Interested Article - Гуттериты

Хор гуттеритов

Гуттериты ( нем. Hutterer ) — течение в анабаптизме , которое возникло в XVI веке, названо по имени одного из первых лидеров — Якоба Гуттера . Отличительной их чертой является общность имущества .

История

В 1528 г. группа анабаптистов- пацифистов была вынуждена покинуть Никольсбург (ныне Микулов , Чехия ) и скрываться в окрестных лесах. Их принципом была общность имущества.

В 1529 г. Якоб Гуттер привел в Моравию из Тироля небольшую группу последователей. Они поселились возле Аустерлица (ныне Славков-у-Брна , Чехия).

В 1533—1535 гг. анабаптисты-пацифисты Моравии разделились на 3 группы:

  • гуттериты — последователи Гуттера, которые были согласны с обобществлением имущества;
  • (по имени ), которые покинули Моравию в 1535 году и вернулись в Южную Германию ;
  • (по имени ), которые покинули Моравию и вернулись в Силезию , родину Ашерхама. Но в 1542—1545 годах большинство габриелитов вернулись в Моравию и присоединились к гуттеритам.

В 1535 году многие гуттериты были арестованы и казнены, 25 февраля 1536 года Гуттер был сожжён на костре в Инсбруке . После его смерти общину возглавил Г. Амон (1536—1542), избранный епископом ( Vorstether ). Он начал посылать миссионеров ( Sendboten ) в Австрию , Германию и Швейцарию , но большинство из них были арестованы и казнены. Один из миссионеров, сапожник П. Ридеман, в тюрьме написал «Исповедание веры» ( Rechenschaft , 1540), которое гуттериты используют и ныне, так же как и написанные Ридеманом гимны.

Несмотря на гонения, в Моравии гуттериты чувствовали себя в безопасности и их число быстро росло за счёт анабаптистов, бежавших в Моравию из других стран. Предполагается, что к 1621 году в Моравии и Словакии существовало около 102 общины гуттеритов численностью около 30 тыс. чел.

Но во время Тридцатилетней войны католическая армия разрушила 12 и разграбила 17 колоний гуттеритов, а в 1622 г. кардинал Франц фон Дитрихштейн изгнал всех гуттеритов из Моравии. Часть из них переселилась в Словакию.

В 1621 году князь Габор Бетлен пригласил гуттеритов в Трансильванию , пообещав им землю и свободу вероисповедания. Однако гуттериты не поверили ему и отказались переселяться. Тогда Бетлен похитил 85 человек и поселил их в Альвинце (ныне , Румыния ), затем в течение 2 лет к ним присоединилось около 900 чел. В 1690 году эти гуттериты отошли от практики обобществления собственности, однако ещё 60 лет они продолжали называть себя гуттеритами и практиковали гуттеритское богослужение.

Миграции гуттеритов в Европе в 1526—1874 годах

В XVIII веке при императрице Марии Терезии преследования гуттеритов возобновились. В пятидесятых и шестидесятых годах XVIII века гуттериты Словакии номинально стали католиками, но они тайно собирались и совершали своё прежнее богослужение. К концу восемнадцатого века их сопротивление было окончательно сломлено. Крестьяне прозвали их Габаны , их потомки продолжали жить в словацких колониях, но к середине XX века они ассимилировались со словаками .

В 1767 году 67 гуттеритов под руководством Йозефа Кухры и Иоганна Шталя переселились в Валахию , а затем во время русско-турецкой войны в 1771 году 60 из них переселились в Российскую Империю (на территории нынешней Украины ) и поселились на землях П. А. Румянцева , который выделил им овец и сельскохозяйственный инвентарь. Эта община получила название «Вишенка» (по названию имения Румянцева, ныне село Вишенки Коропского района Черниговской области ). В 1771—1791 годах эта община постоянно пополнялась выходцами из Центральной Европы , среди которых были и меннониты .

