До открытия
Микенской культуры
позднейшие исследователи полагали, что Дионис пришёл в
Грецию
из
варварских
земель, поскольку его экстатический культ с неистовыми танцами, захватывающей музыкой и неумеренным пьянством казался исследователям чуждым ясному уму и трезвому темпераменту
эллинов
. Тем не менее
ахейские
надписи свидетельствуют, что греки знали Диониса ещё до
Троянской войны
. В
Пилосе
один из месяцев назывался
di-wo-nu-so-jo me-no
(месяц Диониса)
.
Традиционно считается, что Дионис был сыном Зевса и
Семелы
, дочери
Кадма
и
Гармонии
. Узнав, что Семела ждёт ребёнка от Зевса, его супруга
Гера
в гневе решила погубить Семелу и, приняв вид или странницы, или Берои, кормилицы Семелы, внушила ей мысль увидеть своего возлюбленного во всем божественном великолепии. Когда Зевс снова появился у Семелы, та спросила, готов ли он выполнить любое её желание. Зевс поклялся водами
Стикса
, что выполнит его, а такую клятву боги нарушить не могут. Семела же попросила его обнять её в том виде, в котором он обнимает Геру, и Зевс предстал в пламени молний, опалив Семелу. Зевс был вынужден вырвать у неё из чрева недоношенный плод, который он зашил у себя в бедре и успешно выносил. Таким образом, Дионис был рождён Зевсом из бедра. Когда Зевс мучился родами,
Посейдон
угостил его
тунцом
.
Дионис родился шестимесячным и оставшееся время донашивался Зевсом. По версии
Диодора Сицилийского
, родился на
Наксосе
и воспитан местными
нимфами
. По другой версии, родился на склонах горы Дракан на острове
Крит
. Согласно третьей, его родиной были
Фивы
в
Беотии
.
Альтернативные версии
Согласно сказанию жителей Брасии (Лаконика), когда Семела родила сына от Зевса, Кадм заключил её в бочку вместе с Дионисом. Бочка была выброшена на землю Брасий, Семела умерла, а Диониса воспитали, его кормилицей стала Ино, воспитав его в пещере
.
Согласно ахейскому рассказу, Дионис был воспитан в городе Месатис и здесь подвергся опасностям со стороны титанов
.
Воспитание Диониса
У мифов, где фигурирует Семела, вторая мать Диониса, есть продолжение о воспитании бога.
Чтобы обезопасить своего сына от гнева
Геры
, Зевс отдал Диониса на воспитание сестре Семелы
Ино
и её супругу
Афаманту
, царю
Орхомена
, где юного бога стали воспитывать как девочку, чтобы Гера не нашла его. Но это не помогло. Супруга Зевса наслала на Афаманта безумие, в припадке которого Афамант убил своего сына, пытался убить Диониса, и из-за которого Ино со вторым сыном пришлось броситься в море, где их приняли
нереиды
.
Затем Зевс превратил Диониса в козлёнка, а
Гермес
отнес его к нимфам в
Нису
(которой приписывали самые разные местоположения). Нимфы спрятали его от Геры, закрыв колыбель ветками плюща
. Воспитан в пещере на Нисе
. После гибели первых воспитателей, Дионис был отдан на воспитание нимфам
Нисейской долины
. Там наставник юного бога
Силен
открыл Дионису тайны природы и научил изготовлению вина.
В награду за воспитание сына, Зевс перенёс нимф на небо, так появились, согласно мифу, на небе
Гиады
, скопления звёзд в
созвездии Тельца
рядом со звездой
Альдебаран
.
Дионис и безумие
Когда Гера вселила в него безумие, он покинул воспитывавших его
Ореад
и бродил по землям Египта и Сирии
. Согласно мифам Дионис путешествовал по Египту,
Индии
,
Малой Азии
, пересёк
Геллеспонт
, попал во
Фракию
, а оттуда добрался до родных
Фив
в
Греции
. Куда бы ни приходил этот бог, он всюду учил людей выращивать виноград, но ему сопутствовали безумие и насилие. Согласно одним мифам, Диониса свела с ума ненавидящая его
Гера
(Гера — супруга Зевса, а Дионис внебрачный сын громовержца), он даже совершал убийства, будучи взбешён. По другим же версиям, он сам сводил с ума тех, кто отвергал его и не признавал в нём бога.
