Викторианская архитектура
- 1 year ago
- 0
- 0
Георгианская архитектура , георгианский стиль ( англ. Georgian Style ) — обобщающие наименования историко-региональных стилей английского искусства в период правления королей Ганноверской династии , которая охватывает практически весь английский XVIII век. Следующий исторический период правления королевы Виктории (1837—1901) именуют Викторианской эпохой .
Георгианский период в истории британского искусства, главным образом архитектуры , подразделяют по «королевской традиции», соответственно времени правления трёх королей ганноверской династии:
Годы правления короля Георга I следовали за царствованием королевы Анны Стюарт , времени «величайшего уровня вкуса», основанного на усвоении британской архитектурой классицистических традиций «континентального искусства», прежде всего палладианства . Cам король мало интересовался Англией, его более заботили германские владения, он даже не владел английским языком. Политикой, в том числе и в области искусства, занимался его первый министр, финансист, меценат и крупнейший в Англии коллекционер живописи, хранившейся в Хоутон-холле (Норфолк, Восточная Англия), Роберт Уолпол , отец писателя, родоначальника «готического романа» и также коллекционера Хораса Уолпола . Значительную роль в воспитании художественных вкусов того времени играли теоретические труды графа Э. К. Шефтсбери , поклонника античности и классического итальянского искусства .
Но более всего, в особенности для развития английской архитектуры, имела значение деятельность лорда Бёрлингтона , прозванного «графом-архитектором»: мецената, издателя, археолога-любителя и архитектора . В 1714—1715 годах Бёрлингтон был в Италии, там он познакомился с У. Кентом , вместе с которым занимался изучением творчества знаменитого вичентистского архитектора Андреа Палладио . Позднее изучал работы первого последователя Палладио на севере Европы — Иниго Джонса . В Англии Бёрлингтон стал пропагандировать палладианскую архитектуру и при его поддержке, возможно, и по его инициативе архитектор Колин Кэмпбелл предпринял издание трёхтомной энциклопедии «Британский Витрувий , или Британский архитектор» (Vitruvius Britannicus, or the British Architect..). Трактат был опубликован в 3-х томах в 1715—1725 годах (последующие издания: 1767, 1771) и имел важное значение в истории европейской архитектуры. Три тома были изданы по подписке, среди подписчиков были члены королевской семьи , многие меценаты, архитекторы и их заказчики. В сущности, это был развёрнутый иллюстрированный каталог построек английского классицизма , включающий проекты лорда Бёрлингтона, сэра Кристофера Рена , самого Кэмпбелла, Николаса Хоуксмура , Уильяма Кента , Иниго Джонса и других архитекторов-палладианцев.
В 1732 году Бёрлингтон опубликовал в Лондоне альбом чертежей и выполненных Палладио обмеров построек под названием «Римские термы». Бёрлингтон поддерживал творчество Колина Кэмпбелла , Джеймса Гиббса , Уильяма Кента , , Джона Вуда , Джона Ванбру , Роджера Морриса . После кончины выдающегося архитектора, сэра Кристофера Рена в 1723 году, его ученик, Николас Хоуксмур, заканчивал возведение зданий Королевского морского Госпиталя в Гринвиче , выдающегося произведения английского классицизма с элементами барокко времени правления Стюартов . В оформлении интерьеров и мебели раннегеоргианского стиля ещё долго ощущались влияния неоготики и специфичного английского барокко. Сказывался консерватизм мироощущения британской аристократии.
В период правления короля Георга II в искусстве Англии усиливались восточные влияния, в частности, искусства Китая, главным образом благодаря деятельности сэра Уильяма Чеймберса . Из поездки в Китай в 1748—1749 годах Чеймберс привёз акварели, рисунки, гравюры, способствовавшие возникновению интереса к «китайскому стилю» ( шинуазри ). Этот стиль нашёл отражение в «игровой архитектуре» садово-парковых павильонов, «китайских мостиков» и «пагод», а также в живописи, оформлении интерьеров и мебели. Именно в эти годы в Англии, как и в Голландии и Франции, получила распространение мебель из бамбука и лаковые кабинеты «под Китай» или с монтированными в европейскую мебель подлинными китайскими лаковыми панелями.
Во Франции стиль шинуазри органично взаимодействовал с интерьерами в стиле рококо . В Англии под влиянием рисунков и архитектурных проектов Чеймберса работал знаменитый английский мастер-мебельщик Томас Чиппендейл .
По причине распространённости восточных мотивов стиль Георга II называют «английским рококо» или «стилем Чеймберса». В США аналогичный архитектурный стиль того же времени, сложившийся под английским влиянием, именуют «колониальным».
Художественный стиль времени правления короля Георга III считается высшей стадией английского классицизма . В этот период появились историко-региональные стилевые разновидности, называемые по именам выдающихся мастеров и мастерских: « Адельфи », « стиль Адам », стили « хэпплуайт » и « шератон ». Конец XVIII века в Англии — время наибольшей популярности фаянсовых изделий Джозайи Веджвуда , стилизованных «под античность». После поездки в 1750 году в Италию, а также под воздействием творчества Роберта Адама и Шарля-Луи Клериссо , Уильям Чеймберс также обратился к античным прототипам в архитектуре. В этот период эклектично смешивались элементы многих художественных стилей: «Луи XVI» с «помпейскими», «этрусскими» и неоготическими мотивами . Схожий стиль того же времени (1785—1815) в США называют « федеральным стилем » .
Дальнейшее развитие неоклассического стиля в искусстве Англии связано с периодом эдвардианского неоклассицизма (1901—1910).