Interested Article - Корнилий (Титов)

Митрополит Корни́лий (в миру Константи́н Ива́нович Тито́в ; род. 1 августа 1947 , Орехово-Зуево , Московская область ) — епископ Русской православной старообрядческой церкви ; с 23 октября 2005 года — митрополит Московский и всея Руси , предстоятель Русской православной старообрядческой церкви (с 23 октября 2005).

Тезоименитство — 3 июня (равноапостольного царя Константина ) .

Биография

Родился 1 августа 1947 года в Орехово-Зуеве Московской области в старообрядческой семье. Был крещён в младенчестве с именем в честь равноапостольного Константина Великого . По собственному признанию: «родился я в православной старообрядческой семье, в городе Орехово-Зуево. А если точнее — в Зуеве, где исконно жили старообрядцы. До революции в нашем городе было несколько старообрядческих церквей и домашних молелен, <…> Наш дом Титовых на улице Володарского, в котором я появился на свет и вырос, находился рядом с домами известных старообрядцев Морозовых и Зиминых . С Зимиными мы дружили семьями. С раннего детства моя бабушка, Мария Николаевна, водила меня в церковь, которая располагалась на улице Кузнецкой, называлась она „чёрная моленная“, поскольку в ней в свое время служили монахи. <…> В нашем доме всегда были иконы и старинные церковные книги, хотя во времена атеистических гонений это было не безопасно»

В 1962 году , окончив 8 классов школы, из-за семейных трудностей начал работать: он стал учеником токаря на литейно-механическом заводе Орехово-Зуевского хлопчато-бумажного комбината, предприятия, основанного старообрядческими промышленниками Морозовыми . Трудился на Ореховском текстильном комбинате имени К. И. Николаевой, работал начальником ОТК литейно-механического завода .

Во время работы учился в вечерней школе, техникуме и Московском автомеханическом институте , который заочно окончил в 1976 году . Из-за работы на оборонном заводе не призывался на срочную службу в Советскую армию. На предприятии отработал в общей сложности 35 лет .

В молодости состоял в КПСС , однако, как отмечает протоиерей , «вышел из партии задолго до 1991 года — когда сознательно пришёл к Церкви Христовой. Потом этот вопрос рассматривался на исповедальном уровне и был благополучно разрешён ещё задолго до первой хиротонии будущего митрополита» .

Во второй половине 1980-х годов годы принимал активное участие в деятельности клуба трезвости «Кристалл» . До 1997 года работал на заводе начальником отдела технического контроля .

Церковное служение

По собственному признанию: «после долгого перерыва я пришел в нашу старообрядческую церковь на улице Совхозной, дом 15, познакомился с настоятелем отцом Леонтием Пименовым , который <…> открыл для меня глубину веры, что помогло мне стать на твёрдый путь спасения души, самому много узнать, прочитать, выучиться» .

старообрядческий храм Рождества Пресвятой Богородицы в Орехово-Зуеве

В 1991 году стал председателем церковного совета старообрядческой общины храма Рождества Пресвятыя Богородицы Орехово-Зуева , настоятелем которой был священник Леонтий Пименов. В течение всего этого срока значительную часть своего времени он уделял восстановлению этого полуразрушенного храма .

В начале 1997 года он оставил мирскую работу, уволившись с должности начальника ОТК завода, и полностью сосредоточился на церковной деятельности .

11 мая 1997 года, на праздник Жён-Мироносиц, дав обет безбрачия , был рукоположён в сан диакона митрополитом Алимпием (Гусевым) .

Принимал участие в деятельности регионального краеведческого объединения «Радуница» , созданного в 1997 году .

28 сентября 2002 года был участником I Аввакумовских чтений у памятника протопопу Аввакуму Петрову в селе Григорово Нижегородской области .

29—30 октября 2003 года в городе Куровское принял участие в первой межрегиональной историко-краеведческой научно-практической конференции «Гуслица — старая и новая. Возрождая добрые традиции», где выступил с докладом «Традиции духовного воспитания в семьях гуслицких староверов» .