Так, по одной из версий мифа, царь
Ликург
, отвергший Диониса, убил в приступе безумия топором своего сына, убеждённый, что срубает виноградную лозу Диониса. С ума сошли и дочери
Миния
, царя
Пенфея
растерзали обезумевшие вакханки. Сама мать несчастного,
Агава
, была среди этих женщин: она укрепила окровавленную голову сына на
тирс
, убеждённая, что это голова львёнка.
В
Аргосе
Дионис поверг женщин в безумие. Они бежали в горы с грудными младенцами на руках и стали пожирать их мясо
.
Индийский поход
Отправился в поход против Индии
и вернулся через три года, поэтому ему приносят «трёхлетние жертвы» и совершают раз в 3 года вакхические празднества
. Первым навёл мост через Евфрат у города Зевгма, где хранился канат из лоз винограда и плюща
. О почитании Диониса в Индии рассказывал
Мегасфен
. По некоторым данным, во время войны в Индии он был убит
Персеем
и погребён
.
Сошествие в Царство Мёртвых
Дионис спустился в Царство Мёртвых через болото Алкионию, а спуск ему показал
Полимн
. Из Царства Мёртвых он вывел свою мать
Семелу
, ставшую богиней Фионой.
Но они проплыли мимо Наксоса, заковали Диониса в цепи и взяли курс на Азию, желая продать его в рабство. Однако оковы сами упали с рук Диониса, а мачты и весла Дионис превратил в змей, наполнив корабль ветвями виноградных лоз и
плюща
и пением флейт. Он явился на палубу в образе медведицы и льва. Пираты от страха попрыгали в море и превратились в дельфинов
.
Ариадна
— дочь
критского
царя
Миноса
, с помощью нити которой афинский герой
Тесей
смог выбраться из лабиринта. На острове
Наксос
, по пути в
Афины
, герой вероломно бросил девушку. Ариадна была готова покончить с жизнью, но её спас Дионис, он взял её себе в жёны. Из любви к младшему сыну Зевс сделал Ариадну бессмертной богиней.
По другой версии, сам Дионис явился Тесею во сне, когда герой спал на Наксосе, и сообщил, что боги назначили Ариадну ему, Дионису, в жёны. Тесей подчинился воле богов и оставил Ариадну на острове.
Другие предания
Кроме вина, Дионис изобрёл «пиво»
.
Дионис и сопровождавшие его женщины впервые издали клич «Эвое» на горе в
Мессении
, которую назвали Ева
.
Диониса почитали арабы
. Когда бог бежал в Египет, превратился в козла
.
Отправился в поход против гигантов вместе с
Гефестом
и сатирами на ослах, ослы, почуяв
гигантов
, заревели, и те убежали. За это
Ослы
помещены на небо
.
По Еврипиду, Зевс сделал призрак Диониса из
эфира
и отдал его Гере
.
Эпитеты Диониса
Амфиет
. Эпитет Диониса, которому справлялись празднества ежегодно. Ему посвящён LIII орфический гимн.
Анфий
(Анфин, Антий). Эпитет Диониса
.
Апатурий
. Имя Диониса
.
(
др.-греч.
βασσαρεύς
, от
βασσαρίς
, «лисица») — по названию ритуальных одеяний Диониса и менад, сшитых из лисьих шкур. Имя Диониса во Фракии. Ему посвящён XLV орфический гимн.
Бромий
(«Шумный»). Эпитет Диониса
. Так как при его рождении гремел гром (бром)
. См.
Нонн
. Деяния Диониса V 560. В
Дервенийском папирусе
самостоятельная фигура.
Вакхий
(Вакх / Бакхий)
. Одно из имён Диониса
. Происходит от др.-греч. Βάκχος «Вакх», далее — из неустановленной формы. Его сопровождают
вакханки
. Статуя работы
Праксителя
в Афинах
. Статуя в
Коринфе
. Также эпитет Аполлона
.
