Interested Article - Луксорский храм

Луксорский храм ( егип. Jpt-rst «Святилище Амона ») — развалины центрального храма древнеегипетского солнечного бога Амона-Ра , на правом берегу Нила , в южной части Фив , в пределах современного города Луксор .

Храм с 1979 года входит (в группе с Карнакским храмом и фиванским некрополем поблизости) в список Всемирного наследия ЮНЕСКО .

Название

Неверная интерпретация названия храма с егип. Jpt-rst привела к распространению перевода «южный гарем». Такое понимание продиктовано рельефами божественного рождения в зале XIII, отчего некоторые исследователи называли храм «гаремом Амона» . Слово jpt не имеет отношение к понятию « гарем » и может переводится как « святилище » , что стоит ближе к теологии храма .

Архитектура

Первые сооружения Среднего и Нового царства

Луксорский храм был построен из песчаника из района Гебель-эль-Силсила , который расположен в юго-западном Египте . Песчаник из этого региона называют нубийским песчаником . Он использовался для строительства памятников в Верхнем Египте , а также в ходе прошлых и текущих реставрационных работ .

Храмовое строительство на этой территории, посвящённой богу Амону, велось ещё с XII династии Среднего царства . Реставрационные и строительные работы в Луксоре с новой силой возобновились при XVIII династии Нового царства , включая энергичную деятельность в XV веке до н. э. при женщине-фараоне Хатшепсут и знаменитом завоевателе Тутмосе III , однако большая часть их сооружений на месте нынешнего храма не сохранилась, а каменные блоки были использованы для позднейших построек. Эти здания во время фестиваля Опет служили конечной точкой церемониального путешествия солнечной барки Амона-Ра из Карнака в Луксор.

Пик строительной активности в Луксоре пришёлся на правление фараона Аменхотепа III (1388—1351 до н. э.). При нём под руководством «начальника всех работ царя» (верховного архитектора) Аменхотепа, сына Хапу , и братьев-зодчих Сути и Хори и был возведён дошедший до нас Луксорский храм.

Классический храм от Аменхотепа III до Рамсеса II

План Луксорского храма

Храм богов Амона, Мут и Хонсу представляет собой наиболее полное воплощение архитектурных особенностей Нового царства (XVI—XI века до н. э.). Его отличают грандиозность замысла, монументальность и торжественность деталей, большое количество колонн.

Храм ориентирован с северо-запада на юго-восток. Для соответствия с пилонами стоявшего в получасовом расстоянии к северу Карнака , с которым он начиная с правления Рамсеса II был соединён мощёной аллеей сфинксов , северный пилон его уклонен несколько к востоку от общей оси.

Древнейшая часть с примыкающими залами, украшенными монументальными рельефами и надписями — основана при Аменхотепе III ; последние фараоны XVIII и первые XIX династии прибавили к югу двор с 74 папирусовидными колоннами, перемежающимися статуями фараонов. 100-метровая колоннада на 14 из них двумя продольными рядами была пристроена ещё при Тутанхамоне и его преемниках после Амарнского периода , когда Эхнатон попытался вытеснить традиционные культы божеств (в первую очередь верховного фиванского Амона-Ра) и возвёл близ Луксорского храма святилище нового единого бога Атона , разрушенное при Хоремхебе .

Рамсес II пристроил северный перистиль и пилон высотой 24 метра, а также изобразил на внешней стороне последнего cвои подвиги в войне с хеттами . Здесь, на северном пилоне, в честь Битвы при Кадеше в начале XIII века до н. э. была начертана « Поэма Пентаура » , восхваляющая фараона Рамсеса II с целью пропагандистского воздействия на широкие массы людей .

У северного входа Луксорского храма — четыре колосса -монолита и два обелиска того же Рамсеса II, из которых один перевезён в 1830-е годы в Париж , на площадь Согласия . Длина сооружения от входа до самой северной стены — 260 метров.

Прибавления Позднего и эллинистического периодов

В позднюю эпоху древнеегипетской истории кушитский фараон XXV династии Шабака отреставрировал главные врата Луксорского храма и оставил здесь свои колонны и рельефные изображения, а его преемник Шабатака , также как до него Рамсес III и один из верховных жрецов XXI династии , внёс незначительные изменения в само святилище храма. Ещё один нубийский фараон Тахарка закончил возведение колоннады перед II пилоном. Основатель XXX династии Нектанеб I восстановил аллею сфинксов с головами человека, ведущую к Луксорскому храму, и придал ей конечный вид.

