Локшин, Александр Лазаревич
- 1 year ago
- 0
- 0
Сте́фан Лазаревич , прозванный Высокий ( серб. Стефан Лазаревић , прозванный Високи ; 1377 , Крушевацкий Град — 19 июля 1427 , Шумадия ) — правитель Сербии , сын князя Лазаря . В 1389—1402 гг. носил титул князя, с 1402 года — деспота.
Наследовал своему отцу после его гибели в битве на Косовом поле в 1389 году. До совершеннолетия Стефана регентом была его мать Милица.
Будучи вассалом османов, Стефан возглавлял сербские вспомогательные отряды в их войнах. Активно участвовал на стороне турок в битве с европейскими крестоносцами при Никополе (1396). После Ангорской битвы (1402) византийцы даровали ему титул деспота, а вскоре он признал сюзеренитет венгерского короля Сигизмунда , от которого получил Мачву, Белград, Голубац, Сребреницу и ряд других населенных пунктов.
Став деспотом, Стефан несколько лет воевал со своим младшим братом Вуком . Этот конфликт окончился в 1412 году, когда он договорился о мире со своим племянником Георгием Бранковичем , который после гибели Вука возглавил оппозицию. Стефан сумел также уберечь Сербию от османской угрозы, оказав помощь одному из претендентов на султанский трон Мехмеду I , который впоследствии одолел своих соперников. Период мира для Сербии был прерван войной с Венецианской республикой из-за Зеты, результатом которой стала уступка ряда приморских городов венецианцам. В 1426 году Стефан, будучи бездетным, объявил своим наследником Георгия Бранковича.
За время своего правления Стефан прилагал значительные усилия для развития экономики и культуры страны. Он не только покровительствовал образованным людям и сторонникам просвещения, но и сам стал автором ряда литературных произведений.
Канонизирован Сербской православной церковью 1 августа ( 19 июля ) 1927 года .
Основным средневековым источником сведений о жизни Стефана Лазаревича является « Житие Стефана Лазаревича », составленное Константином Философом около 1433 года. Стефан родился в 1377 году в столице Моравской Сербии — Крушеваце . Его отцом был последний независимый правитель Сербии князь Лазарь Хребелянович , мать — Милица из пресёкшегося царского рода Неманичей . У Стефана было пять сестёр и младший брат (1380—1410).
Отец Стефана погиб в битве на Косовом поле в 1389 году. Управление страной осуществляла мать Стефана Милица, которая при достижении им совершеннолетия ушла в монастырь Любостиня , где и умерла в 1405 году. Оба родителя Стефана были причислены к лику святых.
После гибели князя Лазаря Моравская Сербия оказалась в сложном положении. Она оказалась в окружении могущественных соседей, в то время как её военные силы оказались ослаблены поражением в битве на Косовом поле. Уже осенью 1389 года войско венгерского короля Сигизмунда форсировало Саву и захватило крепости Борач и Честин. В таких условиях собор сербской знати, поддержанный патриархом Спиридоном, постановил искать мира с османами и признать их сюзеренитет. Мирный договор с султаном Баязидом был подписан в первой половине 1390 года. Согласно его условиям, Сербия обязалась платить дань и, в случае необходимости, посылать туркам вспомогательное войско. Сестра Стефана Оливера стала одной из жен Баязида в его гареме, а сам Стефан должен был каждый год прибывать ко двору султана и подтверждать свою верность. После подписания договора турецкий отряд помог сербам отбить крепости, ранее занятые венграми.
Стефан принимал участие в качестве османского вассала во всех битвах султана Баязида I, который взял к себе в гарем младшую сестру Стефана Оливеру. Среди прочих он участвовал в завоевании Второго Болгарского царства в 1393 году, в битве при Никополе с европейскими крестоносцами в 1396 году, и в битве при Ровине . Право на этот титул ему предоставил император Константинополя, с которым Стефан встретился на пути обратно в Сербию. По возвращении на родину Стефан в борьбе со своим племянником Георгием Бранковичем за главенство в Сербии. Для этого он вступил в союз с венгерским королём Сигизмундом , признав его сюзеренитет. Его противник Бранкович сделал ставку на молодого султана Сулеймана и просчитался.
