Interested Article - Баланчин, Джордж

Джордж Баланчи́н ( англ. George Balanchine ; при рождении Гео́ргий Мелито́нович Баланчива́дзе , груз. გიორგი მელიტონის ძე ბალანჩივაძე ; 09 [22] января 1904 , Санкт-Петербург 30 апреля 1983 года , Нью-Йорк ) — американский хореограф грузинского происхождения, положивший начало американскому балету и современному неоклассическому балетному искусству в целом .

Автор около 300 балетов и нескольких бродвейских мюзиклов. Основатель (совместно с и ) и труппы Нью-Йорк Сити балет .

Биография

Родился в семье грузинского композитора Мелитона Баланчивадзе (1862—1937), одного из основоположников современной грузинской музыкальной культуры. Мать Георгия Баланчивадзе, Мария Николаевна Васильева — русская , с немецкими корнями. Младший брат Георгия, Андрей , также стал впоследствии известным композитором. Мать Георгия привила ему любовь к искусству и, в частности, к балету.

В 1913 году Баланчивадзе был зачислен в Императорское театральное училище по балетному разряду (ныне - АРБ имени Вагановой ), где учился у Павла Гердта и . После Октябрьской революции временно школа была распущена, и ему некоторое время пришлось зарабатывать на жизнь тапёрством . Вскоре школу вновь открыли (её финансирование, тем не менее, было значительно урезано), и Баланчивадзе вернулся к занятиям балетом. Выпустившись в 1921 году в числе восьми юношей и четырёх девушек (среди которых была вскоре погибшая ), был принят в кордебалет Государственного театра оперы и балета . Одновременно поступил в Петроградскую консерваторию , где изучал игру на фортепиано, теорию музыки , контрапункт , гармонию и композицию (окончил обучение в 1923 году).

В начале 1920-х стал одним из организаторов экспериментальной группы « », где начал пробовать свои силы как хореограф.

Во время поездки на гастроли в Германию в 1924 году Баланчивадзе вместе с несколькими другими советскими танцовщиками решил остаться в Европе и вскоре оказался в Париже , где получил приглашение от Сергея Дягилева на место хореографа в Русском балете . По совету Дягилева танцовщик адаптировал своё имя на западный манер — Джордж Баланчин.

Вскоре Баланчин стал балетмейстером Русского балета и в течение 1924—1929 годов (до кончины Дягилева) поставил девять крупных балетов и ряд небольших отдельных номеров. Серьёзная травма колена не позволила ему продолжать карьеру танцовщика, и он полностью переключился на хореографию. Среди постановок этого периода — опера-балет М. Равеля « Дитя и волшебство » (Монте-Карло, 1925).

После смерти Дягилева Русский балет начал распадаться, и Баланчин покинул его. Он работал сначала в Лондоне, затем в Копенгагене, где был приглашённым балетмейстером. В 1932 году был главным балетмейстером антрепризы полковника В. де Базиля и Рене Блюма Русский балет Монте-Карло , для которой поставил балеты «Конкуренция» на музыку Орика , «Котильон» на музыку Шабрие и Риети , «Мещанин во дворянстве» на сюиту Рихарда Штрауса . Главные партии этих балетов были созданы для Тамары Тумановой . Вскоре Баланчин ушёл из Русского балета Монте-Карло, решив организовать собственную труппу — «Балет-1933» ( Les Ballets 1933 ) . Труппа просуществовала лишь шесть месяцев, но за это время провела в Париже фестиваль с тем же названием и осуществила несколько успешных постановок на музыку Дариюса Мийо , Курта Вайля («Семь смертных грехов мещанина» на либретто Б. Брехта ), Анри Соге . После одного из этих представлений известный американский меценат предложил Баланчину перебраться в США и там основать балетную труппу. Хореограф согласился и в октябре 1933 года переехал в США (получил американское гражданство в 1939 году). Приехав в Америку, Баланчин совершенно не знал английского. Впоследствии он говорил с сильным акцентом, однако пел без него, утверждая, что это «английский Гарри Харта ».

Первым проектом Баланчина на новом месте было открытие балетной школы. При финансовой поддержке Кирстайна и 2 января 1934 года Школа Американского балета приняла первых учеников. Через год Баланчин основал профессиональную труппу — «Американский балет», который выступал сначала в Метрополитен-опера , затем гастролировал как самостоятельный коллектив, а в середине 1940-х распался.

