Interested Article - Та-моко

Фотография маори второй половины XIX века
Женщина с моко на подбородке

Та-моко ( маори Tā moko , чаще моко ) татуировка тела и лица, традиционная для народа маори . Основное отличие от обычной татуировки заключается в том, что моко наносится на кожу с помощью специального зубила «ухи» ( маори uhi ) , а не посредством игл. В результате кожа теряет свою гладкость, и на ней появляются шрамы . Моко считались « тапу », то есть, священными .

За свою многовековую историю татуировка прошла несколько исторических этапов, от элемента племенной идентификации до символа национального возрождения. Из-за моко в Новой Зеландии началась охота за головами , и к концу XIX века данное искусство почти исчезло, но позже возродилось.

Узоры моко и их расположение несут смысловую нагрузку, они помещают человека в генеалогическое древо своего племени и указывают на его статус.

Легенды о происхождении моко

Моко многократно упоминаются в песнях и мифах маори. Согласно легендам, изначально вместо моко маори во время военных конфликтов разрисовывали лица углём , позже сделав рисунки перманентными . Обе легенды содержат мотивы испытания и путешествия в мир духов, а обучение искусству татуировки в обоих случаях является даром жителей этого мира .

Легенда о происхождении моко, распространённая на Южном острове , говорит, что некий мужчина Тама-нуи-а-раки, разрисовывавший своё лицо, попросил своих предков, жителей подземного мира ( маори Rarohenga ) , где живут духи умерших, научить его делать линии несмываемыми, так как жена Тама-нуи-а-раки, Рукутиа, сбежала с любовником из-за того, что её муж недостаточно красив. Предки из подземного мира нанесли моко на лицо Тама-нуи-а-раки, после чего он вернулся в семью .

Другая, получившая хождение среди маори Северного острова , повествует о Матаоре и его жене из подземного мира, Нивареке; Матаора избивал Нивареку, и она сбежала к родителям . Матаора отправился в подземный мир, для чего надел лучшие одежды и разрисовал лицо красивыми узорами, однако пока он бежал за женой, пот смыл краску, лицо стало выглядеть грязным, и родственники Нивареки высмеяли Матаору. У жителей подземного мира узоры были вытатуированы и не смывались. Матаора выпросил прощения у Нивареки и уговорил её семью поделиться с ним способом нанесения моко. В это же время Ниварека обучилась , после чего супружеская пара вернулась в мир людей, принеся им моко и плетение .

Слово «моко», согласно некоторым данным, происходит от имени божества Руаумоко ( маори Rūaumoko ) , нерождённого дитя богов Ранги и Папа . Руаумоко ассоциировался с землетрясениями и вулканами, которые «шрамируют землю» .

Разновидности и использование

Та-моко на спине женщины-маори. Фотография 1935 года

Техника моко и использующиеся инструменты схожи с другими полинезийскими татуировками , хотя и отличаются от самоанских , таитянских , кукских и гавайских : вместо прокалывания кожи гребнеобразным инструментом маори прорезали кожу зубилообразными ухи . Спирали, характерные для моко, также уникальны для Полинезии . Самые древние виды моко были довольно простыми: один из наиболее старинных рисунков представляет собой короткие тройные линии, расположенные в виде сетки ( маори moko kuri ) . Другой простой вид моко — te moko-a-tamatea, две параллельных линии, спускавшихся по щекам . Со временем рисунки усложнились и отдельные линии получили собственные имена (например, три линии ниже бровей назывались нга рефа, ngā rewha ) .

В отличие от Европы и Америки, где татуировка имела отчётливый сексуальный подтекст (протыкание кожи иглой уподоблялось коитусу ), в полинезийских культурах татуировки не несли такого смысла: тату отражало только социальный статус носителя, который мог включать и сексуальную идентичность .

Моко содержит как стандартизированные элементы, так и уникальные. Спирали на скулах указывают на порядок первородства, а также положение родителей в обществе . Особые рисунки, расположенные по линии челюсти Те Пехи Купе позволяют заключить, что он происходил из рода профессиональных (как по материнской, так и по отцовской линии) .