В решающем сражении в 1402 году свою армию на помощь шурину привёл Георгий II Балшич , правитель княжества Зета . В награду за верность Сигизмунд наделил Стефана землями в Воеводине , включавшими города Земун , Митровица и Апатин . Также под его контроль попали ключевые дунайские крепости — Белградская и Голубацкая . Стефан уделял большое внимание украшению основанного им монастыря Манасия , ввёл в Сербии рыцарские турниры по западному образцу и одним из первых на Балканах стал применять огнестрельное оружие [ источник не указан 2974 дня ] .
Стефан Лазаревич как турецкий вассал в 1402 году принимал участие в Ангорской битве , на время остановившей турецкую экспансию на Балканах. В том же году Стефан посетил Константинополь, где византийский император пожаловал ему титул деспота . Это был высший титул византийской знати, первый после царского; по другим данным, титул считался более значительным, чем титул короля (Стецкевич, 1957) . После этого сербский правитель вышел из повиновения туркам и в 1403 году заключил договор с венгерским королём Зигмундом , надеясь получить опору в борьбе с турецкой агрессией. Став вассалом Венгрии, Стефан принял в управление от короля Белград . Однако венгры не оказали действенной помощи деспоту. Стефан состоял в венгерском ордене Дракона .
В сентябре 1405 года Стефан женился на Елене — дочери лесбосского архонта Франческо II Гаттилузио , приходившейся сестрой Ирине , жене византийского императора Иоанна VII Палеолога . Детей у них не было, поэтому права на владения Стефана унаследовал племянник — Георгий Бранкович .
Между тем сербские земли раздирала междоусобная борьба. Лазаревичи находились в плохих отношениях с Бранковичами , владевшими сербскими землями на юге. Брат Стефана стремился получить часть владений деспота. Кроме того, Стефан был вовлечён в борьбу претендентов за власть в Турции. Расцвет горного дела в Сербии позволил деспоту оставаться независимым владетелем . Стефану удалось усилить централизацию власти в стране, конфискуя земли непокорных феодалов. В это время были ограничены прерогативы властельских саборов. Деспот поощрял развитие местного ремесла и торговли, старался ограничить деятельность иностранных купцов, в особенности из Дубровника . Белград и ряд других городов получили широкие привилегии (белградцы получили свободу от уплаты таможенных пошлин). В 1412 году Стефан издал « », регулировавший деятельность горной добычи.
У Стефана были добрососедские отношения с зетским правителем, своим племянником, Балшей III . После смерти Балши в 1421 году Зета перешла во владение Стефана Лазаревича, который какое-то время вынужден был продолжать войну с Венецией за обладание приморских городов. Война окончилась миром с Венецией, по которому Стефан уступал ей города Котор , Улцинь , Леш, Скадар и приморскую область Петровичи. В горной Зете, где жили влиятельные феодалы, включая Черноевичей , власть Стефана была слаба.
Во второй четверти XV века укреплённое Стефаном Лазаревичем сербское государство, находясь в вассальной зависимости и от Турции, и от Венгрии, было со всех сторон зажато врагами и начало приходить в упадок. Бездетный Стефан объявил своим наследником племянника Георгия Бранковича .
Ко времени правления Стефана Лазаревича относится утверждение в Сербии одного из государственных символов Византии — белого креста с четырьмя огнивами (ныне Сербский крест ), наряду с двуглавым орлом: об этом, среди прочего, свидетельствуют монеты времён Стефана и гербовник 1425 года .
В исторических сочинениях Стефан Лазаревич называется «громоименитым царём», на которого было трудно смотреть, как на солнце .
Стефан был благочестивым правителем, нищим раздавал милостыню, предоставлял приют странникам. Однажды он встретил вора, которого одарил деньгами, сказав: «Прими, вор, и не воруй». На что вор ему ответил: «Не я вор, а ты, потому что ты крадёшь у себя Небесное Царство, обменивая на земное». Интереса к музыке и пляскам не проявлял. Женскою красотою не увлекался. Жил иноческой жизнью. В последние годы у Стефана болели ноги .
