Interested Article - Сету
- 2020-01-16
- 1
Се́ту (также сетукезы , сето , псковская чудь , полуверцы ) — малочисленная финно-угорская этническая группа , проживающая в юго-восточной части Эстонии (уезды Вырумаа и Пылвамаа ), Печорском районе Псковской области России (с 1920 по 1940 гг. — в уезде Петсери Эстонской Республики ) и прилегающих районах. Историческая область проживания народа сету носит название Сетумаа или Сетукезия . В Эстонии насчитывается от 10 до 13 тысяч сету (при переписях населения 2000 , 2011 и 2021 годов в перечне национальностей сету выделены не были ). В России по переписи 2021 года к сету себя отнесли 234 человека (в 2002 году — 197 человек ) .
Численность и расселение
Точную численность сету установить трудно, так как данная этническая группа, не внесённая в списки народов, проживающих на территории России и Эстонии, подверглась сильной ассимиляции; примерная оценка численности — 10 тысяч человек. При переписях населения сету обычно записывали себя эстонцами и русскими .
В России по переписи 2002 года 197 человек идентифицировали себя как сету, в том числе 172 человека в Псковской области . По данным Всероссийской переписи населения 2010 года численность сету в России составила 214 человек (городское население — 50 человек, сельское — 164) , в том числе 123 человека в Псковской области , из которых 117 человек — в Печорском районе Псковской области .
В Печорском районе Псковской области выделяют два ареала сету:
- северный: приграничный запад Круппской волости ;
-
основной (с рассеянными участками на территории
Паниковской
,
Изборской
,
Новоизборской
волостей и
городского поселения Печоры
):
- в приграничной части Паниковской волости ;
- в треугольнике Паниковичи — Печоры — Изборск (между трассами Псков — Изборск ( ) — Рига ( E 77 ) и Изборск — Печоры );
- в треугольнике Печоры — Изборск — Новоизборск (до железной дороги Псков — Печоры ) .
Численность сету в Печорском районе на начало года в период с 1945 по 1999 гг. (составлено по: Историко-этнографические очерки 1998 г., стр. 296 ):
Год | 1945 | 1959 | 1970 | 1979 | 1989 | 1996 | 1999 |
---|---|---|---|---|---|---|---|
Человек | 5 700 | ↘ 4 500 | ↘ 2 360 | ↘ 1 630 | ↘ 950 | ↘ 720 | ↘ 500 |
Наибольшее число сету (34 человека) в 2002 году проживало в городе Печоры .
По итогам переписи населения 2002 года, из 172 сету в Псковской области, 170 — в Печорском районе , в том числе :
- 33 или 34 человек проживало в городе Печоры (0,26 % из 13 056 жителей ),
- 13 (или 12 ) человек в деревне Качево (46 % из 28-ми жителей), 11 (или 10) человек в деревне Лыково (73 % из 15), 0 или 7 человек в деревне Угарево (0 или 33 % из 21 жителя); 5 (или 13) человек в деревне Трофимково (38 % из 13 или 52 % из 25), 4 (или 6) человек в деревне Вруда (100 %), 3 (или 0) человек в деревне Черемново (33 % из 9), 2 (или 0) человек в деревне Керино (33 % из 6) Паниковской волости (всего 38 или 48 человек),
- 10 (или 7 ) человек в деревне Соколово (31 % из 32-х), 6 (или 11 ) человек в деревне Махново (86 % из 7-ми или 100 % из 11) Новоизборской волости (всего 16 или 18 человек),
- 14 человек в деревне Подлесье (5 % из 257 жителей); 0 или 10 человек в деревне Затрубье-Лебеды (0 или 24 % из 42-х жителей); 9 человек в деревне Кошельки (30 % из 30), 0 или 7 человек в деревне Горохово (0 или 23 % из 30); 6 (или 4) человек в деревне Рысево (40 % из 15), 4 (или 7) человек в деревне Грабилово (80 % из 5 или 100 % из 7-ми), 4 или 7 человека в деревне Смольник (40 % из 10), 3 (или 0) человек в деревне Митковицкое Загорье (50 % из 6), 2 (или 0) человек в деревне Демидово (100 % из 2-х), 2 (или 0) человека в деревне Сорокино (67 % из 3-х), 2 (или 0) человека в деревне Индовино (67 % из 3-х), 1 (или 0) человек в деревне Херково (50 % из 2-х) в составе городского поселения Печоры (всего 33 (или 58 ) человек на территории бывшей Печорской волости и 64 (или 92 ) человека в новых (с 2005 г.) границах городского поселения Печоры ).