Диме́тор
(
греч.
διμήτωρ
, «имеющий двух матерей»);
Дифирамб
. Имя Диониса
. Объясняется как «двувратный»
.
Еван
(Эван). Эпитет Диониса
.
Евбулей
. («Благосоветный»). Эпитет Диониса
. Отождествляется с Дионисом и Протогоном
. У орфиков отождествлялся с Дионисом, сыном Зевса и Персефоны
. Упоминается на орфических золотых пластинках из погребений
.
Леней
. Эпитет Диониса
. Поскольку виноград давят в бочке (ленос)
. Ему посвящён L орфический гимн.
Ликнит
. Эпитет Диониса, в связи с первыми плодами урожая
. Его праздник в
Дельфах
, где он был погребён после убиения его титанами
. От слова «ликнон» — корзинка в вакхических процессиях
.
Лисий
. (Лисей) («Освободитель»). Эпитет Диониса
, статуя в Коринфе
. Ему посвящён L орфический гимн.
Лиэй
(Лией; Лиэос
; Lyaeus). Эпитет Диониса
. (Вергилий, Нонн). Преимущественно встречается у поэтов и указывает на то, что Дионис был освободителем от забот и подателем радости (
Lyaeus
,
laetitiae dator
)
.
Триетерик
. («Трёхлетний»). Эпитет Диониса в XLV и LII орфическом гимне.
Феойний
. Эпитет Диониса
.
Фионей
(Тионей). Имя Диониса
.
Флион
(Флей). Имя Диониса
.
Фриамб
(Триамб). Эпитет Диониса. Поскольку справил первый триумф при возвращении из индийского похода
. Впервые у Пратина (фр.1, 16 Бергк) (рубеж VI—V вв. до н. э.)
.
Эгобол
(«Поражающий коз»). Эпитет Диониса, храм в Потниях
.
Элевферий
, то есть Элевферский — по названию города
Элевфер
в
Беотии
, неподалёку от границ с
Аттикой
, откуда, предположительно, культ Диониса получил распространение в Аттике
.
Элелей
. Эпитет Диониса
.
Эрибой
. Эпитет Диониса
.
Эсимнет
(«Владыка»). Эпитет Диониса. Находился в ларце, сделанном Гефестом и данном от Зевса
Дардану
. После взятия Трои доставлен в
Ахайю
, где хранился в
Патрах
.
С этим божеством традиционно связывают виноград и вино, деревья, хлеб. Но, по всей видимости, эти более поздние атрибуты вторичны. Главным же символом Диониса, как, прежде всего, бога производящей силы, был
бык
. Вакханки пели:
О, гряди, Дионис благой,
В храм Элеи,
В храм святой,
О, гряди в кругу хариты,
Бешено ярый,
С бычьей ногой,
Добрый бык,
Добрый бык!
Дионис-бык
Диониса часто изображали как быка или человека с рогами (Дионис Загрей). Так было, например, в городе
Кизике
, во
Фригии
. Имеются и античные изображения Диониса в этой ипостаси, так, на одной из дошедших до нас статуэток он представлен одетым в бычью шкуру, голова, рога и копыта которой закинуты назад. На другой он изображён ребёнком с бычьей головой и венком из виноградных гроздьев вокруг тела. К богу применялись такие
эпитеты
, как «рождённый коровой», «бык», «быковидный», «быколикий», «быколобый», «быкорогий», «рогоносящий», «двурогий». Согласно мифу, Диониса убили
титаны
, когда тот принял образ быка, поэтому
, разыгрывая страсти и смерть Диониса, зубами разрывали на части живого быка.
Видимо, из-за этой символической связи появилось убеждение, что именно Дионис первым запряг быков в плуг. До этого же времени, согласно преданию, люди тащили плуг вручную.
