Боголепов, Виктор Платонович
- 1 year ago
- 0
- 0
Боголе́п Черноярский (в миру Бори́с Яковлевич Ушаков ; 2 мая 1647 — 1 августа 1654 ) — схимник , святой Русской православной церкви , почитается в лике преподобных , память совершается (по юлианскому календарю ) — 24 июля и во второе воскресение по Пятидесятнице ( Собор Всех святых, в земле Российской просиявших ).
Родился в Москве в семье боярина Якова Лукича Ушакова и Екатерины Васильевой. В крещении был наречён Борисом в честь благоверного князя Бориса Владимировича . Его отец в 1651 году был назначен воеводой в Чёрный Яр . Житие рассказывает, что ребёнок с ранних лет был очень набожный: младенцем соблюдал посты в среду и пятницу, при звуках колокола плакал, показывая тем самым чтобы его несли в церковь.
Борис был очень болезненным: в 7 лет у него появилась язва на ноге, которая вскоре прошла, но началась новая болезнь, называемая «чечуй» (язвы на лице). Однажды он увидел странствующего монаха и был поражён его облачением. Борис попросил родителей постричь его в схиму , заявив, что после этого он выздоровеет. Родители согласились и Борис был пострижен в схиму с именем Боголеп (русский перевод греческого имени Феопрепий). Согласно житию, на следующий день после пострига он выздоровел, а ещё через день заболел «огневицей» ( лихорадка ) и скончался. В различных вариантах жития год смерти Боголепа различается — 1 августа 1654 или 1659 года (первая дата считается более соответствующей житийной истории). Боголеп был погребён рядом с церковью в честь Воскресения Господня , позднее над его могилой была построена часовня .
Почитание Боголепа возникло вскоре после его смерти. День его памяти указан в Кайдаловских святцах (конец XVII века ) и в «Описании о российских святых» (известно по спискам конца XVII—XVIII веков). Ему приписывали спасение Чёрного Яра от войск Степана Разина , от кубанских татар ( 1689 , 1711 ) и от мора 1717 года . Первая икона святого отрока была написана в 1695 году иконописцем Иоанном, священником астраханской Богородице-Рождественской церкви, получившем, по преданию, после этого исцеление от болезни глаз.
В 1722 году Чёрный Яр посетил Пётр I , осмотрел могилу отрока и запретил петь панихиды над его гробом и приказал уничтожить часовню. В это же время была уничтожена и икона Боголепа, написанная Иоанном. В 1723 году императорским указом астраханский епископ Иоаким (Владимиров) был смещён с кафедры, было указано направить его «в какую пристойно епархию викарием ». Это связывают с событиями Астраханского восстания 1705—1706 годов , когда царские войска подошли к Чёрному Яру, то взбунтовавшиеся старообрядцы начали распространять среди население слух, что от царя-антихриста их спасёт отрок Боголеп. Несмотря на это, Иоаким поддерживал у себя в епархии почитание преподобного Боголепа. Напротив местное предание сообщает, что царь заинтересовался историей отрока и разрешил петь над его гробом панихиды.
В 1731—1732 годы Савва Татаринов, исполняя свой обет , данный после освобождения из калмыцкого плена, написал житие преподобного Боголепа. В 1736 году вместо деревянной Воскресенской церкви на средства московского купца И. П. Красносёлова в Чёрном Яре начали постройку каменного храма. В ходе строительства в 1741 году захоронение Боголепа включил в придел , освящённый во имя Иоанна Воина . Местная канонизация Боголепа состоялась во второй половине XVIII века . К середине XIX века берег Волги на котором стояла Воскресенская церковь был сильно подмыт, из церкви вынесли все святыни и в 1848 году по распоряжению архиепископа Евгения (Бажанова) пытались обрести мощи преподобного Боголепа, но они найдены не были. Весной 1849 года часть храма под которой находилось его захоронение обрушилась в Волгу.
Существовавшую местную канонизацию Боголепа подтвердил Поместный собор Православной Российской Церкви (1917—1918) , включивший его имя в состав Собора всех святых, в земле Российской просиявших .