В начале эллинистической эпохи в глубине храма перед главным святилищем было сооружено святилище Александра Македонского , зал для ладьи Амона; работы велись и при его номинальном преемнике Филиппе Арридее .

Судьба храмового комплекса и археологические находки

В римскую эпоху храм и его окрестности были крепостью легионеров и резиденцией римского наместника в этом районе. Для сооружения римского военного лагеря ( каструма ) при императоре Диоклетиане в 290-е годы использовались блоки стен храма XVIII династии с географическими текстами. Во время римского периода часовня внутри Луксорского храма, первоначально посвященная богине Мут, была преобразована в культовую часовню Тетрархии, а затем в церковь . В итоге на территории Луксора существовали две меньшие коптские церквушки и еще одна, большая по размерам.

После арабского завоевания в 640 году часть Луксорского храма была переоборудована в доныне функционирующую мечеть .

Мечеть Абу Хаггаг.

Со времен средневековья мусульманское население Луксора обосновалось в храме и вокруг него, на южном склоне горы. Жители Луксора, расположенного на вершине и вокруг Луксорского храма, столетиями накапливали щебень, образовав искусственный холм высотой около 14,5-15 метров. После 1884 года профессор Гастон Масперо начал раскопки Луксорского храма .

6 августа 2018 года в Луксоре на аллее сфинксов обнаружена новая статуя в виде льва с головой человека. Находка по виду похожа на большого сфинкса в Каире у Великих пирамид .

В 2013 году вспыхнул скандал вокруг 14-летнего китайского туриста, оставившего на рельефной скульптуре в Луксорском храме надпись китайскими иероглифами «Здесь был Дин Цзиньхао». Родители подростка принесли извинение за акт вандализма, а пресс-секретарь МИД КНР призвал граждан страны соблюдать законы государств пребывания .

Обрядовость

C периода Нового царства ежегодно отмечался Праздник Опет — символическое бракосочетания Амона и Мут . Барки с изображениями этих богов и их ребёнка Хонсу ( фиванская триада ) перевозились из Карнакского храма (Ипет-сут ) в Луксорский , расстояние между которыми около 2 км.

Галерея

Примечания

  1. Rachel Mairs, Alice Stevenson. . — Oxbow Books, 2007. — 326 с. — ISBN 9781782974482 . 2 марта 2019 года.
  2. UNESCO World Heritage Centre. (англ.) . UNESCO World Heritage Centre. Дата обращения: 1 марта 2019. 14 мая 2011 года.
  3. Peter Pamminger. Amun und Luxor — Der Widder und das Kultbild. — 1992. — С. 93—140.
  4. Georges Émile Jules Daressy. . — Le Caire, 1893.
  5. Bernd Fitzner, Kurt Heinrichs, and Dennis La Bouchardiere, "Weathering damage on Pharaonic sandstone monuments in Luxor-Egypt, " Building and Environment, 38 (2003): 1089.
  6. James Henry Breasted . . — Chicago : The University of Chicago press, 1903. — 80 с.
  7. Синило Галина. История мировой литературы. Древний Ближний Восток. — Минск: Вышэйшая школа, 2017. — 680 с. — ISBN 5040110650 .
  8. . Madain Project . Дата обращения: 10 апреля 2019. 10 апреля 2019 года.
  9. Fletcher, Joann . . — Hachette , 2013. — С. 27. — ISBN 9781444780543 .
  10. Science, "Excavation of the Temple of Luxor, " Science, 6, no. 6 (1885): 370.
  11. . ТАСС . из оригинала 7 августа 2018 . Дата обращения: 7 августа 2018 .
  12. . Дата обращения: 15 июня 2020. 26 февраля 2022 года.
  13. Павлова О. И. Амон Фиванский: ранняя история культа, В-XVII династии. — М. : Наука, 1984. — С. 73.
  14. Мероэ: История, история культуры, язык древнего Судана. — Наука, 1977. — С. 137.
Источник —

Same as Луксорский храм