В 1936 году Баланчин дебютировал на Бродвее , в « Безумствах Зигфелда »: в качестве хореографа он участвовал в постановке мюзикла Лоренца Харта и Ричарда Роджерса « » (танцевальная сюита из этого мюзикла, « » затем вошла в репертуар « Нью-Йорк Сити Балле »).

Новая труппа Баланчина — «Балетное общество» — была создана вновь при щедрой поддержке Кирстайна. В 1948 году Баланчину поступает приглашение руководить этой труппой в составе Нью-Йоркского центра музыки и драмы. «Балетное общество» становится Нью-Йоркским городским балетом .

В 1950-е — 1960-е годы Баланчин осуществил ряд успешных постановок, в числе которых — « Щелкунчик » Чайковского , исполнение которого стало рождественской традицией в США.

С конца 1970-х у хореографа начали проявляться признаки болезни Крейтцфельдта — Якоба . Он умер в 1983 году, похоронен на кладбище Окленд в Нью-Йорке .

Семья

В 1924 году женился на семнадцатилетней танцовщице Тамаре Жевержеевой (Жева), дочери известного театрального деятеля Левкия Жевержеева .

После развода с Тамарой был женат еще 4 раза: Александра Данилова (1926—1933, брак не регистрировали), Вера Зорина (1938–1946), Мария Толчиф (1946–1952), Танакиль Леклер (1952–1969).

Детей не было.

Особенности стиля

До 1934 года Баланчин ставил фарсовые, комедийные и драматические балеты с простым сюжетом, в которых замысел во многом определялся декоративным оформлением. В дальнейшем он использовал обновлённый и обогащённый классический танец, рождённый музыкальным образом. Большинство его балетов одноактные и бессюжетные, как правило, на симфоническую музыку, не предназначенную для танца. Танец в балетах Баланчина не только раскрывает музыку и не просто передает заключённые в ней эмоции, а взаимодействует с музыкой. .

Сам балетмейстер считал, что сюжет в балете совершенно не важен, главное лишь музыка и само движение: «Нужно отбросить сюжет, обойтись без декораций и пышных костюмов. Тело танцовщика — его главный инструмент, его должно быть видно. Вместо декораций — смена света… То есть танец выражает всё с помощью только лишь музыки» .

«Содержание созданного Баланчиным нового типа балета составляет не изложение событий, не переживания героев и не сценическое зрелище (декорации и костюмы играют подчиненную хореографии роль), а танцевальный образ, стилистически соответствующий музыке, вырастающий из музыкального образа и взаимодействующий с ним. Неизменно опираясь на классическую школу, Баланчин обнаружил новые возможности, заключённые в этой системе, развил и обогатил её» .

Баланчину были нужны предельно музыкальные, остро чувствующие ритм и высокотехничные танцовщики. «Техника и искусство — одно и то же. Техника — это умение, и только тогда вы можете выразить и вашу индивидуальность, и красоту, и форму» — говорил он.

Избранные постановки

Год Премьера Название балета Композитор Декорации и костюмы Первые исполнители Дирижёр Труппа Илл.
1925 17 июня, Париж,
Песнь соловья
( фр. Le Chant du rossignol )
Игорь Стравинский Анри Матисс Русский балет Дягилева
11 декабря, Лондон,

( фр. Barabau )
Витторио Риети Морис Утрилло
(д. вып. князем Шервашидзе)
Леон Войциковский , Серж Лифарь , , Александра Данилова , Тамара Жева Русский балет Дягилева
1926 19 мая, Париж,
Театр Сары Бернар

( фр. Pastorale )
Жорж Орик
(д. вып. князем Шервашидзе)
Фелия Дубровская , Тамара Жева , Серж Лифарь , Русский балет Дягилева
3 июня, Париж,
Театр Сары Бернар

( англ. Jack in the Box )
Эрик Сати Андре Дерен
(д. вып. князем Шервашидзе)
, Александра Данилова , Любовь Чернышёва (?) Русский балет Дягилева
3 декабря, Лондон,
Театр Лицеум

( фр. Le Triomphe de Neptune )
Лорд Бернерс князь Шервашидзе (д.)
(к.)
Александра Данилова , Серж Лифарь , Лидия Соколова , Михаил Фёдоров, Любовь Чернышёва , Вера Петрова, Татьяна Шамье, Джордж Баланчин, Русский балет Дягилева
1927 30 апреля,
Опера Монте-Карло
Кошка
( фр. La chatte )
Анри Соге Наум Габо
Антуан Певзнер (сценография и скульптуры)
, Серж Лифарь Русский балет Дягилева
1928 12 июня, Париж,
Театр Сары Бернар