Принимал Дионис и облик
козла
. В
Афинах
и в арголитском городе
существовал культ Диониса, «носящего шкуру чёрного козла». А в мифе о воспитании Диониса у
Ино
Зевс
превратил юного бога в козлёнка (иногда упоминают барашка), чтобы спасти от ярости
Геры
. На связь с козлом, равно как и на связь с производящей силой и природой, указывают неизменные спутники Диониса —
сатиры
.
Помимо быка как основного животного, символически связанного с Дионисом, в мифах в связи с этим богом фигурируют хищные кошки вроде гепардов и львов, медведи, а также змеи.
Видимо через свою связь с производящей силой, Дионис был отождествлён с растениями, особенно виноградом, как сырьём для вина, и деревьями. Почти все греки приносили жертвы Дионису Древесному. Одним из прозвищ, которое дали
беотийцы
богу, было имя Дионис-в-Дереве. Этот бог часто изображался в виде столба в плаще, лицом которому служила бородатая маска с лиственными побегами. Этот бог был покровителем деревьев, особенно культурных. Он был в особом почёте у садоводов, которые воздвигали ему в своих садах статуи в виде пней, к нему возносили молитвы об ускорении роста деревьев, его называли Изобильным, Раскрывающимся и Цветущим. Из всех деревьев богу особо посвящались сосна и фиговое дерево, а из растений, кроме виноградной лозы, —
плющ
.
Интересно, что, как и другие боги растений иных культур, Дионис являлся умирающим и воскресающим богом, что даже наталкивало некоторых исследователей на мысль, будто Дионис — замаскированный
Осирис
, культ которого заимствован в
Египте
. Более того, как и Осирис, Вакх имел отношение к смерти и царству мёртвых. Его матерью была
Персефона
, правительница
Аида
, он бог, которого растерзали титаны, но который возродился, он играл определённую роль в
элевсинских мистериях
(культ
Деметры
, который был так же связан с таинством смерти и возрождения), наконец, он, согласно мифу, спускался в Аид, откуда вывел свою смертную мать,
Семелу
, и правителю которого подарил
мирт
, что указывает на символическую связь
Гадеса
и Диониса.
Дионис-младенец и предвечные воды
В книге
В. Ф. Отто
о Дионисе есть глава, посвящённая связи этого божества с морской стихией и водой. В «
Илиаде
» говорится о море как о месте обитания Диониса, где он находится под опекой
Фетиды
. В
лаконийском
варианте мифологемы говорится, что малыш Дионис пристал к берегу в сундуке вместе со своей мёртвой матерью, опекунша Диониса, Ино, стала морским божеством, после того как, гонимая обезумевшим мужем, прыгнула в морскую пучину.
Аргивяне
каждый год отмечали возвращение Диониса из царства мёртвых, куда он спустился за своей матерью, около Алкинского озера, которое, по преданию, и служило богу вратами в Аид. Из воды же призывают восстать Диониса на
, называя его
Πελάγιος
(«он из моря»),
Λιμναΐος
(«он из озера») и
Λιμναγένης
(«рождённый озером»). И образ ребёнка, в котором часто изображали бога, и связь с водой указывают на состояние «ещё неотделённости» Диониса от небытия.
На последнее состояние бога указывают и его
гермафродические
, двуполые черты. Диониса часто изображают с округлыми чертами, «женоподобным». В мифе о его воспитании Дионис был переодет в девочку; он всё время окружён женщинами, начиная от воспитательниц
нимф
(ещё одна связь с водой), и заканчивая его постоянными спутницами, поклоняющимися ему
менадами
и вакханками, названными так в соответствии с его вторым именем.
Дионисизм. Культ Диониса
Заповеди любимейшего из богов греков
Аполлона
гласили: «Знай меру», «Соблюдай границы» и «Укрощай свой дух». Но не являлось ли это напоминание греков о мере и соблюдении границ признаком некого страха перед самими собой, перед неким демоническим началом человеческой природы, которую вскрыл безумный экстатический культ Диониса? «Религия Диониса прежде казалась настолько необъяснимой и чуждой „гомеровской“ традиции, что эту главу в духовной истории греков предпочитали замалчивать или умалять её значение. Если вера в Олимп шла по пути очеловечевания богов, то здесь, напротив, основной чертой было „расчеловечение“ самих людей», — говорит
Александр Мень
, а далее продолжает: «Дионисизм показал, что под покровом здравого смысла и упорядоченной гражданской религии клокотало пламя, готовое в любой момент вырваться наружу».