7 марта 2004 года в Покровском кафедральном соборе в Москве митрополитом Московским и всея Руси Андрианом был рукоположён в сан иерея с назначением его вторым священником храма Рождества Пресвятыя Богородицы в Орехово-Зуеве .

20 октября 2004 года на Освященном соборе РПСЦ избран кандидатом в епископы, а 21 октября там же утверждён кандидатом на замещение вакантной Казанско-Вятской епископской кафедры . Принял иноческий постриг 14 марта 2005 года с наречением имени Корнилий .

8 мая 2005 года в Покровском кафедральном соборе священноинок Корнилий был рукоположён в сан епископа Казанского и Вятского . Хиротонию совершили: митрополит Андриан (Четвергов) , епископ Новосибирский и всея Сибири Силуян (Килин) , епископ Дальневосточний Герман (Савельев) и епископ Кишинёвский и всея Молдавии Евмений (Михеев) . 21 июля, в день празднования явления Казанской иконы Богородицы, был совершён чин его восхождения на Казанскую кафедру .

Избрание предстоятелем и конфликты в начале его предстоятельства

Избран митрополитом на Освященном соборе 18 октября 2005 года . Не считался до этого фаворитом, так как всего несколько месяцев прослужил в сане епископа, а до этого всего год служил священником . Голосование пришлось проводить трижды. Другими кандидатами были архиепископ Костромской и Ярославский Иоанн (Витушкин) и епископ Донской и Кавказский Зосима (Еремеев) . Лишь с третьего раза 58-летний епископ Корнилий набрал более двух третей голосов, необходимых для избрания . 23 октября 2005 года в Покровском кафедральном соборе на Рогожском кладбище Москвы состоялся чин настолования , который совершили архиепископ Костромской и Ярославский Иоанн (Витушкин), епископ Киевский и всея Украины Саватий (Козко) , епископ Донской и Кавказский Зосима (Еремеев), епископ Кишинёвский и всея Молдавии Евмений (Михеев) , епископ Дальневосточный Герман (Савельев) , более 50 священников и 7 диаконов. После заамвонной молитвы архиепископ Иоанн вручил новопоставленному митрополиту посох митрополита Белокриницкого Амвросия .

Вскоре после избрания митрополитом заявил о себе как о продолжателе курса своего предшественника, митрополита Андриана, возглавлявшего РПСЦ в 2004—2005 годах. «Усилия митрополита Андриана, направленные на преодоление изоляции старообрядчества от современной духовной и культурной жизни России, по мере моих сил я буду стараться продолжать. Ведь только так мы можем донести до нашего народа правду об истинной православной вере, не претерпевшей реформ». Также заявил о желании поддерживать «добрососедские» отношения с Московской Патриархией . Вместе с тем, по мнению Сергея Вургафта, уволенного 25 декабря 2005 года от должности пресс-секретаря митрополии : «Идея начать разговор старообрядческой Церкви с русским народом была близка митрополиту Андриану. Но сегодня эти планы не значатся в повестке дня Московской Митрополии» . Тем не менее, активные усилия митрополит Андриана по открытию старообрядчества широкой общественности воодушевили множество многих людей, но также породили ростки недопонимания у изоляционистcки настроенных представителей РПСЦ. Многих из них устраивал замкнутый стиль управления митрополита Алимпия, не обещавший в обозримом будущем никаких перемен. Скоропостижная кончина митрополита Андриана и соборное избрание митрополита Корнилия в 2005 году окончательно лишила спокойствия тех, кто искал в старообрядчестве тихого затворничества в изоляции от проблем окружающего мира. С середины 2000-х годов всё активнее стали раздаваться упрёки в адрес руководства РПСЦ в её недостаточно жёстком отношении к господствующей РПЦ, осуждались контакты Митрополита с представителями государственной власти на различных общественных и светских мероприятиях. Благодаря развитию интернета многие смогли выдвинуть свою теорию или суждение, сделав их предметом всеобщего обсуждения .