Узоры моко гендерно-специфичны: полностью татуированное лицо ( маори rangi paruhi ) — мужская разновидность, а рисунки на подбородке ( маори moko kauae ) — женская . Моко на лице носили все мужчины маори, кроме рабов; для этого приходилось выщипывать всю бороду, бородатые маори воспринимались как старики, прекратившие следить за собой . К 1860-м годам маори начали носить бороду вслед за европейцами, полностью избавлялись от неё только пожилые . У женщин моко обязательно покрывала губы, подбородок и часть шеи ; красивыми считались полностью чёрные губы, губы без татуировок воспринимались как странные или некрасивые . До конца XIX века женщинам украшали верхнюю губу, середину лба, ноздри, позднее стали татуировать только нижнюю губу и подбородок . Кроме этого, женская моко у некоторых племён могла покрывать часть груди, низ живота, бёдра, ягодицы, лобок и талию . Татуировки на гениталиях известны у обоих полов . У нескольких женщин лица были татуированы как у мужчин, хотя в общем это было редкостью; большинство из них принадлежало к южным племенам . Как минимум в одном случае в 1841 году резчик по дереву, создавший скульптурный портрет Девы Марии с Иисусом, украсил традиционной татуировкой лица обоих; вероятно таким образом автор показывал уникальность социального статуса Марии .

Нанесение

Вождь в состоянии тапу , поедающий пищу с помощью стебля папоротника
Татуировка на бедре и ягодице

Ввиду крайней сакральности татуирования в большинстве случаев нанесение татуировки проходило в специально построенной для этого хижине, которую по окончании процесса сжигали . Кроме того, наиболее высокопоставленные и находящиеся в статусе тапу люди не имели права делать татуировки: к примеру, женщина-вождь Михи Котукутуку в юности пыталась получить татуировку на губах вместе с остальными девочками племени, но татуировщик отказался выполнять заказ, так как кровь Михи была слишком большим тапу . На лицах жрецов присутствовала лишь небольшая татуировка над правым глазом .

Чтобы моко не растягивалась и не портилась при росте, маори татуировали только взрослых . Рисунок татуировки выбирал татуировщик, но по представлениям маори интеллектуальная собственность на татуировку принадлежит не автору, а носителю . Перед началом татуирования будущий узор наносили на кожу углём, чтобы упростить процесс и позволить татуируемому ознакомиться с узором . При планировании та-моко обязательно учитываются контуры татуируемой части тела , а в рисунок включают мотивы, идентифицирующие носителя и помещающие его в генеалогическое древо племени . Для нанесения рисунка требуется всё время натягивать кожу татуируемого, поэтому обычно у татуировщика был ассистент, зачастую ученик .

Процесс создания татуировки был весьма мучительным и приводил к кровопотере , а затем и опуханию кожи. Моко наносили с помощью инструмента «ухи», представлявшем собой резец с одним или несколькими острыми краями. Ухи окунали в краску, приставляли к коже и ударяли по нему специальной колотушкой, причём раны зачастую были очень глубокими, щёки часто протыкали насквозь . Выступающую на коже кровь стирали колотушкой или намотанной на палец татуировщика полоской новозеландского льна . При нанесении моко вокруг глаз или на крылья носа краску втирали в кожу позже . После татуирования кожа сильно распухала и болела несколько дней . Сложные, большие рисунки требовали многих месяцев или даже лет периодического нанесения . При татуировании исполняли песни ( маори whakawai tānga moko ) , разные для мужчин и женщин .

Недавно татуированному маори было запрещено разговаривать с теми, кто не имел свежих татуировок; есть руками ( еду протыкали палочкой или стеблем папоротника и отправляли в рот); прикасаться к себе или позволять кому-либо прикасаться к себе; употреблять рыбу и самостоятельно добывать себе пищу (обычно её приносили рабы) . До выздоровления запрещалось смотреть в своё отражение . К ранам прикладывали лекарственные растения: , подорожник и другие .