Стефан умер от сердечного приступа в полдень (пятый час после рассвета по церковному счету времени) в субботу 1 августа ( 19 июля ) 1427 года . В тот день он остановился вблизи современного города Крагуевац , возвращаясь из своей летней резиденции в в Белград. Пообедав, Стефан выехал на охоту. Сидя верхом на коне, его схватил сердечный приступ. Он умирал, лёжа в палатке. Его последние слова относились к племяннику Георгию , объявленному наследником . Джурадж Зубрович, сопровождавший Стефана, установил на месте смерти последнего мраморный обелиск с надписью, который в настоящее время находится во дворе церкви в районе местечка .
Погребён в монастыре , удалённом по прямой на расстоянии 71 км от Белграда на севере Шумадии . В последующие века монастырь неоднократно разрушался и восстанавливался, место захоронения правителя оставалось неизвестным. В 1974 году в ходе ремонтных работ под фреской с изображением Стефана, держащего в руке церковь монастыря Копорин, была обнаружена гробница. Для установления принадлежности останков в 1983—1989 годах в Белграде и Лондоне (Британском музее и госпитале Святого Варфоломея ) были проведены антропологическая и палеопатологическая экспертизы. По указанию Сербской православной церкви мощи святого были положены в раку .
Несмотря на то, что Сербия во второй половине XIV — начале XV века была раздроблена и вела тяжёлую борьбу с турецкой экспансией, в стране продолжала развиваться литература , которая в период правления Стефана Лазаревича переживала расцвет. Деспот, будучи поборником просвещения, окружил себя знаменитыми болгарскими книжниками — Григорием Цамблаком и Константином Философом . Второй из них руководил библиотекой Стефана Лазаревича, а около 1433 года написал «Житие Стефана Лазаревича», в котором кроме деятельности правителя описал состояние страны того времени (впервые в истории привёл рассказ о Косовской битве 1389 года ). На XIV—XV века приходится так называемое второе южнославянское влияние на Русь: среди сербских сочинений на Руси было переписано и переработано «Житие Стефана Лазаревича». Сам Стефан написал поэтическое послание « Слово о любви », посвящённое любимой сестре или невесте (по другим данным, его брату ), с которой автор переживал разлуку . Ему же, предположительно, принадлежит авторство «Надгробного рыдания над князем Лазарем» (сохранился фрагмент текста), а также известной (1400 или 1404 года) .
В пространном житии Стефана Лазаревича есть рассказ о том, как этот правитель, переодевшись, под видом простого человека ходил раздавать милостыню нищим. Один из нищих трижды подходил к правителю за милостыней, и тот упрекнул его в жадности. Тогда нищий в ответ упрекнул Стефана, что тот «и на земле правит, и Небесного Царства снискать хочет». Этот сюжет был использован в житии князя Ивана Калиты из Волоколамского патерика .
«Житие Стефана Лазаревича» было составлено современником деспота — Константином Философом около 1433 года: Стефан после своей смерти явился к Константину и наказал болгарскому книжнику написать о себе житие. Вскоре после его кончины Стефана его уже называли святым. В сербских родословах, составленных около 1597 года и во второй половине XVII века, его именуют «блаженным и святым». В переписке сербских монахов с папой Климентом VII конца XVI века упоминается «святое деспотово тело», находившееся в Раваницком монастыре . Стефан изображался с нимбом на многочисленных фресках, подписанных «святой царь». С XV века Стефан как святой почитался на Руси. С XVII века упоминался как святой в чешских месяцесловах. Скульптура Стефана предположительно установлена в ряду венгерских правителей в католическом монастыре Пресвятой Богородицы на .
Димитрий, митрополит Белградский, в 1907 и 1912 годах выступил с предложением перед архиерейским соборам Сербского королевства канонизировать Стефана Лазаревича, возводившего церкви и внёсшего вклад в развитие книжности. В 1924 году на архиерейском соборе в Печи патриарх Сербский Димитрий вновь поднял вопрос о причислении Стефана к лику святых, на котором ряд архиереев осторожно подошли к его решению.
На бдении 1 августа ( 19 июля ) 1927 года патриарх Димитрий, в день смерти деспота, провозгласил Стефана святым ( блаженным ).