Interested Article - Война Пляски Духов

Война Пляски Духов ( англ. Ghost Dance War ) — вооружённый конфликт между США и индейским народом лакота , происходивший на территории штата Южная Дакота с 1890 года по 1891 год . Конфликт завершился капитуляцией вождя Пинающего Медведя 15 января 1891 года.

Пляска Духов

Религия Пляски Духов была создана в 1880-х гг. пайютским пророком Вовокой . Основой религии была экстатическая пляска, её участники часто впадали в транс и имели видения. Вовока утверждал, что спасёт всех верующих индейцев на земле. Белые люди исчезнут, стада бизонов и других животных вернутся в изобилии.

Слухи о новом мессии достигли лакота зимой 1888 года. Первая делегация, которая отправилась в Неваду, вернулась в резервацию весной 1890 года. Несмотря на мирную направленность проповедей Вовоки, некоторые лидеры лакота истолковали его идеи по-своему. Они уверяли, что каждый, кто носит украшенные защитными амулетами рубахи духов , становится неуязвим, и пули солдат не смогут причинить им вреда. Одним из самых активных проповедников нового культа среди лакота стал Пинающий Медведь . Вдохновлённые новой надеждой, лакота танцевали с мессианским неистовством, до полного изнеможения. Пляска духа распространилась с такой скоростью, что за два месяца эту религию приняло подавляющее большинство народа.

Война

Введение войск в резервации

Белые американцы были встревожены религиозным возбуждением и распространением Пляски Духов среди лакота и полагали, что за этим последует вооружённое восстание. Значительную роль в нагнетании напряжённости сыграл индейский агент Дэниэл Ройер, прибывший в Пайн-Ридж в 1890-м году, и американская пресса. Ройер не знал индейцев и патологически их боялся, Пляску Духов он воспринимал как сугубо военный танец и регулярно отсылал правительству панические депеши о том, что индейцы вот-вот начнут войну и необходимо прислать войска. Индейское ведомство передало дело о Пляске Духов на рассмотрение Военному Департаменту США и 15 ноября 1890 года Ройеру было приказано изложить существо дела . В тот же день он телеграфировал, что требуется не менее 1000 солдат, чтобы усмирить индейцев . Индейский агент резервации Роузбад тоже сообщал, что необходимо ввести войска.

17 ноября 1890 года американская армия под командованием генерала Джона Раттера Брука отправилась в резервации лакота. Общий план кампании был разработан генералом Нельсоном Майлзом , командующим Военным Департаментом Миссури. 19 ноября 1890 года из форта Робинсон прибыли первые войска , за которыми вскоре последовали другие. За небольшое время на индейских землях было сосредоточено около 3000 солдат армии США . Узнав, что на территорию резерваций прибывают войска, Пинающий Медведь , Короткий Бык и около 3000 их сторонников укрылись в труднодоступных землях в северо-западной части Пайн-Ридж .

Убийство Сидящего Быка

Власти США решили арестовать наиболее нелояльных вождей, и в первую очередь Сидящего Быка, лидера хункпапа . Хотя сам он не был среди предводителей культа Пляски Духов, однако не препятствовал его распространению и оставался очень враждебно настроенным к белым людям. Именно по его приглашению Пинающий Медведь организовал первую в резервации Стэндинг-Рок Пляску Духов. Индейский агент Маклафлин, нашедший наконец повод избавиться от Сидящего Быка, приказал арестовать вождя.

На рассвете 5 декабря 1890 года 43 индейских полицейских во главе с лейтенантом Бычьей Головой окружили хижину безоружного Сидящего Быка , пока сто всадников 8-й кавалерии во главе с капитаном Фечетом ждали в засаде. Полиция обыскала дом и изъяла несколько ружей. При попытке ареста вождя возникла перестрелка и Сидящий Бык был убит лейтенантом Бычьей Головой и сержантом Красным Томагавком двумя выстрелами. Смертельный выстрел Красного Томагавка, совершённый со спины практически в упор, пришёлся в голову. Бой между защитниками Сидящего Быка и полицейскими был тяжёлым — в тот день погибло 14 сиу , а из 4 тысяч патронов, имевшихся у полицейских, к моменту появления солдат из засады оставалось всего 470.

Бойня на ручье Вундед-Ни

После смерти вождя более 200 членов его племени хункпапа, опасаясь репрессий, бежали на юг в резервацию Шайенн-Ривер . Большая их часть впоследствии сдалась американским военным, остальные присоединились к группе из племени миннеконжу под руководством вождя Большая Нога , который считался военными единственным важным и опасным лидером лакота за пределами бэдлендов , где укрылись Пинающий Медведь и его сторонники. Встретившись с военными, Большая Нога подтвердил своё желание жить в мире с белыми и отправиться в индейское агентство. Ночью 23 декабря группа Большой Ноги повернула на юг и пустилась в бегство. Военные начали преследование, но сумели настигнуть и блокировать индейцев только 28 декабря .

