Interested Article - Ирландская мифология

Три ипостаси Ковентины . Ксилография из «Предания Святых источников Англии».

Ирландская мифология мифология ирландцев , входящая в корпус мифологии кельтской . Сохранившиеся источники позволяют разделить корпус текстов ирландской мифологии на четыре основных цикла: мифологический , уладский , Цикл Финна (или Оссиана ) и королевский, или . Кроме того, существует определённое количество материалов, не входящих в эти циклы.

Ирландия — «самая кельтская» страна

Статуя Святого Патрика

Основная проблема при изучении кельтской мифологии состоит в том, что до нас дошло очень немного надёжных её источников. В основном о кельтах и их культуре мы судим по тому, что было написано античными исследователями. Отношение к таким свидетельствам, понятно, настороженное, поскольку очень тяжело выделить, что же в таких свидетельствах истинно кельтское, а что наносное, так как кельты были побеждены Римом , и Галлия быстро романизировалась. Сами же античные авторы не были лишены некой предвзятости и оценивали увиденное согласно своим представлениям о богах и небесной иерархии. В этом смысле положение Ирландии особое, поскольку она не была завоёвана римлянами, а потому была избавлена от влияния чуждой культуры.

Другой проблемой мог бы стать процесс принятия христианства ( IV V столетия), поскольку христианизация всегда сопровождалась вытеснением языческой культуры. К счастью, дошедшие до нас ирландские скеллы практически лишены заметного христианского влияния. По этой причине при изучении кельтской мифологии наибольший интерес представляет корпус именно ирландских легенд .

Источники скелл

Страница Лейнстерской книги

Происхождение ирландских скелл до конца не выяснено. Спорно даже то, что сначала они существовали в устной форме, а потом, с приходом в Ирландию христианства были записаны (а не придуманы) монахами. В любом случае, запись кельтских скелл, складывающихся в эпос , стала, пожалуй, самым большим культурным достижением средневековой Ирландии. Наиболее древняя из таких сохранившихся рукописей — « Книга Бурой Коровы » (кон. XI — нач. XII вв.), получившая своё название за пергамент , на котором была написана. Хранится в библиотеке Ирландской королевской академии . Менее древними являются « Лейнстерская книга » (нач. XII в., библиотека дублинского Тринити Колледжа ) и манускрипт B 502 ( Rawl. ) ( Библиотека Бодли Оксфордского университета ). При этом большинство материалов датируются значительно более ранним временем, чем время создания этих манускриптов. Лингвистический анализ показывает, что некоторые прозаические отрывки датируются VII веком , а некоторые из стихов могли быть записаны и в VI веке .

Имеется также собрание четырёх манускриптов , появившихся на западе Ирландии в конце XIV — начале XV века : « Жёлтая книга Лекана » , « Великая книга Лекана » , « » , и « Баллимотская книга » . Первая из них содержит часть наиболее ранней известной версии Похищение быка из Куалнге и хранится в Тринити Колледже. Другие три находятся в Королевской Академии. Стоит обратить внимание и на прочие манускрипты XV века , (напр., «Книгу Фермоя» ) и более поздние синкретические работы, такие как «Foras Feasa ar Éirinn» ( «История Ирландии» ) (ок. 1640 ), особенно учитывая, что позднейшие составители, возможно, располагали и ныне исчезнувшими манускриптами.

Следует, однако, учитывать, что большинство манускриптов были созданы христианскими монахами , испытывавшими двойственные чувства: желание увековечить родную культуру и религиозное противостояние с языческими верованиями; в результате этого когнитивного диссонанса некоторые боги были эвгемеризованы . Более поздние источники также могли содержать пропагандистскую составляющую, поскольку предназначались для создания собственной ирландской истории, которая могла бы выдержать сравнение с мифическим происхождением британских захватчиков от основателей Рима , распространявшееся Гальфридом Монмутским и прочими. Имелась также и выраженная тенденция к подгонке ирландских генеалогий к известным в то время диаграммам греческих или библейских родословных.

Ранее считалось бесспорным, что средневековая ирландская литература сохранила древнюю традицию в практически не изменившейся с течением веков форме устной культуры древних кельтов . описал Уладский цикл как «окно в Железный Век », а попытался провести параллели между « Угоном быка из Куалнге » и иконографией Гундеструпского котла . Однако данная позиция была оспорена филологами-«ревизионистами», полагающими, что большинство из текстов было создано во времена христианства в качестве намеренной имитации эпоса классической литературы , пришедшей вместе с латынью . Ревизионисты находили в «Угоне быка из Куалнге» фрагменты, как им казалось, испытавшие влияние « Илиады », и указывали на факт существования «Togail Troi» , очень ранней ирландской адаптации « Энеиды », содержащейся в «Лейнстерской Книге», а также обращали внимание, что материальная культура текста, как правило, ближе ко времени составления текста, чем к далекому прошлому. Единственное, в чём они нашли согласие — в том, что изучать текстовый материал следует более критически.

