Ван дер Эльст, Франсуа
- 1 year ago
- 0
- 0
Франсуа де Салиньяк де Ла Мот-Фенелон ( фр. François de Salignac de La Mothe-Fénelon , 6 августа 1651 — 7 января 1715 ), более известный как Фенелон — французский священнослужитель, писатель, педагог, богослов. Автор знаменитого романа « Приключения Телемака » (1695) — литературного бестселлера XVII—XIX веков.
Фенелон был выходцем из знатного, но обедневшего рода Салиньяков. Он родился в ( Перигор ). Его отец, маркиз Понс де Ла Мот-Фенелон, скончался, когда сыну было 12 лет; до этого времени Франсуа жил в своём родовом замке, не очень много времени посвящая занятиям вследствие слабого здоровья. Затем его взял под свою опеку дядя Франсуа, епископ Сарла ; учился в и в ; тонзурован [ что? ] в 1669 году.
С 1671 года — каноник собора в Сарла.
С 1679 года — настоятель незадолго до того учреждённой конгрегации «Новые католички» ( Nouvelles catholiques ), назначением которой являлась катехизация молодых сторонниц протестантизма . В 1683 году скончался наставник и опекун Фенелона маркиз Антуан де Фенелон-Маньяк.
В 1680—1685 годах Фенелон проповедовал в Париже и диоцезе Мо .
После отмены Нантского эдикта в октябре 1685 года ему поручили проповедовать католицизм насильно обращённому протестантскому населению Сентонжа и Пуату , где он оставался до июня 1686 года.
В 1688 году Фенелон познакомился с известным мистиком, мадам Гийон . Фенелон ввёл её в кружок госпожи Ментенон (с 1691 года он стал духовником последней), где Гийон своим страстным темпераментом увлекла даже расчётливую и холодную возлюбленную короля.
Сам Фенелон до того увлёкся идеями квиетизма , которые проповедовала Гийон, что открыто отстаивал их, рискуя своим положением и своей карьерой.
В 1689 году при содействии Боссюэ Фенелон был представлен ко двору, а 16 августа — назначен наставником внука Людовика XIV , герцога Бургундского ; ему помогали герцог де Бовилье (воспитатель принца) и друг Фенелона аббат Клод Флёри .
Мальчик был очень даровит, но избалован до крайности. Фенелон, по свидетельству современников, произвёл чудо: дерзкого, своенравного, буйного мальчика скоро нельзя было узнать.
Находили даже, что воспитатель переусердствовал и чересчур основательно укротил нрав своего питомца.
Годом позже Фенелон был назначен наставником герцога Филиппа Анжуйского, младшего брата герцога Бургундского, будущего короля Испании Филиппа V .
В 1693 году Фенелон был избран членом Французской академии (вместо Пелиссона ); во вступительной речи (31 марта 1693 года) он выразил свои воззрения на литературу.
Возможно, декабрем 1693 года следует датировать анонимное письмо Фенелона Людовику XIV , в котором он подверг критике политику монарха и его министров (опубликовано в 1787 г.). При этом Фенелон продолжал находиться в фаворе у короля: в декабре 1694 г. он был назначен настоятелем аббатства Сен-Валери-сюр-Сомм , а в феврале 1695 года — возведён в сан епископа Камбрезского .
Решающим событием в судьбе Фенелона стала публикация в январе 1697 года его книги в защиту квиетизма «Разъяснения высказываний святых касательно внутренней жизни» («Explication des maximes des saints sur la vie intérieure». Против неё выступил Боссюэ ; Фенелон обратился с письмом к папе Иннокентию XII с просьбой вынести своё решение. Римская курия долго колебалась, ибо Боссюэ, опора галликанизма , далеко не был там популярен; но обидеть могущественного французского короля понтифик не решался (двор был на стороне Боссюэ). Первый приговор курии оказался благоприятным для Фенелона: голоса судей разделились поровну, но под давлением Людовика XIV папа велел вновь пересмотреть дело, и во второй инстанции книга была единогласно осуждена.
1 августа 1697 года Фенелон получил приказ покинуть двор и отправиться в свою епархию. Камбре незадолго перед тем был присоединен к Франции по Нимвегенскому миру ; население его было преимущественно фламандское и к новому государю особенной любви не обнаруживало. Нужно было примирить его с Францией; это сделалось целью Фенелона, и он её в значительной степени достиг.
Остаток жизни Фенелон посвятил борьбе с янсенизмом и сочинительству.
В январе 1699 года Фенелон лишается титула наставника королевских отпрысков; между тем через полгода папа шлёт ему своё благосклонное письмо и выражает пожелание, чтобы тот стал кардиналом .
В августе 1710 года к Фенелону в Камбре прибыл и к концу года обратился в католичество англичанин шевалье Эндрю Рэмзи , один из деятелей раннего масонства, шотландец, большую часть своей жизни проживший во Франции. Впоследствии Рэмзи стал первым биографом Фенелона.
