Ингвар Путешественник
(
др.-сканд.
Yngvarr víðförli
) — предводитель неудачного похода
викингов
на
Каспий
в 1036—1042 годах.
Содержание
Свидетельства
О походе Ингвара сохранились свидетельства на Ингваровых камнях, где записаны имена его участников. Большинство таких камней расположено вблизи озера
Меларен
в Швеции. Камень брата Ингвара гласит, что они вместе пошли за золотом на восток и умерли в земле
Аббасидов
(
Серкланде
) (камень
Sö 179
).
Ингвару Путешественнику также посвящена значительная часть
«Саги об Ингваре Путешественнике»
. Сага детально описывает детство Ингвара, затем рассказывает о его походе, значительно дополняя его рассказ мистикой.
Биография
Происхождение
Пока есть три версии происхождения Ингвара Путешественника:
Согласно
«Саге об Ингваре Путешественнике»
Ингвар сын варяга Эймунда, которого родил
хёвдинг
Аки и дочь шведского короля Ейрика Победоносного
. (
Версию поддерживают Otto von Friesen и Елена Мельникова
).
Согласно камням
U 513
,
U 540
,
Sö 179
и
Sö 279
Ингвар сын шведского короля Эймунда Старого и внук
Олафа Шётко́нунга
. Данная версия нарушает хронологию повествования и связи персонажей
«Саги об Ингваре Путешественнике»
. (
Версия выдвинута F. Braun
).
Основываясь на датировке «Камней Ингвара» (начало XI века), предложенной Elias Wessén и Sune Lindquist, была выдвинута версия о существовании принца Эймунда. По этой версии Ингвар сын шведского принца Эймунда, брата
Олафа Шётко́нунга
и сына Ейрика Победоносного
. (
Версия выдвинута Lauritz Weibull (1911) и J. Svennung (1966)
).
Споры о происхождении Ингвара возникли ещё в XIII—XIV веке, когда приблизительно была записана «
Сага об Ингваре Путешественнике
». Записавший её, в конце текста добавил от себя:
Но мы знаем о том, что некоторые сказители саг говорят, что Ингвар был сыном Энунда Олавссона, потому что им кажется, будто ему прибудет чести, если его назовут сыном конунга.
Повзрослев, Ингвар начал добиваться от
Олафа Шётко́нунга
звания конунга. Когда тот отказал, Ингвар поехал в
Гардарики
и снарядил поход на юг в земли Аббасидов по речным путям.
В ходе экспедиции он обращает некоторые народы и страны в христианство, принимает участие в междоусобной войне предположительно в Грузии, предположительно сталкивается с греками и «греческим огнём», теряет множество своих людей и умирает от болезни. Его хоронят в Цитополе (
Citopolim
) по христианским обычаям в специально воздвигнутой для погребения часовне.
Согласно
«Саге об Ингваре Путешественнике»
часть кораблей Ингвара вернулись в Швецию, и сын Ингвара Свейн повторил поход отца, женился на
Силькисив
и укрепил христианство в её королевстве, а затем вернулся в Швецию. Из всех дошедших до нас 26 «Камней Ингвара» ни один не упоминает о возвращении из похода Ингвара. Все они, как правило, заканчиваются аналогично камню Харальда:
...dou sunnarla a Særklandi.
Интерпретации
По предположению Ларссона (Mats Larsson) скандинавы Ингвара были использованы Ярославом для борьбы с печенегами, битва с которыми в поле на месте будущего строительства
киевской Софии
получила отражение в сообщении «
Повести временных лет
» под 6544 (1036) годом
.
Примечания
(швед.)
— 1917.
Мельникова Е.А.
. — Moskva: «Восточная литература» РАН, 2001. — С. 305. — 495 pages с. —
ISBN 5-02-018082-3
, 978-5-02-018082-6.
↑
Сага об Ингваре Путешественнике (перевод и комментарий Г. В. Глазыриной). —
М.
: Восточная литература, 2002.
Сага об Ингваре Путешественнике (перевод и комментарий Г. В. Глазыриной). —
М.
: Восточная литература, 2002 (серия «Древнейшие источники по истории Восточной литературы»)
Pritsak, Omeljan
. The origin of Rus'. — Cambridge, Mass.: Distributed by Harvard University Press for the Harvard Ukrainian Research Institute, 1981. —
ISBN 0-674-64465-4
.