Мифологический цикл скелл

Это особый цикл, поскольку его скеллы иногда рассматривают как космогонические мифы кельтов, то есть мифы о создании мира, хотя в данном случае речь не идёт о таких грандиозных историях, как рождение вселенной, вроде вавилонских и скандинавских преданий, а всего-навсего об оформлении теперешнего облика Ирландии и племенах, её заселявших.

Мифологический цикл сохранился наименее хорошо из всех четырёх циклов. Наиболее важными источниками являются « Старина мест » и « Книга захватов » . Другие саги цикла — « » , « Сватовство к Этайн » и «(Вторая) Битва при Маг Туиред » , а также одна из наиболее известных ирландских саг « » .

«Книга захватов» — псевдоистория Ирландии, прослеживающая родословную ирландцев в глубь времен до Ноя . История страны представляется в виде серии вторжений, или «захватов» Ирландии различными последовательно прибывающими народами.

«Старина мест» — грандиозная работа по ономастике ранней Ирландии, излагающая в виде последовательности поэм легенды о названиях различных памятных мест. Она включает в себя много важной информации о персонажах и историях Мифологического цикла, в том числе рассказывает о битве при Тальтиу , в которой Туата де Дананн (одно из последовательности захватывающих Ирландию племен) были побеждены милезийцами .

В средние века Туата Де Дананн рассматривались не столько как боги, сколько как изменившее форму волшебное население Ирландии Золотого Века . Такие тексты, как Книга захватов и Битва при Маг Туиред представляют их королями и героями далёкого прошлого, завершая цикл историями их смерти. Однако есть веские свидетельства, как в текстах, так и в остальных кельтских источниках, что когда-то они рассматривались как божества . Скеллы о Туата де Дананн составляют подавляющее большинство Мифологического цикла.

Уладский цикл скелл

Уладский цикл сложен примерно в начале христианской эры, большая часть действий происходит в областях Ульстер и Коннахт . Этот цикл состоит из ряда героических историй, касающихся жизни Конхобара мак Несса , короля Ульстера, великого героя Кухулина , сына Луга, их друзей, возлюбленных и врагов. Цикл назван по имени уладов , населения северо-восточной части Ирландии, действие историй разворачивается вокруг королевского двора в Эмайн Махе , близ современного города Армаг . Улады тесно связаны с ирландской колонией в Шотландии , часть обучения Кухулина происходит именно там.

Цикл состоит из историй рождений, детства и обучения, ухаживаний, битв, пиров и смертей героев и изображает военное общество, в котором война представляет собой последовательность одиночных стычек, а богатство измеряется в основном в количестве скота. Эти истории написаны, как правило, в прозе. Центральное произведение цикла — Похищение быка из Куалнге . Другие важные тексты Уладского цикла — Трагическая смерть единственного сына Айфе , Пир Брикрена и Разрушение Дома Да Дерга . Известной частью этого цикла является Изгнание сыновей Уснеха , более известное как трагедия Дейрдре и источник пьес Джона Синга , Уильяма Йейтса и .

В некоторых отношениях этот цикл близок к мифологическому. Некоторые из персонажей мифологического возникают в уладском, в том же виде изменившей форму магии. Хотя некоторых персонажей, таких, как Медб или , мы можем подозревать в том, что они были когда-то божествами, а Кухулин часто выказывает сверхчеловеческое совершенство, персонажи смертны и внедрены в определённое время и место. Если мифологический цикл соответствует Золотому Веку, то уладский — .

Цикл Финна или Оссиана

Эти скеллы так же рассказывают о героях, но если в скеллах уладского цикла герои преимущественно одиночки, то этот цикл скелл посвящён товариществу воинов и их удовольствию от пребывания в «избранном обществе прекрасных молодых воинов». Центральная скелла в этой группе историй — « Преследование Диармайда и Грайне », посвящённая любви и трагической гибели влюблённых. Возможно, подобная смена настроений в сагах связана с тем, что расцвет цикла совпадает по времени с распространением в Европе куртуазной поэзии трубадуров и труверов , а также романов артуровского типа.

Королевский или исторический цикл

Скеллы последнего, королевского, цикла повествуют не столько о королях, сколько о королевстве как идее, о династиях разных областей Ирландии, смене королевских домов и их судьбах. К этому циклу относятся истории о таких королях как Конайре Великий , Конн Ста Битв , Кормак мак Арт , Ниалл Девять Заложников или Домналл мак Аэда .

