Interested Article - Ниуэанцы
- 2020-10-05
- 1
Ниуэанцы — полинезийский народ, коренное население острова Ниуэ в южной части Тихого океана . Язык — ниуэ , относится к тонганской подгруппе полинезийских языков .
Происхождение
Ниуэанцы, предположительно, являются потомками полинезийцев, приплывших на остров Ниуэ с островов Тонга , Самоа и Пукапука (остров в Северной группе архипелага Кука ) в последнем столетии первого тысячелетия до нашей эры . Дефицит пресной воды , плодородной почвы и камней для изготовления орудий труда наложили значительные ограничения для заселения острова. В течение очень долгого периода своей истории островитяне оставались практически в изоляции от других полинезийских народов, хотя время от времени подвергались воинственным вторжениям с соседних островов.
Подтверждением этому факту могут свидетельствовать существование на Ниуэ диалектного различия в языке и враждебность между жителями северной и южной частей острова . Сходство языка ниуэ с самоанским и тонганским языками также говорят о том, что предпринималось несколько попыток колонизации Ниуэ .
Исторически Ниуэ был разделён на две части. На юге острова, от южной части деревни Алофи и до деревни Лику, проживало племя тафити ( ниуэ Tafiti ). На остальной части — племя моту ( ниуэ Motu ) . Между этими племенами происходили постоянные столкновения вплоть до обращения островитян в христианство .
Мифология древних ниуэанцев
О мифологических представлениях древних ниуэанцев известно очень мало. Отрывочные сведения сохранились лишь в немногочисленных легендах и песнях.
Верховным божеством Ниуэ был Тагалоа , который согласно местным традициям был богом войны. Когда на острове начинались войны, местные жители молили о помощи этого божества .
В мифологии Ниуэ также часто упоминаются существа (зачастую и просто люди), наделённые сверхъестественными силами — тупуа ( ниуэ tupua ), которые или охраняли отдельные семьи, или наоборот выступали злобными существами . Всего на острове было четыре главных тупуа: Хуанаки ( ниуэ Huanaki ), Луа-тупуа ( ниуэ Lua-tupua ), Макапоэ-лаги ( ниуэ Makapoe-lagi ), Лаге-ики ( ниуэ Lage-iki ), которые были покровителями отдельных частей острова .
Мауи ( ниуэ Māui ) — легендарный герой Ниуэ, который согласно местным представлениям закончил дело Фао и Хуанаки по созданию острова .
Как и другие полинезийские народы, ниуэанцы верили в существование души , или агаага ( ниуэ agaaga ), после смерти человека . Рай у жителей Ниуэ носил название Ахо-хололоа ( ниуэ Aho-hololoa ), или Ахо-ноа ( ниуэ Aho-noa ), ад — По ( ниуэ Po ) .
У древних жителей острова существовали жрецы, служители культа, которые носили название таула-атуа ( ниуэ taula-atua ) . Все ритуалы проводились в специальном священном месте, которое называлось туту ( ниуэ tutu ) . Оно представляло собой возвышение, плоское сверху, длина которого составляла от 50 до 70 футов, ширина — 20—40 футов.
Обычаи и традиции
Рождение ребёнка
Маленьких детей кормили кокосами и аррорутом . Через несколько дней после рождения ребёнка проходил особый обряд, носивший название мата-пулега ( ниуэ mata-pulega ) (подобие обрезания ). Ребёнок клался на землю под ширму, сделанную из хиапо (это ниуэанская одежда, сделанная из коры деревьев), а затем почитаемый старик проводил церемонию обрезания, хотя плоть не отрезалась. Затем проводился особый ритуал наподобие христианского крещения
Свадьба
Как и на других островах Полинезии , женщины на Ниуэ выходили замуж рано . Будущего мужа определяли в основном братья. Молодой человек, который хотел жениться на девушке, должен был прийти в дом родителей этой девушки со своим отцом и матерью, хотя чаще с братьями и сёстрами. Во время этого визита, который носил название утурагахау ( ниуэ uturagahau ), определялись условия свадьбы . Молодому человеку могли отказать. Девушек часто выдавали замуж против их собственной воли. В прошлом была широко распространена полигамия .
Смерть. Похороны
Смерть не вызывала панического страха среди ниуэанцев . Связано это с тем, что жители острова верили, что после смерти душа человека переселяется в рай . После смерти тело умершего выносилось на какое-нибудь открытое пространство, чтобы с ним могли проститься все родственники и друзья. Рядом с телом клался особый мат , и всё, что оставалось на нём (насекомые, ящерицы и т. д.) считалось душой умершего. В течение десяти дней родственники и друзья умершего строили навес из листьев кокосовой пальмы , где жили в течение определённого времени, оплакивая тело. Впоследствии тело закутывали в мат и относили в пещеру или расселину, которая была подобием семейного кладбища . В некоторых случаях тело клали в каноэ и отпускали в океан (так в основном расправлялись с телами воров) .
Другие обычаи
Каннибализм , татуирование на Ниуэ не были распространены . Приветствие ниуэанцев такое же, как и у других полинезийцев: при встрече знакомые прижимали носы .
Войны. Оружие
На Ниуэ в далёком прошлом очень часто происходили войны: или между деревнями, или между жителями севера и юга (то есть племенами моту и тафити) . Местные воины были вооружены дубинами , или катона ( ниуэ katona ), копьями , или тао ( ниуэ tao ), и полированными камнями, или мака ( ниуэ maka ), которые бросали руками.
Иногда войны доводились до крайностей, и целью становилось полное уничтожение жителей какой-то деревни . Побеждённые часто обращались в рабство. Рабы носили название факатупа ( ниуэ fakatupa ) .
Одежда и украшения
Главным предметом одежды среди мужчин в далёком прошлом была набедренная повязка, или мало ( ниуэ malo ), вместо которой иногда надевали хиапо, или одежду, сделанную из коры (её носили как мужчины, так и женщины) . Пояс, или кафа ( ниуэ kafa ), делались из человеческих волос. Пояс из перьев носил название пала-хега ( ниуэ pala-hega ), и его носили только вожди или воины .
Среди жителей очень высоко ценились хиапо , или одежда из коры растения лат. Morinda citrifolia . Основа этой одежды была белого цвета, аппликация затем делалась из корней дерева тунга .
Примечания
- (недоступная ссылка)
- (недоступная ссылка)
- ↑ Joslin Annelies Heyn. The University of Montana (май 2003). Дата обращения: 14 января 2008. 29 февраля 2008 года.
- Smith. Стр. 34.
- Smith. Стр. 45.
- ↑ Smith. Стр. 46.
- ↑ Smith. Стр. 47.
- Smith. Стр. 48.
- ↑ Smith. Стр. 53.
- ↑ Smith. Стр. 56.
- ↑ Smith. Стр. 57.
- ↑ Smith. Стр. 58.
- Smith. Стр. 59.
- ↑ Smith. Стр. 62.
- ↑ Smith. Стр. 63.
- Smith. Стр. 64.
Литература
- Percy Smith. Niue-fekai (or Savage) Island and its People (from «The Journal Of Polynesian Society», Volumes XI, XII). Wellington, Christchurch and Dunedin: Whitcombe & Tombs Limited, 1903.
- 2020-10-05
- 1