Инструменты и расходные материалы

Ухи, инструмент для татуирования

Имеется две разновидности инструмента «ухи»: острая для нанесения ран ( маори uhi kōhiti ) и плоская для нанесения краски ( маори uhi matarau ) . Кроме того, резцы для работы с лицом отличались от тех, которыми татуировали тело, ввиду разной плотности и толщины кожи . Ухи изготавливали из птичьих костей, реже — акульих зубов, камней или твёрдой древесины . Длина и форма режущего края варьировала в зависимости от того, какой тип линии следовало получить, например, на лице узоры выполняли инструментом с лезвием не шире 2 мм ; в среднем ширина составляла около 6 мм .

После появления на островах европейцев маори начали использовать железные инструменты для нанесения моко, так края татуировки получались более ровными, разрезы — более глубокими, а она сама — более детализованной . Маори выменивали железные гвозди ещё у капитана Кука .

Краситель для моко, называющийся нараху или капара, получали из растёртого в порошок угля из древесины упавшего агатиса , вероники или жжёных кордицепсов , разведённого водой до консистенции густой пасты, с добавлением растительного масла или жира, а также лекарственных растений ( хинау , , кордилины южной , зубровки , паслёна ) . Сжигание древесины происходило в особой печи . После приготовления пасту скатывали в шарики, заворачивали в шкурки туи или крыс и закапывали в землю, чтобы предотвратить высыхание и выцветание . Для тела использовалась менее чёрная краска на основе кордицепсов, а лицо татуировали иссиня-чёрным пигментом из агатиса; воровство этой древесины считалось достаточным поводом для начала войны . Встречающиеся в нескольких источниках упоминания собачьих экскрементов в качестве одного из ингредиентов следует считать ошибкой .

В XX веке традиционный метод нанесения с использованием ухи уступил место японской технике татуирования ирэдзуми , в которой рисунок не требовал травматичных порезов, а выполнялся иглами . Кроме того, цвет такой татуировки был темнее . В XXI веке самым популярным инструментом для моко является индукционная машинка

Татуировщики

Татуировщики (мужчины и женщины), называемые «тохунга та-моко» ( маори tohunga tā moko ) , высоко почитались в обществе маори, они много зарабатывали и считались неприкосновенными . Для получения татуировки от известного татуировщика мужчины проходили многие километры, хотя для массового нанесения моко татуировщики приходили сами . Начинающие татуировщики практиковались на тех, у кого не было денег для найма опытного художника; несовершенная моко всё равно считалась лучше, чем полное её отсутствие . Престиж профессии татуировщика позволял даже рабу стать знаменитым и богатым человеком . В качестве оплаты татуировщика кормили деликатесами и дарили дорогие подарки: жадеит ( ), плащи из перьев . В конце XIX века маори начали использовать британские фунты , и, согласно записям исследователя Майкла Кинга, в 1890 году средняя стоимость моко составляла 2—3 фунта (304—456 новозеландских долларов в ценах 2006 года) .

Одним из самых известных тохунга та-моко был Таме Поата, принявший активное участие в возрождении искусства татуировки с использованием игл в 1930-х .

История

распространена по всей Полинезии , инструменты для её нанесения встречаются уже у доисторической культуры Лапита .

Один из ранних видов моко — хаэхаэ, ( маори haehae ) : на похоронах в перерывах между рыданиями женщины наносили себе раны заострёнными раковинами, в некоторых случаях в эти раны помещали краситель для моко . В архаичный период появились простые татуировки в виде параллельных линий, затем — более сложные бедренные , и, наконец, в классический период искусство татуирования достигло высшей точки .

Ранние сведения

Рисунок собственной татуировки рангатиры Те Пехи Купе

Абель Тасман , первым из европейцев встретивший маори в 1642 году, не упоминает их татуировки, хотя в его записях есть подробное описание их одежды, волос и общего внешнего вида . Первое упоминание моко принадлежит Джеймсу Куку , посетившему Новую Зеландию в 1769 году: он сделал несколько рисунков и описаний татуированных новозеландцев, а также привёз с собой две высушенные татуированные головы . Кук сообщает, что ноги маори до колена покрыты моко, так что кажется, будто они «носят полосатые шорты» .