В марте 2007 года назвал «возможной и своевременной» совместную инициативу Русской православной старообрядческой церкви и министерства культуры России о создании общественного цензурно-надзорного комитета «по контролю за нравственным наполнением произведений и мероприятий учебно-познавательного и развлекательного характера в предназначаемых для детей и подростков сферах печати, театра, эстрады и масс-медиа». Заявил, что в состав комитета должны войти представители всех традиционных религий России, известные писатели, авторитетные деятели культуры и науки, педагоги, военные .

Освящение колодца в деревне Елизарово , 2008 год

Большой резонанс в СМИ имел Освящённый собор РПСЦ, прошедший в октябре 2007 года в помещении бывшего Христорождественского храма Рогожской слободы . Часть клириков и мирян во главе с протоиереем Елисеем Елисеевым потребовали на Соборе обсудить поведение митрополита Корнилия во время его контактов с «новообрядцами» Московского патриархата . По мнению бывшего пресс-секретаря Московской митрополии Сергея Вургафта, «эти частые встречи вызывают опасение, что конечной целью их станет слияние РПСЦ с РПЦ» .

На соборе митрополит Корнилий согласился на упорядочение в будущем своих внешних контактов в соответствии с существующими правилами и традициями; принято определение, что, несмотря на отдельные ошибки митрополита, он не совершил ничего, влекущего канонических прещений . Делегация Дальневосточной епархии во главе с протоиереем Елисеем Елисеевым покинула Собор и прекратила общение с митрополитом ; Собор же изверг из сана протоиерея Елисея; подтвердил, что «Единая Святая Соборная и Апостольская Церковь отвергает экуменизм и анафематствует его» и напомнил «христианам о решениях Соборов нашей Церкви 1832 и 1846 гг., признающих новообрядчество ересью второго чина» . Были внесены уточнения в протокол встреч с инославными клириками . Специальным определением Суда были наложены прещения на ряд клириков и мирян («лицам, виновным в публичном распространении через Интернет и иные СМИ необоснованных обвинений на первосвятителя»), в частности: «отлучить Алексея Шишкина и Андрея Езерова от святыни на срок до рассмотрения вопроса на следующем Архиерейском Суде. От имени Архиерейского Суда наложить на них усиленную епитимию»; «отлучить от церковного общения инока , Дмитрия Барановского и Димитрия Козлова на срок рассмотрения на следующем Совете Митрополии их письменного раскаяния, опубликованного в СМИ» . (бывший единоверческий священноинок Арсений Озеров), Шишкин и Барановский были на Соборе докладчиками по вопросам «О ереси экуменизма и её апокалиптическом значении», «о ересях, содержащихся в современном вероучении РПЦ МП» и «коммунизме как оккультно-мистическом учении» соответственно . Наблюдатели расценили решения Собора как попытку изменения курса на открытость, принятый при Митрополите Андриане . Секретарь комиссии Московского патриархата по делам старообрядных приходов и взаимодействию со старообрядчеством священник Иоанн Миролюбов заявил в связи с конфликтом на Соборе, что считает его причиной деятельность «неофитов» — «ревнителей чистоты веры», общим для которых оказывались «не какие-либо созидательные задачи, а слепая ненависть к Русской православной церкви, откуда они, по большей части, и вышли» . Аналогичное мнение высказал председатель ОВЦС митрополит Кирилл (Гундяев) .

Сразу после Освящённого собора РПСЦ 2007 года пара десятков мирян и несколько священников в одностороннем порядке вышли из подчинения Московской митрополии, на следующий же день единогласно провозгласив себя «непоминающими митрополита Корнилия». Данное объединение получило название « Древлеправославная церковь Христова Белокриницкой иерархии ». К 2008 году среди отколовшихся назрел раскол. Одна часть считала, что «ДЦХ» — временная самоидентификация ревнителей до времени, пока в РПСЦ не будет наведен «канонический порядок», другая часть — что «ДЦХ» — это иная от РПСЦ церковь. В итоге оформились две группы «ревнителей»: последователи Елисея Елисеева, которые стали называть себя «временно прервавшими общение с РПСЦ», считая её каноничной, и тех, кто считал, что РПСЦ, а заодно и Белокриницкая митрополия, уклонились в ересь .