После смерти Румянцева в 1796 г. его сыновья попытались сделать гуттеритов своими крепостными , но Павел I переселил гуттеритов на государственные земли. В 1802 г. 44 семьи гуттеритов переехали в Радичев , где основали новую колонию.

В 1859 году благодаря усилиям проповедника Якоба Хоффера, у российских гуттеритов была восстановлена утраченная ими общность имущества.

В 1873 году меннониты и гуттериты, узнав о подготовке в России закона о всеобщей воинской повинности , послали своих представителей в США , чтобы подготовить переселение туда. Но по закону меннониты (а гуттериты рассматривались как их часть) получили возможность альтернативной службы в пожарных частях, лесных хозяйствах и т. п. В результате в США выехали только 18 тыс. меннонитов из 45 тыс., но гуттериты эмигрировали все.

Гуттериты поселились в Дакоте , часть из них затем перебралась в Монтану . Их общины успешно развивались вплоть до начала Первой мировой войны , когда у гуттеритов возник конфликт с американскими властями из-за их отказа от призыва в армию. Поэтому многие гуттериты переселились в Канаду (в провинции Манитоба и Альберта ).

Во время Второй мировой войны гуттеритам разрешили проходить альтернативную гражданскую службу.

К 1980 году общая численность гуттеритов в Канаде достигала 24 326 чел., в настоящее время всего в Канаде и США в 460 общинах живут примерно 45 тыс. гуттеритов. Они исторически делятся на четыре направления: Schmiedeleut («люди кузнеца», то есть последователи лидера XIX века кузнеца Михаэля Вальднера), Dariusleut (последователи Дариуса Вальднера), Lehrerleut (назвавшиеся так, потому, что их старейшина был учителем (Lehrer)) и Prairieleut (группа, которая до приезда в США не практиковала общность имущества и поселилась отдельно в прериях Дакоты).

Образ жизни в настоящее время

Община гуттеритов

Средний размер одной общины — 80 человек (14 семей). Они занимаются сельским хозяйством, но также имеются и мастерские, оснащенные современным оборудованием, которые как обслуживают саму общину, так и выполняют внешние заказы (в отличие от амишей , гуттериты не отвергают современные технологии). Все доходы от бизнеса тратятся на общие нужды общины.

Гуттеритские женщины очищают кукурузные початки

Гуттериты не имеют личных банковских счетов. Каждая семья живет в отдельном доме, но питаются все вместе в общей столовой общины. Детские сады и школы у каждой общины свои.

Школа гуттеритов

Наиболее важный момент в жизни любого гуттерита — крещение , которое они принимают в 20-30 лет, после чего мужчина получает у старейшин общины разрешение на брак. Женатые мужчины носят бороды. Женщина любого возраста и положения обязана носить платок на голове. Разводы запрещены, но вдовы и вдовцы иногда заключают повторные браки. У гуттеритов очень высокая рождаемость.

Гуттериты считают, что фотографирование человека нарушает первую из 10 заповедей : не создавай себе кумира и никакого изображения того, что на небе и на земле. Гуттериты канадской провинции Альберта пытались отстоять право не фотографироваться при получении водительского удостоверения. До 2003 года это им позволяли. Однако в 2009 году Верховный суд Канады не признал за ними такое право.

Язык

Гуттериты говорят на английском , но сохранили и свой немецкий диалект ( хуттерский язык ), в который вошли славянские и английские заимствования.

Примечания

  1. . Дата обращения: 2 февраля 2013. 31 января 2013 года.
  2. Вайс Я., Хавер Н. П. Колонии гуттеритов в Украине // Мелитопольский краеведческий журнал, 2017, № 9, с. 16-23
  3. . Дата обращения: 2 февраля 2013. 20 июля 2014 года.

Ссылки

  • (англ.)
  • Schlachta, Astrid von: , , Майнц: (нем.) , 2011, проверено 18 мая 2011.
Источник —

Same as Гуттериты