Грецию захлестнула волна культа, в котором не было место рассудку, в котором отступали все правила, нарушались запреты, в котором больше не было города с его законами, а было лишь экстатическое единение с мирозданием, где всё кружилось в безумном танце: небо и земля, звери и люди, жизнь и смерть, боль и наслаждение.
Утверждать Дионисийское начало — значит признавать и понимать ту роль, которую играет в жизни боль и смерть, приветствовать весь спектр ощущений от жизни до смерти, от боли до экстаза, включая травматический опыт (
Том Мур из книги «Puer Papers»
).
Дионисизм означает освобождение беспредельного влечения, взрыв необузданной динамики животной и божественной природы; поэтому в дионисийском хоре человек появляется в образе
сатира
, сверху — бог, снизу — козёл (
Юнг К. Г.
Психологические типы.)
Празднества в честь Диониса —
врумалии
или
вакханалии
, т. н.
оргии
, чем-то схожи по описанию с
шабашем
ведьм: во время празднеств рекой текло вино, возбуждающее все чувства человека, бодрящее, раскрепощающее, звучала ритмичная музыка, танцовщики исполняли танцы, которые вкупе с экзальтацией всех чувств и удивительной музыкой доводили участников до состояния эйфории и экстаза, граничащего с безумием. Особенно в этом смысле выделялись женщины, т. н.
менады
(от греческого «Мена» — Луна, небесный патрон дионисийского культа), или вакханки, получившие своё прозвище от второго имени бога (отсюда же возникло понятие «
вакханалия
»), которые по некоторым свидетельствам в порыве священного безумия могли голыми руками растерзать стадо быков. «Демонические силы, таящиеся в человеке, легко овладевают им, когда он бросается в водоворот
экзальтации
. Упоение бытием у поклонников Диониса нередко выливалось в упоение кровью и разрушением. Бывали случаи, когда женщины тащили в лес младенцев и там, носясь по горам, рвали их на куски или швыряли о камни. В их руках появлялась тогда сверхъестественная сила», — говорит Мень.
Они несут повсюду разрушенье:
Я видел, как они, детей похитив,
Их на плечах несли, не подвязавши,
И на землю не падали малютки.
Все, что хотели, на руки они
Могли поднять: ни меди, ни железа
Им тяжесть не противилась
(
Еврипид, «Вакханки»
)
Дионисизм проповедовал слияние с природой, в котором человек всецело ей отдаётся. Когда пляска среди лесов и долин под звуки музыки приводила вакханта в состояние исступления, он купался в волнах космического восторга, его сердце билось в лад с целым миром. Тогда упоительным казался весь мир с его добром и злом, красотой и уродством.
<…>
Все, что видит, слышит, осязает и обоняет человек,— проявления Диониса. Он разлит повсюду. Запах бойни и сонного пруда, ледяные ветры и обессиливающий зной, нежные цветы и отвратительный паук — во всем заключено божественное. Разум не может смириться с этим, он осуждает и одобряет, сортирует и выбирает. Но чего стоят его суждения, когда «священное безумие Вакха», вызванное опьяняющим танцем под голубым небом или ночью при свете звезд и огней, примиряет со всем! Исчезает различие между жизнью и смертью. Человек уже не чувствует себя оторванным от Вселенной, он отождествился с ней и значит — с Дионисом.
(
Мень А.
История религии.)
В конце концов, дионисизм завоевал всю Грецию к VIII—VII вв. до н. э. Но культ, ставивший целью облегчить душу от всего бренного, слить её в экстазе со вселенной и тем самым доказать бессмертие души, всё больше сползал в безумствующие оргии (оттого это слово обрело теперь негативный оттенок), а также разудалый разгул страстей с разжиганием инстинктов. Чтобы приостановить эту волну, празднества Диониса было разрешено проводить только на
Парнасе
и притом лишь раз в два года (в так называемых «триетеридах»). В остальной же Греции празднества Вакха были приурочены к праздникам земледельцев и садоводов, от безумного исступления остались лишь игры ряженых, а кровавые жертвы были заменены подношением богу плодов. Властями
Рима
в
186 году до н. э.