Нескольких пленных европейцев, по их словам, маори татуировали насильно, в частности, Джона Резерфорда ( англ. John Rutherford ) и . Позже Резерфорд демонстрировал свои новозеландские лицевые и таитянские татуировки на туловище за деньги, собирая средства на следующее путешествие . По его лицевой татуировке можно сделать вывод, что заявления Джона о том, что он стал вождём маори, ложны; лицевая моко не содержит сведений о племенной принадлежности. Более поздние исследователи заключили, что Резерфорд сам согласился на нанесение татуировки ; исследовательница Джунипер Эллис сомневается в принципиальной возможности насильного нанесения традиционной татуировки, предполагая, что путешественники хотели таким образом обезопасить себя по возвращении в Европу .

Христианские миссионеры активно препятствовали практике нанесения традиционных полинезийских татуировок в Новой Зеландии, на Таити , Самоа , во Французской Полинезии , на Гавайях и Тонга , в результате чего моко к концу XIX века стали редкостью . В Европе тем временем появилась мода на фотографии татуированных лиц, и фотографы начали ретушировать изображения, усиливая контраст и подрисовывая узоры на лица фотографируемых . Автопортрет вождя Те Пехи Купе, нарисованный в Лондоне в 1826 году, вызвал такой ажиотаж, что автор после создания первого рисунка провёл две недели, делая копии .

Европейцы иногда использовали моко вместо подписи, имеется несколько документов, на которых вместо подписей маори нарисованы « факсимиле » татуировок, в частности, Договор Вайтанги (1840) . В то время как каждая моко на лице имела уникальный рисунок, ягодицы мужчин покрывали две одинаковые спирали . упоминает «татуированные» картофелины, которые один вождь маори посылает другому, имея в виду приглашение на войну против враждебного племени . Головы убитых врагов, на которых не было моко, выбрасывали, тогда как татуированные головы очень ценились: их отделяли от тела и выставляли надетыми на шесты; так же выставляли татуированные головы предков .

Татуированные головы стали предметом оживлённой торговли (они даже упоминаются в романе « Моби Дик » ), в основном их меняли на европейские мушкеты . Из-за большого спроса маори начали татуировать и убивать рабов, чтобы продавать их головы, именно так возник термин «моко-мокаи» (татуированные рабы) . Хотя в 1831 году колониальные власти Сиднея безуспешно пытались запретить продажу мокомокаи , несколько сотен попали в Европу; их постепенно возвращают в Новую Зеландию и захороняют или отправляют на сохранение в музеи .

С 1840-х годов традиция моко начала угасать , однако после начала земельных войн в 1860-х годах традиционная татуировка испытала подъём, так как она стала важной частью самоидентификации . К примеру, знаменитый воин Нетана Факаари Ракураку, принимавший участие в сражениях с британскими солдатами, в 1921 году говорил: «Можно потерять дом, оружие, жену и другие ценности. Вас могут обокрасть, забрав всё, что вы цените. Но моко с вас нельзя украсть, лишь убийство лишает её» . Женские татуировки просуществовали примерно на столетие дольше, так как не ассоциировались с войной . В 1907 году моко были запрещены в Новой Зеландии .

В начале XX века в Новую Зеландию привезли новую технику татуирования иглами, и к концу 1920-х годов два татуировщика и две татуировщицы ей обучились . С 1930-х объёмы торговли мокомокаи стали сокращаться ввиду боязни маори татуироваться и стать объектом охоты торговцев , однако в связи с тем, что по традиции женщины-маори, живущие в сельской местности, редко покидают её, не трудоустраиваются, занимаясь только домашней работой и делами общины, женскую лицевую татуировку продолжали наносить до 1950-х годов .

После отмены запрета

Активист за права маори

В 1962 году отменил действие запрета на традиционные практики, включая татуировки . Моко начала возрождаться в 1970—1980-х годах, сперва в виде рисунков, выполнявшихся обычной машинкой , а затем и полностью, с использованием традиционных инструментов . Первыми наносить та-моко начали члены этнических преступных группировок , позже такие активисты как придали татуировке политическое звучание . При этом исследовательница утверждает, что традиция лицевых татуировок никогда не прерывалась окончательно .

