рус.
Прокопий, праздник Казанской Иконы Божьей Матери
,
Казанская, Прокопы летние
,
Прокопьев день
,
Прокоп жнец, Прокопий Жатвенник, Прокофий, Зажинки, Праздник Казанской Божией Матери
;
белор.
Градавы дзень, Градовой день, Казанская, Пракоп
;
укр.
Прокопа-жниваря, Свято Прокопа, Прокіп'я, Прокопа-женця
[
страница не указана 2683 дня
]
,
Прокіп
.
В этот день встарь делался первый «зажин» ржи
. Чтобы жатва была обильной, жница, нажав первый сноп, говорила: «Стань, мой сноп, на тысячу коп!»
. Осенью первым сжатым снопом, который вносили в дом, выгоняли мух и тараканов: «Первый сноп в дом, а клопы и тараканы — вон!», «Мухи, гады, вон! Идёт хозяин в дом!»
.
Яйца, хлеб, соль берут с собой на зажинки. Всем миром нажнут бабку — девять снопов поставят — и садятся за трапезу. Едят прямо на жнивной полосе
.
Вологодские жницы, приступая к жатве и опоясавшись первыми срезанными колосьями, произносили своего рода заклинание: «Как былинка гнется и не ломится, так бы у рабы Божией (имярек) спинка гнулася и не ломалася и не уставала. Во веки веков, аминь!»
.
Если в текущем году в семье был покойник, то первый снопок, срезанный при зажине, не вносили в дом, а бросали его прямо в поле, «каб мыши i птушкi памянули нябожчыка»
.
День летней Казанской почитался большим праздником
, наиболее торжественно и широко его отмечали в тех деревнях, где Казанская была
престольным праздником
. Сюда съезжались гости, молодёжь устраивала гулянья несколько дней
.
В Белоруссии на
Случщине
на «Казанскую» не работали: «Калі хто паробіць, так нешта і зробіцца — маланка ў стог ударыць»
.
На Украине на зажин хозяйка брала с собой хлеб-соль и
громичную
свечу. Нажав серпом первый сноп хлеба, несла его домой и ставила его в
красный угол
под образами, в других местностях — в сарае, где он стоял до конца молотьбы. Позже этот сноп обмолачивали отдельно и зерно из него святили в церкви, а перед севом смешивали их с семенами
[
страница не указана 2683 дня
]
.
В Сербии святой Прокоп считался защитником человека и домашней живности от змей, грома и ветра. Сербы с этого дня начинали сбор мёда
. В Сербии шахтёры считают Прокопия своим покровителем (ср. слово «прокоп» — шахта). Чехи в святом Прокопе видят того, кто с помощью чертей прорыл скалы (
чеш.
Ve sv. Prokopu toho, jenž pomoci čertu prokopal skaly
)
.
Поговорки и приметы
Если поспевало жито — в этот день начинали жатву
.
Коли на Казанскую черника поспевает, то поспела и рожь
.
Атрошенко О. В.
// Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук. Уральский федеральный университет. — Екатеринбург, 2013.
Болонев Ф. Ф., Ащепков Е. А.
Народный календарь семейских Забайкалья: вторая половина XIX-начало XX в. — Наука, Сиб. отд-ние, 1978. — 159 с.
Некрылова А. Ф.
Круглый год. —
М.
: Правда, 1991. — 496 с. —
ISBN 5-253-00598-6
.
Некрылова А. Ф.
Русский традиционный календарь: на каждый день и для каждого дома. —
СПб.
: Азбука-классика, 2007. — 765 с. —
ISBN 5352021408
.
Обряды и обрядовый фольклор / отв. ред. В. К. Соколова. —
М.
: Наука, 1982. — 277 с.
Православие и традиционная народная культура Рязанской области. — Рязань: Ряз. обл. науч.-метод. центр нар. творчества, 2001. — 220 с. — (Ряз. этногр. вестн.).
Рожнова П. К.
Радоница. Русский народный календарь: обряды, обычаи, травы, заговорные слова. —
М.
: Дружба народов, 1992. — 174 с. —
ISBN 5-285-00135-8
.
Рыженков Г. Д.
Народный месяцеслов: пословицы, поговорки, приметы, присловья о временах года и о погоде. —
М.
: Современник, 1991. — 129 с. —
ISBN 5-270-01376-2
.
Усов В. В.
Русский народный православный календарь. —
М.
: Издательский Дом МСП, 1997. — Т. 2. — 576 с. —
ISBN 5-7578-0028-3
.
Васілевіч Ул. А.
(белор.)
// Паэзія беларускага земляробчага календара. Склад. Ліс А.С.. —
Мн.
, 1992. —
С. 554–612
.
11 мая 2012 года.
(белор.)
Лозка А. Ю.
Беларускі народны каляндар. —
Мн.
: Полымя, 2002. — 238 с. —
ISBN 98507-0298-2
.
(белор.)
Сапіга В. К.
Українські народні свята та звичаї. —
К.
: Т-во «Знання України», 1993. — 112 с. —
ISBN 5-7770-0582-9
.
(укр.)
Кононенко О. А.
Слов'янський світ: ілюстрований словник-довідник міфологічних уявлень, вірувань, обрядів, легенд та їхніх відлунь у фольклорі і пізніших звичаях українців, братів-слов'ян та інших народів / Авт.-упоряд. О. А. Кононенко. —
К.
: Асоціація ділового співробітництва "Український міжнародний культурний центр", 2008. — 781 с. —
ISBN 966-8287-18-3
.
(укр.)
Скуратівський В. Т.
Святвечір : нариси-дослідження : у 2-х кн. —
К.
: Перлин, 1994. — 207 с. — (Українська пізнавальна б-ка «Земляни». Серія «Українці»). —
ISBN 5-7707-3429-9
.
(укр.)