя каирской, 8 февраля 1872 года.

Весну и лето 1871 года Дранехт-бей провёл в Италии, отбирая вместе с Верди певцов и оркестрантов для премьеры: для Каира и Милана были подобраны два разных состава исполнителей. Дранехт хотел, чтобы дирижёром был Анжело Мариани , однако то ли Верди, будучи с ним в ссоре, отверг его кандидатуру, то ли он сам отказался из-за своего плохого самочувствия, но дирижировать в Каир поехал Джованни Боттезини , оставшийся работать в Хедивской опере вплоть до её закрытия в 1877 году.

На премьеру собрался весь высший свет Каира, включая европейцев и представителей как египетской, так и турецкой элиты . В театре присутствовали Исмаил с сыновьями, министры его двора, иностранные консулы с супругами. Ложи заполняли дамы, одетые по европейской моде. Ложа королевского гарема также была полна — из-за решётки оттуда мелькал блеск драгоценностей. Из Европы прибыли специально приглашённые музыкальные критики Эрнест Рейер и Филиппо Филиппи . Последний отметил, что Египет аплодировал не столько Верди, сколько своему правителю. Одновременно и композитор считал премьерой не исполнение в Каире, а последовавшую затем премьеру в Ла Скала .

В сезоне 1871/1872 годов опера была дана 16 раз, она не сходила со сцены до самого последнего сезона. «Аида» стала триумфом для композитора и высшей точкой расцвета Хедивской оперы.

В сезон 1876/1877 годов было дано 80 представлений, после чего театр закрылся из-за невозможности субсидирования — цены на хлопок резко упали и Египет оказался на грани банкротства, в 1879 году хедив отрёкся от престола. Вплоть до конца XIX века здание использовалось лишь изредка как место для проведения балов, праздников и других разовых мероприятий. Существуют свидетельства, что в начале XX века театр вновь функционировал, и в нём шли итальянские и французские оперы.

Руководство

  • 1869—1876(?) — Дранехт-бей (Павлос Павлидис, Draneht Bey )
  • 1876—1877(?) — Леопольд Ларус ( Leopold Larouse )
  • 1886—1910 — Паскуале Клементе ( Pasquale Clemente )
  • 1911—1931 — Дженнаро Форниаро ( Gennaro Forniaro )
  • 1932—1937 — Фортунато Кантони ( Fortunato Cantoni )
  • 1937—1938 — Мансур Ханим ( Mansur Ghanim ), первый директор-египтянин

Пожар

Примерно с середины 1960-х годов в Каире ходили слухи о сносе старомодного здания. Ранним утром 28 октября 1971 года театр охватил пожар и деревянное здание сгорело дотла. Сохранились лишь две поздние бронзовые статуи, выполненные в 1950 году скульптором — они были демонтированы со стены старого театра и позднее перенесены в сад новой Каирской оперы .

В течение 17 лет после пожара Каир оставался без театрального зала. В 1985 году в качестве дара Японии Египту началось строительство Национального культурного центра, включающего в себя здание нового оперного театра. Его открытие состоялось 10 октября 1988 года : в присутствии президента Египта Хосни Мубарака и младшего брата императора Японии, было дано первое в Африке представление кабуки .

В настоящее время на месте, где стояла Хедивская опера, находится многоуровневая бетонная стоянка для автомобилей. Площадь, расположенная перед этим участком, до сих пор называется Оперной ( Meidan El Opera ).

Примечания

Источники
  1. К. В. Рыжов. Все монархи мира. Мусульманский восток XV—XX вв.. — М. : Вече, 2004. — ISBN 5-9533-0384-X . :218
  2. . Дата обращения: 20 января 2015. 20 января 2015 года.
Комментарии
  1. Не считая театра в Александрии, построенного тем же архитектором по заказу греческой общины в 1862 году, и небольших площадок, где начиная с 1850-х годов гастролировали европейские артисты. Также хедив Исмаил в 1868 году приказал построить (Театр комедии), который открылся 4 января 1869 года его любимым произведением — опереттой Жака Оффенбаха « * ».
  2. Вероятно, изначально была надежда, что композитор сам будет участвовать в постановке и лично дирижировать премьерой, однако Верди оставил за собой лишь право выбора того, кто поедет в Египет воплощать в жизнь его замысел.
  3. С перевода либретто на арабский язык был выполнен перевод на турецкий.

Литература

  • (англ.)
Источник —

Same as Хедивская опера