Interested Article - Летние Кузьминки

Ле́тние Кузьми́нки — день в народном календаре славян , приходящийся на 1 (14) июля . Название происходит от имён святых бессребреников Космы и Дамиана . Начинается сенокошение , собирают красильные растения, идёт прополка огородов, женщины вечером устраивают посиделки .

Другие названия дня

Кузьма и Демьян , День Козьмы и Демьяна , Бабий (девичий, курячий) праздник ; укр. Полудень літа ; белор. Кузьма-сякач , болг. Свети врач, Св. Безсребр. Козма и Дамян , серб. Врачеви, Св. Кузман и Дамjан, Неумитни врачи, Св. бесребреници, Перловдан [ страница не указана 2681 день ] .

Обряды и поверья

Косме и Демиану молятся при всевозможных недугах, о покровительстве семейного очага, а также для спорости в науке, при начатии грамоты или о просвещении разума, в слабом учении детей .

Хозяйки в этот день с самого утра варят общую кашу [ где? ] [ когда? ] , а потом приглашают святых Кузьму и Демьяна отведать стряпню. Потом такой кашей угощают соседей, а также нищих и странников . В Саратовской губернии замужние женщины собирали братчину. К этому дню женщины занимались обетным рукоделием (деньги от его продажи отдавали нищим), приносили в церковь мотки ниток в пользу священника (рус. Саратов.) .

«Огород — бабий доход». Работа в огороде сочетается с сенокосом — «На острую кóсу много сенокóсу» . Страдная пора в разгаре.

В этот день сельскохозяйственный опыт советует всем огородникам в средней полосе России — начинать прополку огородов; с этого же времени повсеместно можно вырывать корневые овощи из гряд на продажу .

На Кузьминки [ где? ] [ когда? ] женщины вечером отмечают свой праздник — летние кузьминки. Это чисто женский праздник с хождением в гости, обязательной растительной пищей, которую готовили и собирали в складчину (женские братчины), с пивом, разговорами и песнями .

В белорусском Полесье этот день называли «Кузьма-сякач» и избегали работать на поле и огороде, чтобы святой не «посёк» всё градом . Кузнецы также в этот день не работали — Кузьму и Демьяна (Кузьмодемьяна) считали покровителями кузнецов . Существовало поверье, что святые куют плуги и раздают их людям .

Женщины [ где? ] [ когда? ] при первом посеве весной обращались к летним Кузьме и Демьяну [ прояснить ] : «Кузма-Демьян — матушка полевая заступница, иди к нам, помоги нам работать!» .

Поговорки и приметы

  • Казьма-Демьян пришли — на покос пошли .
  • В день Козьмы и Демьяна косить не рано .
  • «Святы Кузьма сярпы робіць, святы Дзям'ян сена грабіць» [ страница не указана 2681 день ] (белорус.).
  • «Прийшов Дем’ян — вирвав з грядок бур’ян» (укр.).
  • «На Кузьму й Дем’яна жати не рано» (укр.).

См. также

Примечания

  1. , с. 270.
  2. , с. 289.
  3. , с. 346.
  4. , с. 139.
  5. , с. 149.
  6. , с. 579.
  7. , с. 64.
  8. .
  9. , с. 204.
  10. , с. 23.
  11. , с. 324.
  12. , с. 72.
  13. , с. 296.
  14. , с. 266.
  15. , с. 414.
  16. , с. 101.
  17. .

Литература

  • Баранова О. Г., Зимина Т. А., Мадлевская Е. Л. и др. Русский праздник. Праздники и обряды народного земледельческого календаря. Иллюстрированная энциклопедия / Науч. ред. И. И. Шангина. — СПб. : Искусство-СПБ, 2001. — 668 с. — (История в зеркале быта). — ISBN 5-210-01497-5 .
  • Кузьма и Демьян / О. В. Белова // Славянские древности : Этнолингвистический словарь : в 5 т. / под общ. ред. Н. И. Толстого ; Институт славяноведения РАН . — М. : Межд. отношения , 2004. — Т. 3: К (Круг) — П (Перепёлка). — С. 22—24. — ISBN 5-7133-1207-0 .
  • // Пословицы русского народа : Сборник пословиц, поговорок, речений, присловий, чистоговорок, прибауток, загадок, поверий и пр. / авт.-сост. В. И. Даль . — 2-е изд. — М. , 1879. — Т. 2.
  • Золотые правила народной культуры / О. В. Котович, И. И. Крук. — Мн. : Адукацыя i выхаванне, 2010. — 592 с. — 3000 экз. ISBN 978-985-471-335-9 .
  • Колесникова В. С. Русь православная. Праздники и обряды. — М. : Олма-пресс, 2005. — 606 с. — ISBN 5-224-05162-2 .
  • Коринфский А. А. // . — М. : Издание книгопродавца М. В. Клюкина, 1901. — С. 323—332.
  • Максимов С. В. // . — СПб. : Товарищество Р. Голике и А. Вильворг, 1903. — С. 251—274.
  • Мясников А. Л. Летописный календарь России. — СПб. : Александр ПРИНТ, 2004. — 768 с. — ISBN 5-7580-0087-6 .
  • Будни и праздники старой России: старобытовой календарь. — Л. : Гос. музей истории религии, 1990. — 106 с.
  • Некрылова А. Ф. Круглый год. — М. : Правда, 1991. — 496 с. — ISBN 5-253-00598-6 .
  • Некрылова А. Ф. Русский традиционный календарь: на каждый день и для каждого дома. — СПб. : Азбука-классика, 2007. — 765 с. — ISBN 5352021408 .
  • Погодой год припоминается: русский народный земледельческий календарь / Б. Ховратович. — Красноярск: Красноярское книжное изд-во, 1994. — 206 с. — ISBN 5-7479-0447-7 .
  • Рыженков Г. Д. Народный месяцеслов: пословицы, поговорки, приметы, присловья о временах года и о погоде. — М. : Современник, 1991. — 129 с. — ISBN 5-270-01376-2 .
  • Усов В. В. Русский народный православный календарь. — М. : Издательский Дом МСП, 1997. — Т. 2. — 576 с. — ISBN 5-7578-0028-3 .
  • Васілевіч Ул. А. // Паэзія беларускага земляробчага календара. Склад. Ліс А.С.. — Мн. , 1992. — С. 554-612 . 11 мая 2012 года. (белор.)
  • Кусайкіна Н. Д. Твоя країна — Україна: енциклопедія українського народознавства. — Харьков: ВД Школа, 2009. — 513 с. — ISBN 978-966-429-016-3 . (укр.)
  • . . — Београд: Вук Караџић, 1990. (серб.)
  • Петрова Н. Празници и обреди на българина: Кога и как празнува българинът. Календарни и семейни празници. Празнична обредност. Трапезата. — Русе: Парнас, 2003. — 133 с. — ISBN 954-8560-30-5 . (болг.)
  • Сапіга В. К. Українські народні свята та звичаї. — К. : Т-во «Знання України», 1993. — 112 с. — ISBN 5-7770-0582-9 . (укр.)

Ссылки

  • //
Источник —

Same as Летние Кузьминки