Один из главных мотивов для наносящих современные моко — гордость за своё наследие и принадлежность к маори . Возрождение культурной идентичности маори привёло и к увеличению популярности моко, включая женскую лицевую татуировку . Известны случаи нанесения женской татуировки белым мужчинам, в частности, такую моко носит артист перформанса .

В отчёте Комиссии по правам человека в Новой Зеландии 2005 года отмечено, что ношение та-моко (в особенности на лице) всё ещё может приводить к проблемам для носящего . Татуировки на лице неоднократно становились причиной отказа в обслуживании, в 2001 году Кей Робин судилась с баром в Гисборне , куда её не пустили из-за запрета на «оскорбительные татуировки и татуировки на лице». Кей выиграла суд, и вторую часть объявления убрали . Советник по расовым вопросам Джорис де Бре сделал заявление, в котором предупреждал владельцев баров, работодателей и прочих собственников о том, что отказывать в обслуживании по причине наличия у клиента моко на любой видимой части тела незаконно .

Современные татуировщики часто получают профессию традиционного резчика по дереву . Многие узоры были сперва созданы для резьбы, а позже начали использоваться в татуировке .

Изучение

Изучение моко и вообще полинезийской татуировки началось после путешествия капитана Кука, сделавшего множество записей, а также натуралиста и коллекционера Джозефа Бэнкса , отправившегося в путь вместе с Куком . Первый же контакт с маори привёл к смерти одного из местных жителей, Бэнкс описал труп, включая татуировки . Позже находившийся на том же судне иллюстратор Сидней Паркинсон создал первый портрет человека с та-моко и зарисовал ухи .

Важную информацию о моко оставил вождь Те Пехи Купе, много путешествовавший по Новой Зеландии, а затем прибывший в Англию. Он научился рисовать на бумаге и оставил несколько рисунков собственных татуировок и моко родственников с разъяснением отличий . Англичанин Джон Брайт, посетивший Новую Зеландию в 1839 году, писал:

Некоторые татуированы больше, некоторые меньше; судя по всему, они считают эти линии чем-то вроде доспехов; маори наследуют их и получают за поступки.

Ellis, Juniper. . — Columbia University Press, 2008. — ISBN 978-0-231-14368-4 .

Более ста портретов татуированных маори, включая вождей и знать, были созданы чешским художником Готфридом Линдауэром .

Первая книга, полностью посвящённая моко, — работа коллекционера татуированных голов , вышедшая в 1896 году , до неё подробные сведения о татуировках маори приводил Джордж Лили Крэйк в своей книге «The New Zealanders» 1830 года . Также следует отметить следующие издания: Нгахуи Те Авекотуку «Mau Moko: The World of Māori Tattoo», «Ta Moko: The Art of Maori Tattoo» и «Moko: Maori tattooing in the 20th century» .

В популярной культуре

Темы татуировок маори касался немецкий философ Иммануил Кант . В произведении « Критика способности суждения » он пишет: «Внешний вид можно было сделать более красивым с помощью всевозможных завитушек и легких, но правильных штрихов, как это делают новозеландцы при татуировке, если бы только это был не человек» .

Книга 1990 года « » и её экранизация — одни из самых известных современных произведений, изображающих традиционные лицевые татуировки . Автор романа, , уделяет много внимания попыткам маори воссоединиться со своими традициями . Он связывает моко с воинственностью и противопоставляет традиционный способ нанесения современному . Татуировки, изображённые в фильме, отличаются от традиционных, к примеру, на щёках располагают всего одну спираль вместо двух, из-за этого из представленных моко невозможно считать сведения о ранге и достижениях носителя .

Моко посвящена одноимённая песня группы & Moahunters (2004) .