по всей
Италии
была проведена масштабная репрессивная кампания против участников вакханалий
.
По-видимому, это укрощение первобытного дионисизма вызвало новую его волну, перешедшую из той же Фракии, но на этот раз дионисизм был укрощён рациональным, упорядочивающим аполлоническим началом. Всё это вылилось в т. н. орфический культ или
орфизм
, названного в честь легендарного пророка Диониса
Орфея
.
Особенно почитание Диониса возросло в эпоху
эллинизма
.
Из религиозно-культовых обрядов, посвящённых Дионису, возникла древнегреческая трагедия.
На картине Ктесилоха «Зевс, рожающий Диониса», был изображён в митре и по-женски стонущим в окружении богинь
.
Оказал влияние на значительную часть творчества
Фридриха Ницше
, см. «Рождение трагедии из духа музыки», где открывается особое представление дионисийского начала.
Альтернативная история Диониса излагается в романе
Г. Л. Олди
«Внук Персея: мой дедушка — Истребитель». Книга повествует о борьбе
Персея
и Диониса, а также становление последнего, как Бога.
Работой посвящённой исследованию символического значения историй, связанных с Дионисом, является
антология
«Безумие и его бог» (авторы
Вальтер Ф. Отто
и др.) В ней исследуется проблема сакрального безумия и указывается на недооценённость значения культа Диониса. А также выдвигается гипотеза о том, что истории про Диониса имеют, скорее, символическое значение, чем историческое. Антология также содержит ряд рассказов, служащих для расширения ассоциативного ряда читателя.
В приложении «Имена собственные» к
от 6 января 2010 на
Wayback Machine
«
Грамматическому словарю русского языка
»
А. А. Зализняка
(
ISBN 978-5-462-00766-8
) указано двойное ударение с условным знаком ♠, относящимся к ударению на
-о-
; знак означает «вариант, не соответствующий основному литературному узусу, представленный лишь в речи людей, связанных по роду своей деятельности с соответствующей страной, или в речи части специалистов-филологов». Орфоэпические словари дают оба варианта.
Предметно-понятийный словарь греческого языка: Микенский период. —
Л.
, 1986. — С. 142.
Кереньи К.
Дионис
//
Юнг К. Г.
Душа и миф: шесть архетипов. —
М.
—
К.
: Совершенство; Port-Royal, 1997. — С. 82—85. — 384 с. — (Бестселлеры психологии). —
10,000 экз.
—
ISBN 978-5-519-60737-7
.
Мень А. В.
Дионис
// История религии: В поисках Пути, Истины и Жизни. —
М.
: Слово, 1992. — Т. 4. Дионис, Логос, Судьба: Греческая религия и философия от эпохи колонизации до Александра. — С. 39—46. — 271 с. —
40,000 экз.
— ISBN 5-85050-289-О.
Отто В.
Дионис: Миф и культ = Dionysos. Mythos und Kultus. —
М.
: Клуб Касталия, 2016. — 224 с.
Фрезер Дж. Дж.
Золотая ветвь: Исследование магии и религии / Пер. с англ. М. К. Рыклина. —
М.
: Эксмо, 2006. — 960 с. —
ISBN 5-699-16797-8
.
Элиаде М.
Дионис, или возвращённое блаженство
// История веры и религиозных идей. —
М.
: Критерион, 2001. — Т. I. От каменного века до элевсинских мистерий. — С. 325—339. — 464 с. —
1,000 экз.
—
ISBN 5-901337-03-4
.
Юнг К. Г.
Аполлоническое и дионисийское начало
// Психологические типы
(рус.)
. —
М.
: Университетская книга,
АСТ
, 1998. — С. 178—189. — 720 с. — (Классики зарубежной психологии). —
10,000 экз.
— ISBN 5-88230-04-8.