15 октября 2008 года под председательством митрополита Московского и всея Руси Корнилия в Покровском кафедральном соборе Рогожского кладбища открылся собор РПСЦ; было зарегистрировано около 170 делегатов . В первый день работы собора с докладом о современном состоянии дел в РПСЦ, отношениях с «инославными» и другими старообрядческими течениями выступил митрополит Корнилий . В ответ на направленное в его адрес обращение группы христиан с Дальнего Востока, желающих «получить ответ о [его] уповании», он, в частности, сказал: «<…> отвечаю, что уповая на милость Господа в прощении моих грехов и заступление Пресвятой Богородицы, надеюсь и верю, что могу спастись только в Истинной Христовой Церкви, которая есть Русская Православная Старообрядческая Церковь. <…>» Собор не поддержал группу лиц, выступавших против контактов с Московским Патриархатом и с обществом. Управделами РПСЦ протоиерей Евгений Чунин сказал, что доклад на Соборе митрополита Корнилия свидетельствует о необходимости РПСЦ «продолжить процесс открытости обществу, который начат митрополитом Андрианом и корректируется на протяжении пяти лет». «Закрытость была обусловлена внешними условиями гонений — сначала при царской власти, а позже при советской. А когда внешние притеснения прекратились, осталось преодолеть сложившуюся инерцию» .

Предстоятель РПСЦ в 2010-е годы

С епископом Евфимием на церемонии установки памятного знака на месте будущего памятника митрополиту Андриану ( Казань , 22 июля 2015 года )

26 декабря 2012 года в Московской митрополии на Рогожском состоялась встреча митрополита Корнилия с предстоятелем Русской древлеправославной церкви патриархом Александром . Патриарха Александра сопровождали епископ Сибирский Сергий (Попков) и протоиерей Андрей Марченко, со стороны Московской митрополии во встрече приняли участие епископ Ярославский и Костромской Викентий (Новожилов) , протоиерей Леонтий Пименов, иерей Алексий Лопатин, протодиакон Виктор Савельев .

22 февраля 2013 года президент России Владимир Путин наградил митрополита Корнилия орденом Дружбы . В ответном слове митрополит Корнилий сказал: «В этой высокой награде я вижу не столько оценку моих скромных заслуг, сколько признание государством заслуг всего русского старообрядчества перед своим Отечеством в сохранении духовного богатства Святой Руси» .

28 июля 2014 года во время визита на Алтай митрополит Корнилий встретился в Барнауле с губернатором Алтайского края Александром Карлиным .

В марте 2015 года митрополит Корнилий участвовал в первой встрече двусторонней комиссии РПСЦ — РПЦ (МП), где обсуждалась возможность признания Московским патриархатом канонической законности иерархии Русской православной старообрядческой церкви .

27 мая митрополит Корнилий встретился во Владимире с губернатором Владимирской области Светланой Орловой [ значимость факта? ] .

22 июля митрополита Корнилия принял в своей резиденции в Казанском кремле временно исполняющий обязанности президента Татарстана Рустам Минниханов .

16 марта 2017 года состоялась официальная встреча митрополита Корнилия с президентом России Владимиром Путиным, которая явилась первой официальной встречей подобного рода за многовековую историю старообрядчества . В ходе встречи обсуждалось грядущее празднование 400-летия со дня рождения протопопа Аввакума и реконструкция памятников архитектуры в основных центрах празднования — на Рогожском и Преображенском кладбищах Москвы, взаимодействие с соотечественниками за рубежом и возвращение РПСЦ храма во имя Покрова и Успения Божией Матери в Малом Гавриковом переулке в Москве . 31 мая состоялся визит президента Владимира Путина в Рогожский административно-духовный центр. Президент осмотрел храм Рождества Христова, Покровский кафедральный собор, Музей иконы в Доме причта, после чего общался с митрополитом Корнилием, позднее назвал этот визит историческим и отметил, что «глава государства впервые после церковного раскола посетил с официальным визитом духовный центр Православной старообрядческой церкви» .

