Interested Article - Сегюр, Софья Фёдоровна
- 2021-06-05
- 1
Со́фья Фёдоровна Ростопчина́ , в браке графиня де Сегю́р ( фр. Sophie Rostopchine, comtesse de Ségur или чаще Comtesse de Ségur, née Rostopchine , 1 августа 1799 , Санкт-Петербург — 9 февраля 1874 , Париж ) — французская детская писательница русского происхождения. Её сочинения пользовались в XIX—XX веках огромной популярностью, они продолжают переиздаваться в XXI веке. Самое известное среди них — « » ( фр. Les Malheurs de Sophie ; 1858); роман был адаптирован для кино (1946 и 1979 гг.) и театра (2008), балета (1935), мультсериала (1998) и музыкальной комедии (2011).
Биография
Россия
Третий ребёнок московского губернатора Ростопчина и графини Екатерины Ростопчиной , урождённой Протасовой. Крещена 9 августа 1799 года в Зимнем дворце ; её крёстный — Павел I . Отец Софьи впал в немилость при дворе в 1801 году и был отправлен в ссылку за 3 недели до убийства царя ; семья перебралась в огромное подмосковное имение Вороново , где и прошли детские годы будущей писательницы. Дети получали чрезвычайно суровое воспитание, о чём писала в своих мемуарах сестра Софьи Наталья Нарышкина : им даже в самую жаркую погоду категорически запрещали пить между трапезами и к ним применяли телесные наказания. В царствование Александра I положение Ростопчина ещё больше осложнилось, однако в 1809 году император, столкнувшись с политическими трудностями, вновь вернул его ко двору и в 1812 году назначил московским генерал-губернатором. В мае 1812 года семья перебирается в Москву ; Софья живёт в приобретённом отцом дворце на Большой Лубянке , а также во дворце в Сокольниках . В период Отечественной войны семья сначала укрывается в Сергиевом Посаде , а затем в Ярославле ; в ноябре они возвращаются в Москву, затем едут в Санкт-Петербург; лето 1815 года семья проводит в Царском Селе . Последним российским адресом Софьи Ростопчиной становится Вороново, откуда в июле 1817 года она с матерью, братьями и сёстрами выезжает в Париж (граф Ростопчин, обвинённый в организации большого московского пожара в 1812 г. , был вынужден покинуть Россию — под предлогом лечения на водах).
Франция
Оказавшись в Париже, Софья окунается в светскую жизнь, пользуется успехом у поклонников, посещает салон Софьи Свечиной . В 1818 году она знакомится с графом Эженом де Сегюром ; их свадьба состоялась в июле следующего года. Теперь она живёт в аристократическом особняке на улице Варенн. Убеждённая католичка, Софья де Сегюр становится прихожанкой храма Святого Сульпиция . В апреле 1820 года рождается её первенец, Луи-Гастон де Сегюр. Отношения между супругами были чрезвычайно прохладными. Поскольку столичная жизнь крайне угнетает Софью, год спустя отец приобретает для неё усадьбу Нуэтт в Нормандии (36 лье от Парижа), чем-то неуловимо напоминающую Вороново. Фёдор Васильевич Ростопчин возвращается в Россию, где и умирает в январе 1826 года; его дочь больше туда ни разу не возвращалась. Зато её сын Луи-Гастон в 1841 году совершил путешествие на землю предков, побывал в Вороново и привёз оттуда ряд интереснейших зарисовок. Большая часть её жизни во Франции прошла в Нуэтт, однако в 1872 году Софья Федоровна неожиданно продала усадьбу и последние годы жизни провела в замке Кермадио (château de Kermadio), принадлежавшем зятю Арману Френо́ и дочери Генриэтте, — в Бретани, департамент Морбиан . Похоронена по соседству с замком, на городском кладбище Плюнрет . Над её могилой установлена статуя Девы Марии. Вместе с ней похоронен Луи-Гастон де Сегюр ( ) и дочь Генриэтта (1829—1908) . В честь писательницы названы улицы в нескольких французских городах, аллея в парижском парке Монсо .