В апреле 1711 года умер дофин , и наследником престола стал герцог Бургундский, питомец Фенелона. Сторонники Фенелона пригласили его участвовать в разработке основ тех реформ, которые должны были быть произведены после смерти монарха. Фенелон встретился со своими единомышленниками в небольшом городке Шоне, и там были намечены важнейшие принципы будущих преобразований (сокращение придворных штатов, разграничение духовной и светской власти, провозглашение свободной торговли и пр.) Однако труд этот оказался напрасным: герцог Бургундский умер шесть месяцев спустя после смерти отца.
Умер Франсуа Фенелон в Камбре 1 января 1715 года, за восемь месяцев до Людовика XIV .
В 1687 году Фенелон выпустил свою книгу «О воспитании девиц» ( De l’Education des filles ), в которой подверг критике господствовавший в то время взгляд, согласно которому девочек достаточно было обучать — кроме закона Божия , — тому, что необходимо женщине для внешнего успеха. Фенелон настаивал на том, что женщина — прежде всего мать; она должна воспитывать сыновей на пользу королю и отечеству; он ратует за достоинство женщины, требуя, чтобы ей давали образование и облагораживали её ум. Между тем образование это, по Фенелону, следует ограничить умением правильно говорить, читать и писать, производить четыре действия арифметики ; знанием основных элементов права, знакомством с древней и французской историей. «Этот трактат ... доставил молодому автору известность и лег в основу воспитания Сен-Сирского пансиона , основанного мадам де Ментенон и впоследствии взятого за образец Екатериной II при создании Смольного института в Петербурге » .
Написанные в манере Лукиана «Диалоги мёртвых» ( Dialogues des morts , 1700 — 1718 ) содержат рассуждения о принципах управления государством и выполнены в увлекательной форме. В каждом отрывке заключалось какое-нибудь житейское, моральное и политическое нравоучение; так, беседа Пизистрата с Солоном призвана проиллюстрировать мысль, что тирания более гибельна для самого тирана , чем для народа; беседа Цезаря с Катоном — что абсолютизм не обеспечивает спокойствия и не укрепляет власти государей, а, напротив, делает их несчастными и приводит к их гибели.
«Рассказывают, что однажды воспитанник Фенелона ужаснул придворных фразой, почерпнутой из "Диалогов мёртвых": "Король создан для подданных, а не подданные для короля". Эта формула является антитезой известному изречению, приписываемому Людовику XIV: "Государство — это я"»
Роман «Приключения Телемака» ( Les aventures de Télémaque ) был написан в 1695 — 1696 годах , но первый его том был издан только в апреле 1699 г. В «Телемаке» Фенелон отдал дань своему увлечению классицизмом ; критика, сопоставляя его с гомеровскими поэмами и с « Энеидой », нашла целый ряд прямых заимствований оттуда; Фенелон взял у древних не только сюжет, который был прямым подражанием « Одиссее », но и целые эпизоды, картины, даже детали; вместе с тем, однако, он сумел заимствовать у древних и дух их произведений, добиться простоты, силы и ясности стиля.
«Телемак» во многом перекликается с «Диалогами мёртвых» и представляет собой своего рода курс политической педагогики.
В романе содержится множество аллюзий на Людовика XIV и его министров, причём на долю каждого из приближенных монарха приходилась прозаическая эпиграмма .
Есть в «Телемаке» и утопические картины идеального государственного и общественного строя ( Бетика , Салент), за которые король лишил автора остатков своего расположения.
Среди богословско-философских трактатов Фенелона — «Опровержение трактата Мальбранша о природе и благодати» ( Réfutation du traité de Malebranche, sur la nature et le grâce , ок. 1687 – 1688 ) и «Трактат о Существовании Бога» ( Traité de l’Existence de Dieu , 1712 ). Основная мысль последнего формулируется в следующем силлогизме : всё, что обнаруживает порядок и искусство, есть дело разумной силы; природа во всех своих произведениях обнаруживает порядок и искусство; следовательно, природа имеет разумную причину.
Трактат написан с присущей Фенелону ясностью и довольно долго служил школьным руководством во Франции.
В одном из последних своих сочинений, «Письме в Академию» ( Lettre a l'Academie , 1714 ), Фенелон выдвигает целый ряд проектов для разработки: они касаются различных аспектов лексикографии , риторики , поэтики и истории . Автор «Телемака» предлагает подготовить и издать несложную, доступную для иностранцев или малограмотных французов грамматику , а также сочинить трактаты о различных драматических жанрах ( трагедия и комедия ). На «Письме» лежит явственный отпечаток "Спора о древних и новых ", причем несмотря на все старания автора быть беспристрастным, ощущаются его вполне определённые симпатии по отношению к Древним.
«Письмо» проникнуто неприятием современного Фенелону упадка нравов и безмерной тяги к роскоши.
Переводов «Телемака» насчитывается до ста, в том числе много стихотворных (латинские, немецкий Нейкирха, русский — «Телемахида» Тредьяковского , прозаич. пер. Ив. Захарова, 1786 ).