По данным переписи 2010 года , в России проживали 214 сету, из них в Печорском районе — 37 человек .
В январе 2022 года пятеро жителей Псковской области через суд доказали свою принадлежность к народности сету .
Происхождение
Происхождение сету вызывает споры среди учёных. Часть из них полагает, что сету — это потомки эстов , бежавших от ливонского ига в пределы Псковской земли ; другие считают, что сету сформировались к середине XIX века на основе чудского субстрата, включив в свой состав и более поздних эстонских переселенцев, которые приняли православие . Есть и мнение, согласно которому сету представляют собой остаток автохтонного этноса — некогда столь же самостоятельного, сколь и ливы , водь , ижорцы . Наконец, всё большее распространение получает теория, по которой эстонцы и сету в равной мере восходят к древней чуди , с которой славяне встретились при освоении ими северо-западных земель будущей России (в пользу данной теории говорит наличие в культуре сету мощного пласта языческих элементов при полном отсутствии элементов лютеранства ) .
Исторические миграции
В середине ХІХ века численность сету оценивалась в 9 тысяч человек, из которых около 7 тысяч проживали в пределах Псковской губернии . Бурный рост населения привёл к тому что число сету к 1890 году оценивалось в 12-13 тысяч человек. Первая и единственная в Российской империи перепись населения 1897 года выявила численность сету на уровне 16,5 тысяч человек .
Русские и сету традиционно проживали чересполосно по причине встречного потока их миграций. Оба народа объединило православие , и главным регулятором отношений в регионе стал Псково-Печерский Свято-Успенский монастырь . По описаниям Ю. Ю. Трусмана, двуязычными среди сету были в основном мужчины, чьим родным языком был сетуский говор, а вторым, приобретённым в подростковом возрасте (для религиозных и торговых нужд), — псковский говор русского языка. Среди русских реже, но также встречались знающие язык сету, в основном в северных приходах у Псковского озера, где местное промысловое хозяйство приобрело артельные черты . С 1890 по 1904 году , ввиду интенсификации контактов с русским населением, языковая граница между русским языком и сету подверглась эрозии не в пользу последнего: полоса сплошного русскоязычия продвинулась вверх по западному берегу Чудского озера , также постепенно русифицировались малые анклавы и протуберанцы сету в районе Мал, Изборска , Залесья, Паниковичей. Впрочем, обрусение шло довольно медленно, и абсолютная численность сету до переселений столыпинского периода продолжала расти в крае. Интересно и то, что, несмотря на тяготение к русским и формально имперский статус русского языка, сету отмечали его коммуникативную ограниченность в этом регионе: « Им только до Печёр можно дойти » .
В конце XIX — начале XX века веке часть сету покидает ареал традиционного расселения и принимает участие в переселенческом движении на восток, основав несколько колоний в Пермской губернии и к востоку от Красноярска (в 1918 году в Енисейской губернии насчитывалось 5—6 тыс. сету) .
-
Женщины в традиционных нарядах
-
Жених и невеста
-
Невеста в окружении подружек.
Село Верхоустье ( Вярска ) -
Семья рунопеца Юрия Лукина, Верхоустье
-
Мужчины после купания. Деревня Уусвада
-
Девушка из деревни Вымморски
-
Мужчина из деревни Вымморски
-
Мужская хоровая группа. Деревня Ваартси
-
Музыкант играет на кантеле
-
Женский хор. Деревня Веретиня
-
Танцевальная вечеринка на празднике «кирмаш». Деревня Лоботка
Язык
В Эстонии сету официально не считаются национальным меньшинством, их язык считается частью выруского диалекта эстонского языка . Сету и выру Эстонии в связи с преподаванием в школах близкого литературного эстонского языка перешли на него. Однако сейчас в Южной Эстонии начато преподавание языка выру/сету. Там же с 2006 года издавался иллюстрированный журнал общины сету (Королевства Сету) «Peko Helü» на этом диалекте.
Сами сету считают свой язык самостоятельным, в то время как многие этнографы-лингвисты — частью выруского диалекта южноэстонского языка-диалекта .