25 мая с рабочим визитом Рогожское посетил первый заместитель руководителя администрации президента Сергей Кириенко . 1 июня духовный центр РПСЦ посетил мэр Москвы Сергей Собянин, чтобы поздравить митрополита Корнилия с днём ангела. 1 августа в рогожской резиденции состоялась встреча с председателем Государственной думы Вячеславом Володиным . 16 августа Рогожский духовный центр посетил министр культуры России Владимир Мединский .

16 сентября 2017 года на праздновании 100-летия Орехова-Зуева митрополиту Корнилию был вручён знак Почётного гражданина городского округа Орехово-Зуево. Отмечалось, что «являясь уроженцем нашего города, Митрополит часто бывает здесь и, несмотря на большую занятость, встречается с земляками, проводит просветительскую работу, ведёт подвижническую деятельность» .

10 октября 2023 года на Освященном соборе Древлеправославной архиепископии в числе 11 собравшихся освободило от обязанностей предыдущего местоблюстителя архиепископской кафедры епископа Никодима (Елякина) и избрало на этот пост митрополита Корнилия (Титова). При этом епископ Никодим на Освященный собор приглашён не был и, по согласованию с новым предстоятелем, был низложен заочно. Своё освобождение от обязанностей первосвятителя не признал . 7 декабря 2023 года состоялся Освященный собор части Древлеправославной архиепископии, сохранившей верность епископу Никодиму, который лишил митрополита Корнилия священного сана и определил его к проживанию в монастыре под строгим духовным надзором .

Взгляды

Корнилий открыто поддерживает вторжение России на Украину , одобряет действия российской армии. Он утверждал, что в Украине людей убивают только за то, что они думают и говорят по-русски. Корнилий призвал украинскую сторону сложить оружие и «остановить геноцид, безумие» . В июле 2022 года, как «поддержавший агрессию России против Украины», был внесён ФБК в список разжигателей войны , состоящий из лиц, которые «используют свои религиозные организации для пропаганды агрессии и массового убийства», с предложением введения против него международных санкций .

Награды

  • памятная медаль Николо-Угрешского монастыря (9 февраля 2007 )
  • Пушкинская медаль «Ревнителю просвещения» (18 мая 2012 ) — общественная награда «Академии российской словесности»
  • «Почётный знак имени С. Т. Морозова » (23 октября 2012, «за многолетнюю и плодотворную деятельность, способствующую укреплению мощи, величия и процветанию малой родины известного промышленника и мецената и столичного региона в целом») — общественная награда Орехово-Зуевского района Московской области и ассоциации «Армия и бизнес»
  • орден Дружбы (14 января 2013 ) — за достигнутые трудовые успехи, многолетнюю добросовестную службу и активную общественную деятельность
  • Почётный гражданин Орехова-Зуева (27 июля 2017 )
  • крест «За заслуги перед казачеством России» IV степени (26 сентября 2017) — «За многолетнюю поддержку казачества в Волжско-Камском регионе и большую молитвенную помощь»
  • Государственная премия Российской Федерации за выдающиеся достижения в области гуманитарной деятельности 2021 года (9 июня 2022)

