Interested Article - Lapis Satricanus

Сатриканский камень ( лат. Lapis Satricanus ) — обнаруженный при раскопках (южный Лаций ) камень с посвятительной надписью, предположительно датируемой концом VI — началом V века до н. э.

Камень был обнаружен в 1977 году итальянскими и голландскими археологами при раскопках фундамента храма Матери Матуты на месте древнего латинского города Сатрика, близ нынешней деревни ( 41°31′ с. ш. 12°47′ в. д. ). Представляет собой расколотую на три фрагмента прямоугольную плиту примерно 87×63×15 см с фрагментом надписи на торце .

Надпись на архаичном латинском диалекте гласит следующее:

(…)IEI STETERAI POPLIOSIO VALESIOSIO
SVODALES MAMARTEI

На языке классической эпохи:

(…)iei steterunt Publii Valerii
sodales Marti

(…) ? посвятили Поплия Валезия содалы Марсу

Поскольку латинских надписей архаического периода найдено очень мало, этот текст представляет значительный интерес. Окончание генитива единственного числа на -osio очень древнее и имеет параллели в линейном письме B , языке гомеровских поэм и других индоевропейских языках. В классической латыни в этом случае будет -i .

Толкование этого текста вызвало разные мнения. Его можно перевести как <этот памятник> посвятили Поплия Валезия содалы Марсу , и как содалы Поплия Валезия посвятили <себя> Марсу . Архаическая форма имени Poplios Valesios соответствует классическому варианту Publius Valerius. Соблазнительно видеть в этом человеке одного из основателей Римской республики Публия Валерия Публиколу , однако подобное толкование наталкивается на некоторые возражения. Сатрик, находившийся на границе Помптинской равнины , лежал за пределами римской колонизации V века до н. э. Эта местность была ареной ожесточенной борьбы с вольсками и эквами в течение целого столетия, и римляне сумели там закрепиться только в 386 до н. э. Исходя из этого, высказывалось предположение, что речь может идти о Публии Валерии Потите , консулярном трибуне , который завоевал Сатрик и вывел туда колонию .

Тем не менее, в пользу отождествления Поплия Валезия с Публиколой, его сыном , или кем-то из родственников, также есть ряд соображений. Вольски и эквы захватили южный Лаций в начале V века до н. э. (Сатрик был взят вольсками в 488 до н. э. ), а в первые годы республики римляне вполне могли попытаться колонизировать этот район. Содалы — это дружинники, связанные клятвой верности, наподобие македонских гетайров или галльских сольдуриев, а в данном случае речь может идти о воинах, посвятивших себя богу Марсу по обычаю Весны Священной , и отправившихся на поиск и завоевание новых земель. Относительно того, как этот камень мог оказаться в основании храма Матери Матуты, предполагается, что он был взят из другого места и использован вторично .

Примечания

  1. Фотография и прорисовка — Hermon, p. 853
  2. Hermon, p. 853—856
  3. Маяк, с. 5—6
  4. Hermon, p. 853
  5. Ливий. II. 39, 4
  6. Hermon, p. 856—858

Литература

  • Bloch, Raymond. A propos de l’inscription latine archaïque trouvée à Satricum // Latomus, XLII, 1983, pp. 362—371.
  • Ferenczy E. Über das Problem der Inschrift von Satricum // Gymnasium, 94, 1987, s. 97—108
  • Hermon, Ella. Le Lapis Satricanus et la colonisation militaire au début de la République // Mélanges de l’Ecole française de Rome. Antiquité T. 111, № 2. 1999. pp. 847—881
  • Peruzzi E. On the Satricum inscription // La parola del passato, 33, 1978, p. 346—350
  • Stibbe C. M., Colonna G. Lapis Satricanus. Archeological, Epigraphical, Linguistic and Historical Aspects of the New Inscription from Satricum. — The Hague: Stockton, 1980
  • Versnel H. Satricum en Rome. De inscriptie van Satricum en de vroeg Romeinse geschiedenis (Satricum e Roma. L’iscrizione di Satricum e la storia romana arcaica). — Hollandse Rading: Stichting Nederlands Studiecentrum voor Latium, 1985
  • Маяк И. Л. Римляне ранней республики. — М.: Издательство МГУ, 1993. — ISBN 5-211-02050-2

Ссылки

  • (лат.) . Biblioteca Augustana. Дата обращения: 10 мая 2021.
Источник —

Same as Lapis Satricanus