( фр. Apollon musagète )
Игорь Стравинский
(д. вып. князем Шервашидзе)
Шанель (к., 1929)
Серж Лифарь , , Любовь Чернышёва , Фелия Дубровская Русский балет Дягилева
16 июля, Лондон,
Театр Его Величества

(фр. Les Dieux mendiants;

англ. The Gods Go A-Begging )

Г.-Ф. Гендель Лев Бакст (д. из «Дафниса и Хлои»)
Хуан Грис (к. из «Искушения пастушки»)
Александра Данилова , Леон Войциковский , Любовь Чернышёва , Фелия Дубровская , Русский балет Дягилева
1929 7 мая,
Опера Монте-Карло

( фр. Le Bal )
Витторио Риети Джорджо де Кирико Александра Данилова , Антон Долин , Андрей Бобров, Фелия Дубровская , Леон Войциковский , Джордж Баланчин, Евгения Липковская, Серж Лифарь Русский балет Дягилева
21 мая, Париж,
Театр Сары Бернар
Блудный сын
( фр. Le fils prodigue )
С. С. Прокофьев Жорж Руо
(д. вып. князем Шервашидзе, к. — Верой Судейкиной )
Серж Лифарь , Михаил Фёдоров, Фелия Дубровская , Элеанора Марра, Наталия Браницкая, Леон Войциковский , Антон Долин Русский балет Дягилева
1933 7 июня, Париж,
Театр Елисейских Полей
П. И. Чайковский (сюита для оркестра № 4 «Моцартиана», 1887) Кристиан Берар (д., к. и занавес) Людовик Матлинский и Люсьен Кульберг, Тамара Туманова и «Балет—1933»
1935 1 марта, Нью-Йорк,
театр Адельфи
Серенада П. И. Чайковский ( Серенада для струнного оркестра ) Гастон Лоншан (д.), Жан Люрса (к.) Шандор Хармати «Американский балет»
1941 Нью-Йорк Игорь Стравинский (Концерт для скрипки с оркестром) Павел Челищев
1946 20 ноября, Нью-Йорк Пауль Хиндемит Курт Селигман , Джорджия Хайден, Танакиль Леклерк и другие Леон Барзен , пианист — Николаc Копейкин «Балетное общество»
1947 28 июля, Париж,
Гранд-опера
Хрустальный дворец Жорж Бизе
( , 1855)
Леонор Фини и , Тамара Туманова и , и , и Роже Дезормьер Балет Парижской оперы
26 ноября, Нью-Йорк,
Тема с вариациями П. И. Чайковский
(финал сюиты № 3, 1884)
Вудман Томпсон (к. изготовлены Каринской ) Алисия Алонсо , Игорь Юшкевич Театр балета
1949 27 ноября, Нью-Йорк,
Жар-птица Игорь Стравинский Марк Шагал (1945, для Мясина) Мария Толчиф , Франсиско Монсьон, , Эдвард Бигелоу Леон Барзен Нью-Йорк Сити балет
1958 17 января, Нью-Йорк,
Звёзды и полосы марши Джона Филиппа Соуза в оркестровке Дэвид Хейс (д.), Варвара Каринская (к.) , , Мелисса Хейден , ,

Нью-Йорк Сити балет
1970 5 февраля, Нью-Йорк,
Кого это волнует? музыка Джорджа Гершвина в оркестровке (д.), Варвара Каринская (к.) , , , Нью-Йорк Сити балет

На Бродвее

Интересные факты

  • Баланчин старался не пропускать выборы — он ценил возможность высказать своё мнение. Он любил обсуждать политические вопросы и жалел, что этикет не позволяет говорить о политике во время ужинов.
  • Баланчин был членом Суда присяжных , к чему относился с большой ответственностью. Его первым заседанием было дело против универмага Bloomingdale’s .
  • Баланчин нередко использовал слоганы из телевизионной рекламы в уроках и репетициях.
  • Он любил сам стирать (в квартире была установлена небольшая стиральная машинка) и гладить свои рубашки. По собственному признанию хореографа, большую часть работы он делал именно в то время, когда гладил .