Творчество
К литературному творчеству графиня де Сегюр обратилась в 57 лет и написала в общей сложности два с половиной десятка книг. Возможно, это произошло под влиянием автора « Парижских тайн » Эжена Сю и католического писателя — оба часто посещали усадьбу Нуэтт . Первоначально она предназначала свои сочинения исключительно для собственных внуков (всего их у писательницы было 20), однако её книга «Новые волшебные сказки», проиллюстрированная знаменитым Гюставом Доре и выпущенная в ставшей впоследствии знаменитой коллекции « », снискала большой успех у читателей. В результате издательство «Hachette» предложило графине опубликовать другие её сочинения, и в 1859 году Софья Фёдоровна передала этому издательству эксклюзивные права на издания своих книг . Небольшая брошюра «Здоровье детей» несколько удивила читателей содержавшимися в ней наставлениями и рецептами (так, в качестве средства от коклюша автор рекомендовал настойку белладонны ). Большая часть прозаических сочинений графини первоначально печаталась в журнальном варианте (на страницах еженедельника «La Semaine des Enfants»), в виде романа-фельетона . Самая известная книга графини де Сегюр — « » — сделалась во второй половине столетия настоящим бестселлером . «Сонины проказы», «Примерные девочки» и «Каникулы» образуют своего рода трилогию, насыщенную автобиографическим началом. Трилогия обращена в первую очередь к маленьким детям, однако в ней немало жестоких и трагических эпизодов, которые заставили некоторых исследователей сравнивать графиню де Сегюр с маркизом де Садом . Роман « », наряду с « Михаилом Строговым » Жюля Верна , долгое время оставался для маленьких французов важнейшим источником познаний о России . В царской России книгу не издавали, оценивая её как оскорбительный памфлет ; особенно негативно воспринималась сцена показательной порки в полицейском участке (в оригинальной версии экзекуция происходила в присутствии детей, однако под давлением издателя автор эту подробность устранил ). Между тем сама писательница считала главными своими сочинениями вовсе не художественную прозу, а благочестивые книги, имевшие преимущественно катехизаторское назначение.
Произведения графини де Сегюр в оценке писателей и критиков
Книги Софьи де Сегюр высоко ценила Марина Цветаева , написавшая в своем дневнике за 1920 год: «Вся моя „ “ исключительно в духе госпожи де Сегюр» . Гораздо критичнее оценивал произведения писательницы Владимир Набоков , упрекавший графиню де Сегюр в «вульгарной сентиментальности» .
Современные французские исследователи находят переклички между произведениями графини де Сегюр и русской классической литературой ( Гоголь , Лев Толстой , Достоевский ) . Из французских писателей на неё повлияли Руссо , Жорж Санд и Бальзак (её иногда даже называли Бальзаком для детей ). Сюжет последнего романа писательницы, «После дождя», иногда связывают с влиянием « Графа Монте-Кристо » Дюма и « Хижины дяди Тома » Гарриэт Бичер-Стоу .
Произведения графини де Сегюр
- «Здоровье детей» («La santé des enfants», 1857).
- «Детский молитвенник» («Livre de messe des petits enfants», 1857).
- «Новые волшебные сказки» («Nouveaux contes des fées pour les petits enfants», 1857, рус. пер. 1915).
- « » («Les malheurs de Sophie», 1858, рус. пер. 1864, 1869, 1912).
- «Примерные девочки» («Les Petites Filles modèles», 1858, рус. пер. 1868).
- «Каникулы» («Les Vacances», 1858, рус. пер. 1870).
- «Записки осла» («Mémoires d’un âne», 1860, рус. пер. 1864).
- «Сестра Грибуйля» («La sœur de Gribouille», 1862).
- «Бедный Блез» («Pauvre Blaise», 1861).
- «Два несмышлёныша» («Les Deux nigauds», 1862).
- «Славные дети» («Les bons enfants», 1862).
- «Постоялый двор Ангела-Хранителя» («L’Auberge de l’ange gardien», 1863, рус. пер. 2001).
- « » («Le général Dourakine», 1863, рус. пер. 2009).
