Interested Article - Сенокос в славянской традиции

Сенокос в южнорусской деревне. Начало XX в.
Л. Соломаткин . У костра, XIX в.
Возвращение с покоса. XIX век

Сеноко́с ( покос, косьба травы на сено, заготовка сена ) — один из наиболее важных периодов в традиционном аграрном календаре славян . В старину [ когда? ] у славян косьба сена сопровождалась обрядами. Лучшим временем сенокошения считался период от Петрова дня и до 12 (25) июля . Русские крестьяне косили сообща, общиной , «всем миром», после чего каждый получал необходимое количество сена.

Праздник

Время сенокоса у русских крестьян считалось праздничным событием и ожидалось с нетерпением, в особенности молодыми людьми. При благоприятных условиях уборка сена считалась одной из приятнейших сельских работ. Мужчины и женщины, а в особенности девушки для работы в лугах наряжались в самое хорошее одеяние, как на торжественный праздник, в то время как на уборку хлеба надевали самое худшее. На сенокосе собирались в один стан, а на жатве каждая семья работала отдельно. Девчатам здесь было гульбище, на котором они, дружно работая граблями и сопровождая работу общей песней , рисовались перед парнями .

Быт

На дальние луга «крестьяне с бабами, девками и грудными младенцами» выезжали. Располагались станом около реки или ручья в тени деревьев, делали шалаш и оставались там до конца сенокоса. Шалаши ставили из тонкого тёса и непригодной драни, по нескольку в ряд. Около каждого шалаша подвешивается на козлах котёл. Но в этих времянках только хранили припасы или прятались от дождя; спали под развешенными холщовыми пологами (навесами). Старшие мужчины и женщины ходили иногда в деревню, где были маленькие дети на попечении стариков и старух. Молодёжь же обычно не появляется дома в течение всего сенокоса, в том числе и по воскресеньям .

Порядок работ

Косить начинали «со светом», то есть утром. «Чем росистее трава, тем легче косить». Скошенную рядом траву бабы и девки сразу разбивали, то есть растрёпывали рукоятками граблей для того, чтоб она лучше просушивалась. Разбивка эта производилась целый день под палящими лучами солнца. К вечеру разбитое и почти сухое сено сгребали в валы, то есть длинные гряды, а из них затем складывали в копны, то есть высокие кучи. На другой день, когда роса прошла, копны эти разваливали кругами, а потом опять сваливали в копны и стога. Таков был порядок при уборке в вёдренное время. Если же находили тучки и начинались дожди, то при уборке сена было много хлопот. Когда появлялись тучи, старались сено немедленно сложить в копну. Когда распогоживалось — копну разваливали и перебивали сено до тех пор, пока оно не просохнет .

Для обеда объединялись по нескольку семей. Обед делали сытный и с традиционным набором блюд: пшеничная каша с маслом и солёное свиное сало. После обеда старики отдыхали, а молодёжь отправлялась за ягодами или заводила песни «в кружке» .

Развлечения молодёжи

Вечером на лугу водили хороводы , играли на гармониках и жалейках (тростниковые дудочки). Особенно веселилась молодёжь, когда копнили: сначала сгребали сено в валы в сажень (в рост человека) высотой, а затем группами катали эти валы под общую песню (напр. « Дубинушку ») к тем местам, где предполагалось ставить копны .

Молодые веселились, несмотря на тяжёлый и напряжённый по срокам труд. В деревне каждый был на виду, а обстановка на покосах создавала относительно большую свободу. Парни одевались на сенокос щеголевато, заигрывали с девушками; в воскресенье, когда никто не работал, ловили рыбу, собирали землянику, играли в горелки , катались на лодках, «играли песни». На Полесье это было самое песенное время — с утра и до вечера .

Советский художник Аркадий Пластов воспринимал сенокос как любимый способ провести время и изобразил его на своей картине 1945 года, удостоенной Сталинской премии I степени .

Поговорки и приметы

  • На острую кóсу много сенокосу .
  • Всякий, кто дорос, спеши на сенокос .
  • Роса косу точит .
  • Каково лето, таково и сено .
  • Свиньи и мыши сено едят — к худому покосу .
  • Во время сенокоса дожди — сену плохо, зерну хорошо .

См. также

Примечания

  1. .
  2. , с. 22.
  3. , с. 22–23.
  4. , с. 23.
  5. , с. 24.
  6. Александрова Н. А. . . Эхо Москвы (6 января 2008). Дата обращения: 29 сентября 2018. 2 октября 2018 года.
  7. .
  8. , с. 65.
  9. , с. 338.
  10. .
  11. , с. 158.
  12. , с. 322.

Литература

Ссылки

  • // Исторический словарь
Источник —

Same as Сенокос в славянской традиции