Язык сету включён в 2009 году ЮНЕСКО в Атлас исчезающих языков мира как «находящийся под угрозой исчезновения».
Культура и религия
Сету, в отличие от лютеран -эстонцев, являются православными . Православие они приняли в XV—XVI веках, причём обращены в христианство они были сразу после язычества ; поэтому (в отличие от собственно эстонцев, которые в XIII веке приняли католицизм , а в XVI веке — лютеранство ) сету сохранили древнейшие черты финно-угорской дохристианской культуры . И всё же народный календарь сету является результатом трех конфессиональных напластований православного, католического и лютеранского типов, а всего же в верованиях сету российские исследователи Ю. В. Алексеев и А. Г. Манаков выделили шесть хронологически значимых исторических пластов .
В течение нескольких веков, приняв обряды православия и соблюдая их, сету не имели перевода Библии . Русские, проживавшие рядом, не считали сету полноценными христианами, называя их «полуверцами»; часто это наименование выступало в качестве этнонима .
Для домостроительства сету характерен псковский замкнутый двор с высокими воротами; позднее распространяются двухкамерные (а затем — и многокамерные) дома с застеклённой верандой. Такой тип дома переселенцы-сету занесли и в Сибирь .
Традиционный народный костюм сету значительно отличался от костюма других групп эстонцев и включал в себя элементы русской одежды. У женщин бытовали рубаха-долгорукавка и косоклинный сарафан , у мужчин — русская косоворотка . Характерно обилие вязаных шерстяных вещей (носков, перчаток, варежек) с двуцветным (белый с коричневым) геометрическим орнаментом .
В деревнях Сигово и Обиница расположены музеи-усадьбы сету .
Статус и программа поддержки сету в России
В июне 2010 году народ сету Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июня 2010 г. № 453 внесён в Единый перечень малочисленных народов России . Уже до принятия этого постановления губернатор Псковской области призвал эстонских сету переезжать в Россию .
Российское правительство выделило на период 2011—2014 годов 47 миллионов рублей для улучшения жизни переселенцев, что составило 140 000 рублей на одного человека. Из выделенных в 2012 году 13 миллионов рублей 8 миллионов пошли на ремонт музея-усадьбы сету в деревне Сигово (Радая, эст. Radaja ). В 2011 году за 2 миллиона рублей для деревенских жителей был куплен трактор. Хелью Маяк ( Helju Majak ), председатель общества «Печорcкие сету» ( эст. Petserimaa Setu ) сказала, что для обработки земли и уборки картофеля теперь есть всё необходимое. Тем сету, кто хочет возделывать землю, Москва платит по 3000 рублей за гектар. С 2012 года каждый российский сету может бесплатно проверить своё здоровье .
Имена
Как и имена представителей большинства современных европейских народов, состоят из двух основных элементов: личного имени и фамилии, появившейся поголовно во время российских описей начала XIX века. На сетуские именные традиции большое влияние оказало пограничное влияние православия, русского языка и культуры, приграничный характер расселения народа и его разделённый статус. Так, по данным опроса 1999 года , большинство сету РФ , родившихся до 1920 года , носили русские имена и фамилии.
В период между 1920—1940 годами все земли сету вошли в состав Эстонской республики . В этот период сету продолжали давать своим детям православные имена, но в условиях закрытия многих русских школ, их дети получали образование в эстонских, в среде сету в этот период получили широкое распространение эстонские имена. После того, как в стране установилось правление Пятса , в Эстонии началась принудительная эстонизация всех имён и фамилий сету.
См. также
Примечания
- ↑ . Дата обращения: 14 мая 2007. 7 декабря 2008 года.
- ↑
- ↑ . Дата обращения: 5 января 2023. 30 декабря 2022 года.
- ↑ от 23 декабря 2021 на Wayback Machine // Информационные материалы об окончательных итогах Всероссийской переписи населения 2010 года на сайте Федеральной службы государственной статистики . (Дата обращения: 27 декабря 2011)
- ↑ от 1 июня 2012 на Wayback Machine // от 15 марта 2013 на Wayback Machine
- ↑ . Дата обращения: 24 декабря 2009. 26 октября 2009 года.
- ↑ . Дата обращения: 8 января 2014. Архивировано из 9 июня 2014 года.