29 декабря 1890 года отряд из 500 солдат и четырёх пушек 7-го кавалерийского полка США окружил лагерь беглецов на территории резервации Пайн-Ридж. Перед полком была поставлена задача разоружить индейцев и арестовать их вождя. Большая Нога тяжело болел воспалением лёгких, остальные индейцы также были измождены зимним переходом и не собирались оказывать организованное сопротивление. Однако многие индейцы не хотели сдавать оружие, поскольку охота в это трудное время была для них единственным источником существования. Полковник Форсайт игнорировал просьбы индейцев и послал небольшой отряд солдат обыскивать их типи . Выполняя распоряжение военных, лакота поставили типи на открытой равнине и были со всех сторон окружены солдатами. Обыск занял много времени и вызвал сильное волнение среди женщин и детей. Молодой воин Чёрная Лиса выстрелил в сторону солдат, которые моментально ответили залпом, расстреливая лакота почти в упор.

В ходе сражения погибло 25 солдат и не менее 153 индейцев, включая мужчин, женщин и детей . По некоторым источникам число убитых индейцев достигло 300 человек. Считается, что некоторые солдаты были случайно убиты своими же товарищами, поскольку первоначально стрельба велась в хаосе с близкого расстояния, часть солдат находилась среди индейцев, а многие лакота были уже разоружены и пытались отбиваться только ножами .

Небольшая часть оставшихся в живых лакота бежала к ближайшему оврагу, преследуемая сотнями солдат. Преследование было настоящей резнёй , в которой бегущих женщин и детей расстреливали уже после того, как сопротивление было прекращено и большинство индейских воинов были убиты. На следующий день лакота атаковали солдат и двоих убили, ещё семеро были ранены .

Бой на Грасс-Крик

3 января 1891 года лакота напали на подразделение 7-го кавалерийского полка под командованием капитана Керра на Грасс-Крик. Вскоре на помощь Керру прибыли несколько отрядов солдат из индейского агентства. В этом бою индейцы потеряли четырёх человек убитыми, у солдат потерь не было .

Сражение близ Вундед-Ни-Крик

5 января 1891 года индейцы, в количестве 50 человек, атаковали обоз с припасами близ Вундед-Ни-Крик. Отряд военных, посланный навстречу обоза, поспешил на выручку погонщикам и открыл огонь из-за фургонов. Лакота отступили, солдаты смогли убить несколько их лошадей. Через некоторое время к индейцам прибыли ещё воины и схватка возобновилась. Поздним вечером подоспели новые части американской армии и индейцы скрылись, потеряв ещё несколько человек убитыми и ранеными .

Последствия

Лишь благодаря умелым действиям властей и мирных вождей лакота удалось избежать нового восстания . За бойню на ручье Вундед-Ни как минимум 20 военнослужащих полка были награждены высшей воинской наградой США — Медалью Почёта . Генерал Нельсон Майлз освободил полковника Форсайта от командования и инициировал расследование, которое, однако, не принесло никаких результатов. Пинающий Медведь капитулировал со своими сторонниками 15 января 1891 года.

Война Пляски Духов была последним серьёзным вооруженным конфликтом в истории индейских войн в США . После окончания войны, случившиеся в жизни лакота перемены оказались для них катастрофическими. Морально подавленные и голодные индейцы теперь полностью зависели от американских чиновников разного уровня.

Примечания

  1. Муни, стр. 156
  2. Котенко, стр. 50
  3. Kehoe, B Alice. The Ghost Dance: Ethnohistory and Revitalization , Massacre at Wounded Knee Creek , p. 13. Thompson publishing; 1989
  4. Муни, стр. 164
  5. Муни, стр. 165
  6. Муни, стр. 166
  7. Котенко, стр. 48
  8. Муни, стр. 173
  9. Муни, стр. 175
  10. . Дата обращения: 9 декабря 2014. 10 декабря 2014 года.
  11. Liggett, Lorie . Bowling Green State University (1998). 10 сентября 2006 года.
  12. Strom, Karen (1995). 22 февраля 2012 года.
  13. Phillips, Charles. December 29, 1890. American History . Dec 2005 40(5) pp. 16-68.
  14. Стукалин, стр. 97
  15. Муни, стр. 208
  16. Green, Jerry . Nebraska State Historical Society, also available in Nebraska History #75, pages 200-208 . Nebraska State Historical Society History. 17 августа 2013 года.

Литература

  • Джеймс Муни . Религия Пляски Духов и восстание сиу в 1890 году. — Москва: ЗелО, 1996. — 222 с.
  • Стукалин Ю. Энциклопедия военного искусства индейцев Дикого Запада. — М. : Яуза; Эксмо, 2008. — 688 с. — ISBN 978-5-699-26209-0 .
  • Котенко Ю. Индейцы Великих равнин. Оружия, воинская магия, боевое искусство, битвы. — М. : Издательский Дом «Техника-молодежи», 1997. — 160 с. — ISBN 5-88573-005-9 .
  • Andersson, Rani-Henrik. The Lakota Ghost Dance of 1890. — University of Nebraska Press, 2009. — ISBN 978-0-8032-1073-8 .
  • Utley, Robert M. . — Yale University Press, 1963. — ISBN 0-300-00245-9 .

Ссылки

Источник —

Same as Война Пляски Духов