Чан, Сита
- 1 year ago
- 0
- 0
Си́та ( санскр. सीता , IAST : Sītā — «борозда») — героиня древнеиндийского эпоса « Рамаяна », супруга Рамы .
Так как Рама по одной из версий является одним из воплощений бога Вишну, то и супруга Рамы Сита понимается как одно из воплощений Лакшми , божественной супруги Вишну . В « Ригведе » Сита упоминается лишь однажды, в одном гимне (книга IV, № 57), обращённом к богам-покровителям земледелия. В более поздних ведийских памятниках («Параскара-грихья сутра») Сита является женою бога Индры , что, быть может, связано с редким (единственным в «Ригведе») эпитетом Индры — урварапати (господин поля). В «Тайттирия-брахмане» Сита получает эпитет Савитри . По-видимому, в этом ведийском образе отразился бледный остаток прежде более яркого и развитого мифического олицетворения. Вследствие забвения его первоначального содержания мифологическое творчество пытается приурочить этот образ к другим, более живучим и ярким мифическим личностям — Индре, Савитару, — но все эти попытки случайны и недолговечны.
В эпосе « Рамаяна » Сита облекается в более яркие и определённые формы, превращаясь в дочь Джанаки , царя Видехи , получившую поэтическое бессмертие как супруга Рамы. Связь с ведийской Ситой проглядывает в её рождении из борозды во время, когда царь вспахивал то место во время жертвоприношения ( яджны ). По причине этого сверхъестественного способа рождения Сита называется Айониджа («рождённая не из утробы»). Другие имена Ситы — Бхумиджа ( бхуми — «земля»), Дхаранисура ( дхарани — «носительница»), Партхиви ( притхиви — «широкая») — всё указывает на её происхождение, означая «дочь Земли».
В «Рамаяне» Сита считается воплощением богини процветания Лакшми . Отец Ситы — Джанака, поэтому её также называли Джанаки. Сита сравнивается с лунным светом, дарующим прохладу, а её супруг Рама (Рамачандра) — с прекрасным месяцем: так же как свет месяца идёт от Месяца, так и Сита последует за своим возлюбленным Рамой.
Согласно «Рамаяне», из всех жителей Митхилы только Сита могла сдвинуть с места тяжёлый лук бога Шивы . Джанака решил выдать свою дочь замуж только за того, кто был бы так же силён, как она. Джанака объявил, что отдаст Ситу в жёны тому, кто сможет натянуть тетиву на этот лук. Много царевичей безуспешно пытались сделать это, но оказались не в состоянии даже поднять лук. Когда подошла очередь Рамы, он не только натянул тетиву лука, но и сломал его.
Сита переехала в Айодхью , но, спустя некоторое время, добровольно согласилась уйти в изгнание в лес на 14 лет вместе с Рамой и Лакшманой . В лесу Сита была под защитой Рамы и Лакшманы. Однажды Сите приглянулся пробегавший мимо золотой олень, и она попросила Раму поймать его. Рама долго не возвращался и обеспокоенная Сита отправила Лакшману на помощь, оставшись одна, без защиты. Лакшмана начертил вокруг хижины защитный круг и наказал Сите не выходить за его пределы. Ракшаса Равана , приняв облик брахмана , попросил у Ситы еды и, как только она вышла за пределы защитного круга, схватил её и унёс на Ланку .
Хануман , узнав от Вибхишаны о местонахождении Ситы, принял облик маленькой обезьянки и начал наблюдать за ней. Каждый день к Сите приходил Равана и уговаривал её стать его женой. В конце концов он дал ей месяц на раздумья и удалился. Когда Сита осталась одна, Хануман передал ей кольцо Рамы, но Сита испугалась, приняв его за ракшасу , принявшего обличье обезьянки. Тогда Хануман предстал перед её взором в своём изначальном обличье, но и это не убедило Ситу. Сита поверила Хануману только тогда, когда тот рассказал о случае с вороной, известном только ей и Раме. Хануман предложил Сите немедля перенести её в лагерь ванаров к Раме, но Сита сочла это неподобающим и отказалась. На прощание Сита дала Хануману свой гребешок. Хануман поджёг дворцы Ланки и отправился в лагерь ванаров к Раме.
Рама собрал войско из ванаров и медведей, атаковал Ланку и убил Равану. Ко всеобщему удивлению, Рама повелел, чтобы Сита прошла испытание огнём. Сита вошла в пылающий костёр, но языки пламени не причинили ей какого-либо вреда. Сам бог Агни в облике брахмана вывел её из огня и отдал в руки Рамы. Тем самым была доказана непорочность и верность Ситы своему супругу Раме.
После победы над Раваной, Рама, Сита, Лакшмана и их спутники сели в виману Пушпаку и отправились в Айодхью, где с размахом отпраздновали возвращение Рамы из изгнания и победу над царём демонов Раваной. Настало время мира и процветания, которое принято называть . Однажды Рама узнал, что подданные критикуют его за то, что он принял жену, побывавшую в плену у ракшасы . Раме пришлось отправить в то время беременную Ситу в изгнание в лес. Там её приютил мудрец Вальмики в своём лесном ашраме.
В лесу у Ситы родилось два сына: . Когда они подросли, они поймали коня, предназначенного для жертвоприношения ашвамедхи , и сразились с войском Рамы. После окончания противостояния Лава и Куша признали царя Раму своим отцом, а опечаленная Сита решила провести обряд сати . Она вошла в землю и затем отправилась на Вайкунтху , в вечную обитель Рамы в духовном мире.
В честь Ситы назван астероид (244) Сита , открытый в 1884 году.