- ↑ Данные Всероссийской переписи населения 2002 года: таблица 02c, 34r-Pskov М.: Федеральная служба государственной статистики, 2004. ( от 6 октября 2014 на Wayback Machine , см. от 5 марта 2016 на Wayback Machine )
- ↑ . Дата обращения: 7 января 2010. 15 декабря 2009 года.
- ↑ . Дата обращения: 17 декабря 2017. 6 мая 2020 года.
- ↑ Правительство Российской Федерации. . Норматив (17 июня 2010). Дата обращения: 18 апреля 2023. 18 апреля 2023 года.
- . Fenno-Ugria . Дата обращения: 18 апреля 2023. 18 апреля 2023 года.
- ↑ , с. 106.
- . // Veebisait Visitestonia.com . Дата обращения: 3 декабря 2015. 8 декабря 2015 года.
- Statistics Estonia. (англ.) . Statistical database . Дата обращения: 18 апреля 2023. 2 февраля 2022 года.
- Statistics Estonia. (англ.) . Statistical database . Дата обращения: 18 апреля 2023. 19 июня 2022 года.
- Statistics Estonia. (англ.) . Statistical database . Дата обращения: 18 апреля 2023. 2 февраля 2022 года.
- . Демоскоп Weekly . Дата обращения: 8 августа 2023. Архивировано 26 июля 2017 года.
- от 14 апреля 2020 на Wayback Machine : от 18 октября 2012 на Wayback Machine
- , с. 24.
- ↑ . Дата обращения: 19 ноября 2012. Архивировано из 12 июля 2019 года.
- ↑ (эст.) . Fenno-Ugria (12 января 2022). Дата обращения: 18 апреля 2023. 18 апреля 2023 года.
- . Национальный акцент (12 января 2022). Дата обращения: 18 апреля 2023. 18 апреля 2023 года.
- . Дата обращения: 12 декабря 2017. 12 декабря 2017 года.
- , с. 107.
- . Дата обращения: 17 декабря 2017. 26 декабря 2017 года.
- Дата обращения: 17 декабря 2017. 21 августа 2018 года.
- , с. 425.
- от 6 мая 2020 на Wayback Machine Псков, 2012 г.
- . Дата обращения: 10 января 2018. 10 января 2018 года.
- , с. 111.
- , с. 426.
- , с. 424, 426.
- . Электронный фонд правовых и нормативно-технических документов (18 декабря 2021). Дата обращения: 18 апреля 2023. 18 апреля 2023 года.
- . Postimees (4 марта 2010). Дата обращения: 18 апреля 2023. 18 апреля 2023 года.
- Peeter Ernits. (эст.) . Maaleht (23 февраля 2012). Дата обращения: 18 апреля 2023. 18 апреля 2023 года.
- от 6 мая 2020 на Wayback Machine Псков, 2012 г.
Литература
- Алексеев Ю. В., Манаков А. Г. . Народ сету: между Россией и Эстонией. — М. : Европа, 2005. — 104 с. — ISBN 5-9739-0027-4 .
- Гурт Я. О псковских эстонцах, или так называемых «сетукезах» // Известия Императорского Русского Географического Общества . — 1905. — Т. XLI . — С. 1—22 .
- Манаков А. Г., Потапова К. Н. // Вестник археологии, антропологии и этнографии. — 2012. — № 2 . — С. 106—112 .
- Тынурист И. В. . Эстонцы // Народы России: энциклопедия / Гл. ред. В. А. Тишков . — М. : Большая Российская энциклопедия , 1994. — 479 с. — ISBN 5-85270-082-7 . — С. 423—427.
- Koltat, karjalaiset ja setukaiset: Pienet kansat maailmojen rajoilla (« Колтты , карелы , сету: маленькие народы на краю Земли») (фин.) / Tuija Saarinen, Seppo Suhonen ( toim. ). — Snellman-Instituutti, 1995. — 277 p. — (A-sarja, 19/1995). — ISBN 951-842-167-6 . — ISBN 978-9518421675
Видео
- Народ Сето — выпуск № 80 передачи «Ремесло» телеканала «Загородная жизнь».
Ссылки
- // НТВ , 05.08.2010 ( видео и текст )
- // Novosti ERR , 07.08.2010
- // « Псковская лента новостей », 10.08.2010
- от 3 декабря 2015 на Wayback Machine
- 2020-01-16
- 1