Примечания

  1. . Дата обращения: 10 июня 2015. 10 июня 2015 года.
  2. . rpsc.ru . Русская православная старообрядческая Церковь (4 июня 2014).
  3. Галина Голыгина . // ozmo . ru , 6 августа 2012 г.
  4. от 12 мая 2016 на Wayback Machine , см. 18:40
  5. от 23 сентября 2015 на Wayback Machine // Вестник митрополии. 2006. — № 1. — С. 2
  6. Голоднов Е. // ozmo . ru , 1 ноября 2010 г.
  7. . Интервью . portal-credo.ru (30 ноября 2007). Дата обращения: 25 октября 2017. 25 октября 2017 года.
  8. . Дата обращения: 24 октября 2017. 24 октября 2017 года.
  9. Календарь РПСЦ. — М. , 2011. — С. 119—112.
  10. . altaistarover.ru (22 октября 2015). Дата обращения: 10 июня 2022. 6 мая 2021 года.
  11. Евгений Голоднов. . Oz-On.ru (24 мая 2017). Дата обращения: 11 июня 2022. 31 марта 2022 года.
  12. . Первые Аввакумовские чтения . Дата обращения: 13 апреля 2015. 4 марта 2016 года.
  13. . Гуслицкая конференция (29—30 октября, г. Куровское) . Semeyskie.ru (2003). Дата обращения: 24 октября 2017. Архивировано из 24 октября 2017 года.
  14. . 7 марта, г. Москва . Архив новостей за 2004 год . semeyskie.ru (2004). — «Митрополит Андриан рукоположил в сан священника диакона Константина Титова (г. Орехово-Зуево) с назначением его вторым священником на Орехово-Зуевский приход». Дата обращения: 24 октября 2017. Архивировано из 24 октября 2017 года.
  15. . 26 октября, г. Москва . Архив новостей за 2004 год . semeyskie.ru (26 октября 2004). — «На следующий день, 20 октября, Освящённый собор обсудил 9 кандидатур, предложенных для возведение в архиерейский сан. После обсуждения в списке осталось 5 имён, которые и были переданы на утверждение Архиерейского собора. В результате епископы из предложенных избрали 3 кандидатуры: протоиерея Валентина Новожилова (с. Дурасово Ярославско-Костромской епархии), иерея Евгения Михеева (г. Верея Московской епархии), иерея Константина Титова (г. Орехово-Зуево Московская епархия)». Дата обращения: 24 октября 2017. Архивировано из 24 октября 2017 года.
  16. . staroobrad.ru . Современное древлеправославие (9 мая 2005).
  17. Максим Гусев . // «Вера»-«Эском» : Христианская газета Севера России. — 2005. — Октябрь. — Выпуск № 1(501). от 22 октября 2017 на Wayback Machine
  18. Максим Гусев. semeyskie.ru (2005). Дата обращения: 6 августа 2019. Архивировано из 24 сентября 2015 года.
  19. . rpsc.ru . Русская православная старообрядческая Церковь (23 октября 2005). Дата обращения: 24 марта 2016. 6 мая 2016 года.
  20. . Дата обращения: 24 марта 2016. 5 апреля 2016 года.
  21. . Дата обращения: 20 декабря 2019. 20 декабря 2019 года.
  22. . Интервью нашему сайту . samstar-biblio.ucoz.ru . Самарское староверие (31 октября 2007). — Тематический каталог. — Рубрика «Интервью». Дата обращения: 20 декабря 2019. 20 декабря 2019 года.
  23. Олег Хохлов. . XXI век . starove.ru (21 октября 2019). — Исследование starove.ru. Дата обращения: 9 августа 2023. 21 января 2022 года.
  24. . www.interfax-religion.ru (20 марта 2007).
  25. Павел Коробов. . www.kommersant.ru (15 октября 2007). Дата обращения: 31 мая 2022. 31 мая 2022 года.
  26. . interfax-religion.ru (16 октября 2007). Дата обращения: 9 ноября 2014. 9 ноября 2014 года.
  27. . Портал-Credo.Ru (17 октября 2007). Дата обращения: 31 мая 2022. Архивировано 29 октября 2007 года.
  28. // Портал-Credo.Ru, 18 октября 2007 г. от 9 ноября 2014 на Wayback Machine
  29. Лупекин Д. // Коммерсантъ . — 2007. — 20 октября. — № 193 (3769). — 20.10.2007.
  30. от 23 апреля 2013 на Wayback Machine на официальном сайте Митрополии.
  31. от 23 апреля 2013 на Wayback Machine на официальном сайте Митрополии.
  32. Езеров А., Шишкин А. ] // Портал-Credo.Ru, 25 октября 2007 г. от 9 ноября 2014 на Wayback Machine