- «Франсуа-горбун» («François le bossu», 1864, рус. пер. под назв. «Маленький горбун», 1912).
- «Добрый маленький чертенок» («Un bon petit diable», 1864, рус. пер. 1908).
- «Бабушкино Евангелие» («Evangile d’une grand’mère», 1865).
- «Жан, который ворчит, и Жан, который смеется» («Jean qui grogne et Jean qui rit», 1865).
- «Комедии и пословицы» «Comédies et proverbes», 1866).
- «Счастье Гаспара» («La Fortune de Gaspard», 1866).
- «Прелесть, а не ребенок!» («Quel amour d’enfant!», 1867).
- «Злой гений» («Le mauvais génie», 1867).
- «Деяния Апостолов» (Les Actes des apôtres, 1868).
- «Дилуа-бродяга» («Diloy le chemineau», 1868).
- «Бабушкина Библия» («Bible d’une grand-mère», 1869).
- «После дождичка в четверг» («Après la pluie le beau temps», 1871, рус. пер. под названием «После грозы», 1911).
Экранизация
«Сонины проказы» неоднократно экранизировались, в том числе средствами мультипликации ( « Проделки Софи »). Игровые фильмы по «Сониным проказам» и роману «Добрый маленький чертёнок» снял известный французский актёр Жан-Клод Бриали . Имеется также анимационная версия «Записок осла» (« ».). Экранизацию романа «Счастье Гаспара» осуществил известный актёр и режиссёр Жерар Блен .
Предки
См. также
Примечания
- Nathalie Narychkine . Le comte Rostopchine et son temps. — Saint-Pétersbourg, 1912. — P. 82—85.
- «Guide des Russes en France», Raymond de Ponfilly, Éditions Horay, 1990, с.376
- Françoise Barthélémy . Les premiers pas littéraires de la comtesse de Ségur // Recherches sur le conte merveilleux. Recueil d’études réunies sous la dir. De G. Jacques. — Louvain-la-Neuve, 1981. P. 103.
- Дата обращения: 11 апреля 2020. Архивировано из 2 октября 2019 года.
- Jean Mistler . La comtesse de Ségur d'apres ses lettres // «Revue de Paris», 1964, № 8/9. — P. 39.
- Lisette Luton . La comtesse de Ségur: A Marquise de Sade — New York. Peter Lang, 1999.
- Arlette de Pitray . Sophie Rostoptchine racontée par sa petite-fille. — P., Albin Michel, 1939. — P. 152.
- Дата обращения: 26 сентября 2015. Архивировано из 27 сентября 2015 года.
- Дата обращения: 3 октября 2017. 28 сентября 2021 года.
- Paul Loyrette , Marie-Jose Strich . Sur les pas de la comtesse de Ségur. Le voyage en Russie de Louis-Gaston de Ségur. – P.: Gallimard. – 2005. P. 10.
- Isabelle Papieau . La comtesse de Ségur et la maltraitance des enfants. P. — Montréal, 1999. — P. 116-117.
- Dominique Busillet . Sand et Ségur. P., Cahiers du temps, 2009.
- Jean Lihoury . Une source imprévue d'«Apres la pluie le beau temps» // Les Cahiers séguriens. № 7, 2007. — P. 31-34.
- Isabelle Nieres-Chevrel . Ramoramor mis en images // Les Cahiers séguriens, № 7, 2007. P. 55.
Литература
- Francis Marcouin . La Comtesse de Ségur ou le bonheur immobile. – Arras: Artois Presses Université, 1999. – 379 p.
- Hortense Dufour . La comtesse de Ségur. – P.: Flammarion. – 2000. – 688 p.
- Patrick Pipet . Comtesse de Ségur. Les mystères de Sophie. – P.: L’Harmattan. - 2007. – 288 p.
- Michel Legrain . La Comtesse de Ségur. Mots, silences et stéréotypes. – P.: Champion. – 2011. – 313 p.
- Marie-Joséphine Strich . La comtesse de Ségur. Un destin romantique. — P., Via Romana, 2015. — 132 p.
Ссылки
- // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб. , 1890—1907.
- 2021-06-05
- 1