Память

Награды

Библиография

  • Баланчин Джорж, Мэйсон Френсис. Сто один рассказ о большом балете / Пер.с англ. — М. : КРОН-ПРЕСС, 2000. — 494 с. — 6000 экз. ISBN 5-23201119-7 .

Комментарии

  1. 1950 — редакция для Нью-Йорк Сити Балет
  2. Другие редакции: 1935 — «Американский балет», 1945 — «Русский балет Монте-Карло», 1956 — гастрольная труппа А. Даниловой, 1981 — Нью-Йорк Сити Балет
  3. Другие редакции, под названием «Симфония до мажор»: 1948 — «Балетное общество», 1950 — Нью-Йорк Сити Балет
  4. Другие редакции: 1970, 1980.

Примечания

  1. Баланчин Джордж // Большая советская энциклопедия : [в 30 т.] / под ред. А. М. Прохоров — 3-е изд. — М. : Советская энциклопедия , 1969.
  2. — 1808.
  3. от 3 декабря 2013 на Wayback Machine — 5 апреля 2009
  4. .
  5. Шумахер Э. Жизнь Брехта. — М. : Радуга, 1988. — С. 90.
  6. Шумахер Э. Жизнь Брехта. — М. : Радуга, 1988. — С. 75.
  7. . Дата обращения: 6 июля 2008. 24 июля 2012 года.
  8. .
  9. С.Волков . Страсти по Чайковскому. Разговоры с Джорджем Баланчиным. М.: Эксмо, 2002. С. 162
  10. В. М. Гаевский . Дивертисмент. — 1981. — С. 292-314.
  11. Мейсон Карри. Режим гения. Распорядок дня великих людей = Daily Rituals How Artists Work. — М. : Альпина Паблишер , 2013. — 302 с. — ISBN 978-5-9614-4415-5 .
  12. Дата обращения: 24 декабря 2018. 25 декабря 2018 года.
  13. . Дата обращения: 13 февраля 2019. 14 февраля 2019 года.
  14. . The New York Times . 1988-11-22. из оригинала 31 августа 2020 . Дата обращения: 10 июля 2020 .
  15. . www.theaterhalloffame.org . Дата обращения: 10 июля 2020. 24 августа 2019 года.
  16. Kisselgoff, Anna (2003-06-30). . The New York Times . из оригинала 11 июля 2020 . Дата обращения: 10 июля 2020 .
  17. . Sputnik Грузия . Дата обращения: 10 июля 2020. 11 июля 2020 года.

Литература

  • Суриц Е. Я. // Балет : энциклопедия / Гл. ред. Ю. Н. Григорович . — М. : Советская энциклопедия, 1981. — 623 с.
  • Колл. авт. Баланчин // Русский балет: Энциклопедия / Гл. ред. А. П. Горкин . — М. : Большая Российская энциклопедия; Согласие, 1997. — С. 34, 35. — 632 с. — 10 000 экз. ISBN 5-85270-099-1 .
  • Баланчин, Джордж // Иванян Э. А. Энциклопедия российско-американских отношений. XVIII-XX века. — Москва: Международные отношения, 2001. — 696 с. — ISBN 5-7133-1045-0 .
  • Goldner N. Balanchine Variations : [ англ. ] . — University Press of Florida, 2008. — 160 p. — ISBN 978-0-8130-3226-9 .
  • Goldner N. More Balanchine Variations : [ англ. ] . — University Press of Florida, 2011. — 160 p. — ISBN 978-0-8130-3753-0 .
  • Gottlieb R. George Balanchine: The Ballet Maker : [ англ. ] . — Harper Collins, 2004. — 224 p. — ISBN 978-0-06-075070-1 .
  • Kendall E. Balanchine and the Lost Muse: Revolution and the Making of a Choreographer : [ англ. ] . — Oxford University Press, 2013. — 304 p. — ISBN 978-0-19-995934-1 .
  • Schorer S. On Balanchine Technique : [ англ. ] . — Knopf, 1999. — 448 p. — ISBN 978-0-679-45060-3 .
  • Taper B. George Balanchine: A Biography : [ англ. ] . — University of California Press, 1996. — 458 p. — ISBN 978-0-520-20639-7 .
  • Эрнст Нехамкин Русские американцы «МИКЕЛАНДЖЕЛО БАЛЕТА»

Ссылки

Источник —

Same as Баланчин, Джордж