  33. Михаил Поздняев . . newizv.ru . Новые Известия (22 октября 2007). Дата обращения: 9 августа 2023. Архивировано 10 апреля 2008 года.
  34. . interfax-religion.ru . Интерфакс-Религия (15 февраля 2007). Дата обращения: 9 ноября 2014. 9 ноября 2014 года.
  35. от 9 ноября 2014 на Wayback Machine . Интерфакс, 22 октября 2007.
  36. // NEWSru.com , 22 октября 2007 г. от 9 ноября 2014 на Wayback Machine
  37. // Интерфакс, 30 октября 2007 г. от 9 ноября 2014 на Wayback Machine
  38. от 9 ноября 2014 на Wayback Machine На официальном сайте МП 16 октября 2008 г.
  39. от 23 апреля 2013 на Wayback Machine Текст доклада на официальном сайте РПСЦ
  40. от 9 ноября 2014 на Wayback Machine NEWSru 17 октября 2008 г.
  41. от 29 ноября 2014 на Wayback Machine . Русская православная старообрядческая церковь.
  42. . Дата обращения: 18 ноября 2013. 14 июля 2014 года.
  43. от 5 декабря 2015 на Wayback Machine . Алтайский старообрядец.
  44. от 11 июля 2015 на Wayback Machine .
  45. от 7 июля 2015 на Wayback Machine .
  46. от 11 июня 2015 на Wayback Machine . Русская православная старообрядческая церковь. Московская митрополия.
  47. от 6 мая 2016 на Wayback Machine . Русская православная старообрядческая церковь. Московская митрополия.
  48. (недоступная ссылка) . Официальный Татарстан.
  49. . Дата обращения: 18 марта 2017. 19 марта 2017 года.
  50. . Дата обращения: 18 марта 2017. 19 марта 2017 года.
  51. . rpsc.ru . Сайт Русской православной старообрядческой церкви. Дата обращения: 22 октября 2017. 22 октября 2017 года.
  52. . ozmo.ru . Официальный сайт городского округа Орехово-Зуево (16 сентября 2017). Дата обращения: 24 октября 2017. 24 октября 2017 года.
  53. . ruvera.ru (26 октября 2023).
  54. . ruvera.ru (9 декабря 2023).
  55. Soldatov, Alexander (2022-03-08). . Novaya Gazeta . из оригинала 8 марта 2022 . Дата обращения: 12 февраля 2023 .
  56. (рус.) . IRP.News . Институт религии и политики (29 июля 2022). Дата обращения: 27 июля 2023. 27 июля 2023 года.
  57. (англ.) . OpenSanctions . Дата обращения: 29 июля 2023. 29 июля 2023 года.
  58. . Патриархия.ru (12 февраля 2007). Дата обращения: 7 ноября 2014. 7 ноября 2014 года.
  59. Евгений Голоднов. . официальный сайт городского округа Орехово-Зуево (28 мая 2012). Дата обращения: 5 февраля 2022. Архивировано 24 октября 2017 года.
  60. . Ассоциация . Дата обращения: 18 ноября 2013. 13 октября 2013 года.
  61. . сайта Президента России . Администрация Президента России (22 февраля 2013). Дата обращения: 26 октября 2020. 6 июня 2017 года.
  62. . ozmo.ru . официальный сайт городского округа Орехово-Зуево (1 октября 2017). Дата обращения: 14 апреля 2022. Архивировано 1 октября 2017 года.
  63. . Русская православная старообрядческая Церковь (26 сентября 2017). Дата обращения: 2 октября 2017. 2 октября 2017 года.

Ссылки

  • на сайте patriarchia.ru
  • Титов К. диакон , : выступление на научно-практической конференции «Гуслица старая и новая», город Куровское, 29—30 октября 2003 года.
  • на сайте
  • . В Екатерининском зале Кремля прошла встреча Владимира Путина с представителями религиозных объединений России . kremlin.ru . Официальный сайт Кремля и президента России (25 октября 2023). — Москва, Кремль , 21:00. Дата обращения: 27 октября 2023. 25 октября 2023 года.
  • Андрей Колесников . . 25 октября президент России Владимир Путин встретился с лидерами ведущих религиозных объединений и обсудил с ними палестино-израильский конфликт. А главное, обращает внимание специальный корреспондент «Ъ» Андрей Колесников, — силы, которые за ним стоят. А то некоторые забывают об этом помнить. Так вот, напомнили всем . « Коммерсантъ »: газета (25 октября 2023). — О чём толковали иерархи с президентом и что втолковали. Дата обращения: 27 октября 2023. 26 октября 2023 года.
Интервью
Источник —

Same as Корнилий (Титов)