Interested Article - Мейстерзингер

Ганс Сакс , один из наиболее известных мейстерзингеров

Мейстерзи́нгеры ( нем. Meistersinger , Meistersänger , букв. «мастера-певцы», от нем. Meister — «мастер», и нем. Singer — «певец» ) — немецкие поэты-музыканты из бюргерского сословия, объединявшиеся по ремесленно-цеховому принципу в литературно-певческие общества (школы). Расцвет мейстерзанга пришёлся на XVI век .

Краткая характеристика

Мейстерзингеры происходили из цеховых ремесленников, представляли среду среднего и мелкого бюргерства . Они называли себя мейстерзингерами в отличие от миннезингеров — «старых мастеров» (alte Meister), носителей куртуазной лирики , творчество которых считали образцом для подражания. Первые упоминания о мейстерзингерах относятся к XV веку, временем расцвета мейстерзанга считают XVI век, последние сведения о мейстерзингерах датируются XVIII веком.

В основе музыки (строго одноголосной ) мейстерзингеров лежит мелодия-модель, так называемый тон ( нем. Meisterton ), или вайзе ( нем. Weise , букв. — напев), которая подтекстовывалась разными стихами по принципу контрафактуры . Число тонов постоянно увеличивалось; к 1630 их насчитывалось около 1400. Названия давались по имени автора и иногда были весьма причудливыми, например, «серебряный тон Сакса», «чёрный тон Клингзора», «увеселительный сад Венеры [Veneris Lustgarten] Мецгера» .

Наиболее известные мейстерзингеры: Ганс Сакс , Ганц Фольц , Ганс Розенблют , Йёрг Викрам , Г. Фо­гель, А. Мец­гер, .

Крупнейшие собрания музыки и текстов мейстерзингеров — так называемый Кольмарский песенник (Kolmarer Liederhandschrift; ок. 1460; содержит около 900 текстов и 100 мелодий) и «Песенник» Пушмана (Singebuch; 1588; ок. 350 мелодий) .

Мейстерзингеры в искусстве

Мир мейстерзингеров красочно и достаточно достоверно изображён в опере Рихарда Вагнера « Нюрнбергские мейстерзингеры » , при создании которой композитор использовал книгу Иоганна Кристофа Вагензейля «О сладостном искусстве мейстерзингеров» ( Von der Meistersingern holdseligen Kunst , 1697).

Литература

  • Grimm J. Ueber den altdeutschen Meistergesang. Göttingen, 1811;
  • Wertheim H. Entstehung und Verlauf des deutschen Meistersangs. [s.l.], 1897;
  • Nürnberger Meistersingerprotokolle 1575—1869, in Bibliothek des literarischen Vereins in Stuttgart. Stuttgart, 1898;
  • Mey C. Der Meistersang in Geschichte und Kunst. Leipzig, 1901;
  • Nagel W. Studien zur Geschichte des Meistersangs. Langensalza, 1909;
  • Weber R. Zur Entwicklung und Bedeutung des deutschen Meistersangs im 15 und 16 Jh., 1921;
  • Stammler W. Von Mystik zum Barock, 1400—1600. Stuttgart, 1927;
  • Meistergesang // Reallexikon der deutschen Literaturgeschichte, B. IV, 1931 (содержит обстоятельную библиографию).
  • Пуришев Б. И. Мейстерзанг // Литературная энциклопедия: В 11 т. — М., 1929—1939. Т. 7. — М.: ОГИЗ РСФСР, гос. словарно-энцикл. изд-во «Сов. Энцикл.», 1934.

Примечания

  1. / Лебедев С. Н., Ерохин А. В. // Большая российская энциклопедия : [в 35 т.] / гл. ред. Ю. С. Осипов . — М. : Большая российская энциклопедия, 2004—2017.
  2. Рукопись «Песенника», находившаяся в Городской библиотеке Бреслау (Stadtbibliothek, MS 356), исчезла во время Второй мировой войны. Транскрипция рукописи была опубликована Г. Мюнцером: Das Singebuch des Adam Puschman / hrsg. v. G. Münzer. Leipzig, 1906.

Литература

Ссылки

Источник —

Same as Мейстерзингер