Примечания

  1. , p. 123.
  2. , p. 22.
  3. , глава 1, p. 2.
  4. , Chapter 1, p. 14.
  5. , глава 8, p. 114—116.
  6. , p. 1.
  7. , Chapter 1, p. 12.
  8. .
  9. , глава 5, p. 65.
  10. , Chapter 1, p. 30.
  11. , глава 5, p. 70.
  12. , p. 162—165.
  13. , p. 54.
  14. , p. 55.
  15. , p. 170.
  16. , глава 2, p. 23, 28, 29.
  17. , глава 2, p. 30.
  18. , Chapter 3, p. 78.
  19. , глава 3, p. 33.
  20. , p. 111.
  21. , Chapter 3, p. 84.
  22. , глава 3, p. 45.
  23. , p. 171.
  24. , p. 3.
  25. , p. 4.
  26. , глава 2, p. 26.
  27. , глава 3, p. 38.
  28. , p. 20.
  29. , глава 5, p. 81.
  30. , p. 2.
  31. , p. 12.
  32. , p. 53.
  33. , p. 109.
  34. , глава 4, p. 49.
  35. , Chapter 1, p. 18.
  36. , глава 4, p. 51.
  37. , глава 5, p. 79.
  38. , p. 555.
  39. , глава 4, p. 58.
  40. , p. 110.
  41. , Chapter 1, p. 34.
  42. , Chapter 1, p. 31.
  43. , глава 4, p. 50.
  44. , Chapter 2, p. 45.
  45. , глава 4, p. 57.
  46. , Chapter 1, p. 30, 34.
  47. , Chapter 1, p. 32.
  48. , Chapter 2, p. 70.
  49. .
  50. , глава 6, p. 98.
  51. , Chapter 2, p. 68.
  52. , глава 6, p. 100.
  53. , глава 8, p. 120.
  54. , Chapter 2, p. 62.
  55. , глава 1, p. 1.
  56. , p. 52.
  57. , глава 1, p. 4.
  58. , глава 4, p. 53.
  59. , p. 133.
  60. , p. 159.
  61. , p. 134.
  62. , глава 9, p. 121—122.
  63. , Chapter 2, p. 64.
  64. , p. 19.
  65. , глава 1, p. 11.
  66. , глава 1, p. 19.
  67. , глава 2, p. 27.
  68. , Chapter 2, p. 45—47.
  69. , p. 17.
  70. , p. 68.
  71. , p. 5.
  72. , p. 58.
  73. .
  74. , p. 112.
  75. , p. 16.
  76. , p. 173.
  77. , Chapter 3, p. 93.
  78. , Chapter 4, p. 137.
  79. , p. 76.
  80. , Chapter 5, p. 151.
  81. .
  82. , p. 174.
  83. , p. 90.
  84. , Chapter 5, p. 166.
  85. , Chapter 4, p. 118—120.
  86. , p. 33.
  87. , p. 34.
  88. , p. 56—57.
  89. , p. 69.
  90. , p. 60.
  91. , p. 75.
  92. , p. 21.
  93. , p. 80.
  94. , p. 82—83.
  95. , p. 56—87.
  96. , p. 57.

Литература

  • Major-general Robley. . — London: Chapman and Hall, 1896.
  • Te Awekotuku, Ngahuia, Nikora, Linda Waimarie. Mau Moko: The World of Māori Tattoo. — Penguin books, 2011. — ISBN 9780143566854 .
  • Te Awekotuku, Ngahuia. . — Auckland Art gallery, 1997.
  • Elizabeth Edwards, Chris Gosden, Ruth Bliss Phillips. Sensible objects: colonialism, museums and material culture. — Berg Publishers, 2006. — 306 с. — ISBN 1845203240 .
  • Hiroa, Te Rangi. The Coming of the Maori. — 2-ое. — Wellington: Maori Purposes Fund Board, 1974. — С. 296. — 551 с.
  • Ellis, Juniper. . — Columbia University Press, 2008. — ISBN 978-0-231-14368-4 .
  • Gilbert, Steve. Tattoo History: A Source Book. — Juno Books, 2000. — ISBN 1-890451-07-X .
  • Best, Elsdon. The Maori. — Polynesian Society, 1941. — Т. 2.
  • (2009). Дата обращения: 6 июня 2015.
  • (англ.) . New Zealand in History. 22 апреля 2012 года.
  • Rawinia Higgins. (англ.) . Te Ara - the Encyclopedia of New Zealand (2013). Дата обращения: 10 января 2016.
  • Rawiri Taonui. (англ.) . Te Ara - the Encyclopedia of New Zealand (2013). Дата обращения: 3 января 2016.

Ссылки

Источник —

Same as Та-моко