Эспер, Евгений Иоганн Кристоф
- 1 year ago
- 0
- 0
Иога́нн Кри́стоф Го́тшед ( Го́ттшед , нем. Johann Christoph Gottsched , 2 февраля 1700 — 12 декабря 1766 ) — немецкий писатель и , критик , историк литературы и , теоретик раннего Просвещения , теоретик немецкого языка и литературы, наиболее авторитетный защитник языковой унификации во второй половине XVIII в . Как писатель Готтшед занимает выдающееся место в истории развития немецкой литературы.
Фамилия Готшеда не имеет устоявшегося написания по-русски. Написание «Готтшед» используется гораздо реже, чем написание «Готшед».
Готшед родился в селении Юдиттен (Juditten) под Кёнигсбергом ( королевство Пруссия ) (теперь — Центральный район города Калининграда , Россия ) в семье проповедника. В 14 лет он поступил в Кёнигсбергский университет , чтобы изучать теологию , однако увлекшись трудами Лейбница и Вольфа , посвятил себя в первую очередь изучению философии. В январе 1724 он бежал из Кёнигсберга в Лейпциг из страха быть завербованным в прусскую армию (шансы оказаться завербованным были очень велики — из-за его высокого роста и крепкого телосложения).
В Лейпцигском университете он познакомился с Иоганном Буркхардтом Менке ; при этом известный полимат Менке избрал его в качестве для своего сына. Не получив возможности стать сотрудником научного журнала Acta eruditorum , он в том же году прошёл продедуру хабилитации , тем самым приобретя разрешение читать публичные лекции . По протекции Менке Готтшед стал членом престижного нем. Teutschübende Poetische Gesellschaft (Немецкого поэтического общества), в 1727 году уже по инициативе самого Готшеда перенёсшего свою деятельность из Гёрлица в Лейпциг, ставшего одним из центров по реформированию немецкого языка.
В 1730 он был назначен экстраординарным профессором поэзии на , а в 1734 — профессором логики и метафизики на том же факультете. Своим преподаванием и литературно-журналисткой деятельностью Готшед содействовал развитию немецкой литературы , театра и риторики .
Иоганн Кристоф Готтшед состоял в браке с Луизой Готтшед , которая принимала участие в его литературной деятельности.
Готшед издавал журналы: «Die vernünftigen Tedlerinnen» (Разумные хулительницы, 1725 — 1726 , 2 тт.), «Der Biedermann» (Честный человек, 1727 ) — по образцу английских моралистических (нравоучительных) еженедельников , затем «Beiträge zur kritischen Historie der deutschen Sprache, Poesie und Beredsamkeit» (Статьи к критической истории немецкого языка , поэзии и красноречия , 1732 ), «Neuer Büchersaal der schönen Wissenschaften und freien Künste» (Новая библиотека наук об изящном и свободных искусств, 1745 — 1754 ), «Das Neueste aus der anmutigen Gelehrsamkeit» (Новое из области приятной учёности, 1751 — 1762 ) — по вопросам эстетики и истории литературы.
Готшед — один из создателей немецкого просветительского классицизма .
Художественное мировоззрение Готшеда носило узко рационалистический характер : в поэзии и литературе наибольшее значение он придавал поучительности. Он боролся с традициями барокко , особое внимание уделяя реформе , которую преобразовывал по образцам. Готшед был врагом всего вычурного, чрезмерно пышного, орнаментального. Он высказывался за , простоту , « правдоподобность ». Он изгнал из немецкой литературы так называемые «Haupt und Staat-Aktionen», излюбленную драматическую форму барокко, форму, перегруженную чисто зрелищными элементами.
В истории немецкой литературы сыграла большую роль известная дискуссия между Готшедом и цюрихскими критиками Бодмером и Брейтингером по вопросам теории и направлений в искусстве. Последние выступили в защиту творческой фантазии , оправдывали введение элементов чудесного в художественные произведения ( Мильтон ). В дискуссии Готшед потерпел поражение, которое было закреплено критикой Лессинга , позднее нападками деятелей периода « бури и натиска » на узкорационалистическую отвлеченно-безжизненную поэтику Готшеда. Впрочем Лессинг, являвшийся крупнейшим немецким просветителем, во многом был близок Готшеду, и только молодой Гёте , Гердер и другие «штюрмеры» окончательно подорвали его влияние в немецкой литературе. Отчасти такое отношение к Готшеду вызывала и его общественная позиция, которая квалифицировалась критиками следующих поколений как «раболепие перед власть имущими».
Как драматург Готшед сотрудничал с театральной труппой Фредерики Каролины Нойбер .
В Кенигсберге рядом с Юдиттен-кирхой , где крестился Готшед, до сих пор стоит здание Школы имени Готшеда нем. Gottschedschule (сейчас — также школа), улица сержанта Мишина раньше назвалась нем. Gottschedstrasse .