Литература

  • Бондаренко Г. В. Мифология пространства древней Ирландии. — М.: Языки славянской культуры, 2003. — 416 с. — (Язык. Семиотика. Культура. Малая серия). — ISBN 5-94457-127-6 .
  • Бондаренко Г. В. Мифы и общество Древней Ирландии. — М.: Языки славянской культуры, 2016. — 512 с. — ISBN 978-5-94457-270-7 .
  • Дуан О. Кельты / Пер. с англ. А. В. Милосердовой. — М.: Мир книги, 2008. — 128 с.: ил. — (Мифы и легенды народов мира). — ISBN 978-5-486-01964-7 .
  • Ирландские саги / Пер. с ирл. А. А. Смирнова . — Л.: Гослитиздат, 1961. — 3-е изд. — 298 с.
  • Ирландские и валлийские сказки / Пер. с англ. Н. В. Шерешевской. — М.: Гендальф-Мет, 1993. — 320 с.: ил. — ISBN 5-88044-022-2 .
  • Калыгин В. П. Этимологический словарь кельтских теонимов. — М.: Наука , 2006. — 182 с. — ISBN 5-02-034377-3 .
  • Кельтская мифология / Пер. с англ. С. Головой и А. Голова. — М.: Издательство Эксмо, 2004. — 640 с. — ISBN 5-699-01165-X .
  • Кельтские мифы. Валлийские сказания, Ирландские сказания / Пер. с англ. Л. И. Володарской. — Екатеринбург: У-Фактория. 2006. — 496 с. — (Bibliotheca Mythologica). — ISBN 5-9709-0219-5 .
  • Король птиц. Ирландские сказки и легенды / Пер. с англ. Н. В. Шерешевской. — М.: КРУГ, Фонд И. Д. Сытина, Роскнига, 1993. — 144 с. — ISBN 5-87020-022-9 .
  • Кэртин Джеремия. Легенды и мифы Ирландии / Пер. Л. А. Игоревского. — М.: ЗАО « Центрполиграф », 2008. — 224 с. — ISBN 978-5-9524-3878-1 .
  • Легенды Зелёного острова. Ирландские саги / Пер. А. А. Смирнова . Пред. Натальи О'Шей . Под ред. С. Э. Ласточкина. — М.: Вече, 2018. — 288 с. — (Всемирная история). — ISBN 978-5-4444-6696-4 .
  • Лики Ирландии. Книга сказаний / Пер. с англ. С. В. Шабалова. — СПб.: Летний сад, 2001. — 286 с. — (Anima Celtica). — ISBN 5-94381-002-1 .
  • Маккалох Джон Арнотт. Религия древних кельтов / Пер. с англ. С. П. Евтушенко. — М.: ЗАО « Центрполиграф », 2004. — 336 с. — ISBN 5-9524-1303-X .
  • Михайлова Т. А. Суибне-гельт зверь или демон, безумец или изгой. — М.: Аграф, 2001. — 448 с. — (Наследие кельтов. Исследования). — ISBN 5-7784-0184-1 .
  • Плавание Святого Брендана. Средневековые предания о путешествиях, вечных странниках и появлении обитателей иных миров / Пер. с лат. и старофранц. Н. С. Горелова. — СПб.: Азбука-классика, 2002. — 320 с. — ISBN 5-352-00238-1 .
  • Похищение Быка из Куальнге / Пер. с ирл. С. В. Шкунаева , Т. А. Михайловой, В. И. Швыряева. — М.: Наука, 1985. — 496 с. — (Литературные памятники).
  • Предания и мифы средневековой Ирландии / Сост., пер. С. В. Шкунаева . — М.: Изд-во МГУ, 1991. — 284 с. — (Университетская библиотека). — ISBN 5-211-00885-5 .
  • Рис Алвин, Рис Бринли. Наследие кельтов. Древняя традиция в Ирландии и Уэльсе / Пер. с англ. Т. А. Михайловой. — М.: Энигма, 1999. — 480 с. — (История духовной культуры). — ISBN 0-500-27039-2 .
  • Роллестон Томас. Мифы, легенды и предания кельтов / Пер. с англ. Е. В. Глушко. — М.: ЗАО « Центрполиграф », 2004. — 349 с. — ISBN 5-9524-1063-4 .
  • Саги об уладах / Пер. с ирл. Т. А. Михайловой, С. В. Шкунаева , Н. Ю. Чехонадской, Н. А. Николаевой . — М.: Аграф, 2004. — 640 с. — (Наследие кельтов. Источники). — ISBN 5-7784-0270-8 .
  • Сказки Британских островов: В 2-х тт. — Т. 1. Ирландские сказки. Валлийские сказки / Пер. с англ. Н. В. Шерешевской. — М.: Изд-во им. Сабашниковых, 1992. — 256 с. — ISBN 5-8242-0009-2 .
  • Стефенс Джеймс. Пять королевств Ирландии: битвы, любовь и странствия ирландских вождей и героев / Пер. с англ. В. Фирсова, С. Ермакова, Л. Колотушкина. — М.: Менеджер, 1998. — 224 с. — ISBN 5-87457-128-0 .
  • Чудесное плавание Брана . По мотивам кельтских преданий / Пер. с англ. Е. В. Перехвальской. — М.: Терра, 1996. — 480 с.: ил. — (UNICORNIS). — ISBN 5-300-00359-X .
  • Широкова Н. С. Мифы кельтских народов. — М.: Астрель, ООО «АСТ», ООО «Транзиткнига», 2005. — 432 с.: ил. — (Мифы народов мира). — ISBN 5-17-019444-7 , ISBN 5-271-08709-3 , ISBN 5-9578-0397-9 .

Источники в интернете

Ссылки

Источник —

Same as Ирландская мифология